Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:58, реферат
Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.
1.1.Основные формы организации международного бизнеса
1.1.1. Международный стратегический альянс
1.1.2. Многонациональная компания
1.2. Цели международной интеграции
1.2.1. Доступ к новым рынкам
1.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов
1.2.3. Достижение конкурентных преимуществ
1.2.4. Повышение эффективности
1.2.5. Снижение рисков
Организация международного бизнеса
1.1.Основные формы
1.1.1. Международный стратегический альянс
1.1.2. Многонациональная компания
1.2. Цели международной интеграции
1.2.1. Доступ к новым рынкам
1.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов
1.2.3. Достижение конкурентных
1.2.4. Повышение эффективности
1.2.5. Снижение рисков
Организация международного бизнеса
Одной из основных тенденций,
характеризующих мировую
Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности - одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.
Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987
Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.
1.1.Основные формы
В практике современного международного
бизнеса выработаны разнообразные,
в том числе достаточно гибкие,
формы международной
лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента;
сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;
контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
стратегический альянс - формальный
или неформальный союз, создаваемый
с целью объединения ресурсов
для решения задач
совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.
1.1.1. Международный стратегический альянс
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
В широком смысле к МСА относятся
функциональные соглашения (например,
по совместным научно-исследовательским
и опытно-конструкторским
Международный стратегический альянс отличает:
происхождение партнеров по крайней мере из двух различных стран;
стратегическая значимость для каждого партнера.
Исторически международные стратегические альянсы предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RACE (телекоммуникации).
Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:
компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;
соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
имеют целенаправленные "рациональные цели для связей одной фирмы с другой".
В прошлом союзы фирм, с точки
зрения мотивации их создания, зачастую
были ограниченными. В качестве цели
могло ставиться достижение определенных
объемов продаж на рынках отдельных
товаров. Однако начиная с 1980-х гг.
при создании альянсов компании все
чаще ставят перед собой более
далеко идущие цели. Посредством сотрудничества
фирма-участница может
Вне зависимости от формы и структуры всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами - в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует внимание М. Портер, определяя их как "долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм".
Какими свойствами должны обладать
международные
Отметим, что ни один из партнеров
по альянсу не может контролировать
процесс принятия стратегических решений
по широкому кругу проблем бизнеса
другим партнером (партнерами). В противном
случае, альянс перерастает в более
интегрированную форму
Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере распределения по отраслям МСА, базирующимся в США:
производство компьютеров - 7,3%;
фармацевтика - 6,8%;
добывающая промышленность - 5,9%;
автомобилестроение - 5,4%;
продукты питания и напитки - 4,6%;
аэрокосмическая промышленность - 4,1%;
металлургия - 4,0%;
телекоммуникации - 8,0%;
индустрия развлечений - 6,2%;
финансы - 5,3%;
производство программных
электроэнергетика, газо- и водоснабжение - 1,9%.
Относительно высокая
1.1.2. Многонациональная компания
Многонациональная компания (МНК) является
одной из наиболее сложных форм организации
международного бизнеса. Такая компания
использует международный подход в
поиске заграничных рынков и при
размещении производства, а также
комплексную глобальную философию
бизнеса, предусматривающую
Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности МСА:
1. корпоративная целостность,
2. ориентация на достижение
3. наличие единой управленческой
вертикали (с различной
4. бессрочный характер
5. применяет глобальный, интегрированный
подход к бизнесу с целью
поиска новых рыночных
6. стремится закрепить
7. ориентирован на поиск общих
черт, присущих различным
На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономик развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось в 11 000 (с более чем 86 000 зарубежных подразделений), то к началу 1990-х гг. их число перевалило за 35 000 (147 000. зарубежных филиалов). Сегодня в мире действует порядка 40 000 МНК, имеющих около 200 000 подразделений в 150 странах.
МНК лидируют в мировой экономике
по различным показателям. В 1996 г. общий
объем продаж МНК составил 5,5 триллиона
долларов, или 25% мирового ВВП. На МНК
приходится, по разным оценкам, от 1/4 до
1/3 мировой торговли. В середине 1990-х
гг. активы 500 крупнейших небанковских
МНК превысили 30 триллионов долларов,
причем 40% активов было размещено
за пределами стран, в которых
учреждены головные компании. Общая
численность занятых в МНК
превышает 70 миллионов человек. Аналогичная
картина наблюдается и в
По сути, именно МНК превратили
мировую экономику в подлинно
международное производство, дали импульс
развитию научно-техническому прогрессу
в различных его проявлениях,
обеспечили повышение технического
уровня и качества продукции, рост эффективности
производства. Особо следует выделить
значение МНК с позиции
1.2. Цели международной интеграции
Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:
1. Достижения в области