Организация международного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:58, реферат

Краткое описание

Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Оглавление

1.1.Основные формы организации международного бизнеса
1.1.1. Международный стратегический альянс
1.1.2. Многонациональная компания
1.2. Цели международной интеграции
1.2.1. Доступ к новым рынкам
1.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов
1.2.3. Достижение конкурентных преимуществ
1.2.4. Повышение эффективности
1.2.5. Снижение рисков

Файлы: 1 файл

Организация международного бизнеса.docx

— 33.72 Кб (Скачать)

Организация международного бизнеса 

1.1.Основные формы организации  международного бизнеса 

1.1.1. Международный стратегический  альянс

1.1.2. Многонациональная компания 

1.2. Цели международной интеграции 

1.2.1. Доступ к новым рынкам

1.2.2. Доступ к новым источникам  ресурсов

1.2.3. Достижение конкурентных преимуществ 

1.2.4. Повышение эффективности 

1.2.5. Снижение рисков

Организация международного бизнеса

Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику  на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические  ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Одновременно мощный импульс  развития получает интеграционная хозяйственная  деятельность на уровне компаний: все  возрастающий уровень международной  конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов  и сотрудничества в борьбе за выживание  либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений  между компаниями различных стран  и создание деловых структур различной  степени интегрированности - одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число  в мире ежегодно возрастало более  чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило  показатель 1987

Стремление к более  глубокой интеграции проявилось в последнее  десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и  банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

1.1.Основные формы организации  международного бизнеса 

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:

лицензионный договор - использование  авторского права, товарного знака, патента;

сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

контракт-менеджмент - передача одним  из партнеров другому ноу-хау  в области менеджмента;

франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый  с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности  и т. д., либо достижения "эффекта  масштаба", либо с другими целями;

совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме  акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.

1.1.1. Международный стратегический  альянс

Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

В широком смысле к МСА относятся  функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским  и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию  продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с  созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без  образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой  доли участия). Таким образом, МСА  являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.

Международный стратегический альянс отличает:

происхождение партнеров по крайней мере из двух различных стран;

стратегическая значимость для  каждого партнера.

Исторически международные стратегические альянсы предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RACE (телекоммуникации).

Стратегическая значимость альянса  для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:

компенсируют слабые стороны или  создают конкурентные преимущества участников;

соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;

имеют целенаправленные "рациональные цели для связей одной фирмы с  другой".

В прошлом союзы фирм, с точки  зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных  товаров. Однако начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все  чаще ставят перед собой более  далеко идущие цели. Посредством сотрудничества фирма-участница может внедриться на новые рынки, получить доступ к  новым технологиям, обеспечить экономию за счет "эффекта масштаба", преодолеть государственные и инвестиционные барьеры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные трансакции (сделки), либо дешевле, чем  путем приобретения другой фирмы  или слияния с ней. МСА стали  жизненно важным элементом организационной  структуры компаний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени  зависит не только от способности  оптимально использовать внутренние ресурсы  для реализации стратегических целей, но и от характера отношений с  партнерами, являющимися настоящими или потенциальными конкурентами.

Вне зависимости от формы и структуры  всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами - в  меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем  при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует  внимание М. Портер, определяя их как "долгосрочные соглашения между  фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния  фирм".

Какими свойствами должны обладать международные межорганизационные соглашения, чтобы их можно было классифицировать как МСА? Во-первых, комбинация ресурсов партнеров должна быть направлена на создание ценности, общая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов. Такой тип синергии распространен во многих современных видах деятельности, особенно в отраслях высоких технологий. Второй особенностью является то, что две или более организации, объединенные для реализации согласованных целей, остаются независимыми после формирования альянса. В-третьих, фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль. Наконец, в-четвертых, организации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса, например развитию технологии, производству продукции и т. п.

Отметим, что ни один из партнеров  по альянсу не может контролировать процесс принятия стратегических решений  по широкому кругу проблем бизнеса  другим партнером (партнерами). В противном  случае, альянс перерастает в более  интегрированную форму кооперации - финансово-промышленную группу с доминирующей ролью головной компании.

Международные стратегические альянсы  играют заметную роль в жизнедеятельности  ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере  распределения по отраслям МСА, базирующимся в США:

производство компьютеров - 7,3%;

фармацевтика - 6,8%;

добывающая промышленность - 5,9%;

автомобилестроение - 5,4%;

продукты питания и напитки - 4,6%;

аэрокосмическая промышленность - 4,1%;

металлургия - 4,0%;

телекоммуникации - 8,0%;

индустрия развлечений - 6,2%;

финансы - 5,3%;

производство программных продуктов - 2,6%;

электроэнергетика, газо- и водоснабжение - 1,9%.

Относительно высокая концентрация МСА в производстве компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической  промышленности и сфере развлечений  объясняется, в частности, тем, что  компании ищут пути сотрудничества с  целью снижения характерных для  этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных технологических и операционных рисков.

1.1.2. Многонациональная компания

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации  международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в  поиске заграничных рынков и при  размещении производства, а также  комплексную глобальную философию  бизнеса, предусматривающую хозяйственную  деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.

Организация, формы и структурные  особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности МСА:

1. корпоративная целостность, основанная  на принципе акционерного участия; 

2. ориентация на достижение единых  для компаний МНК стратегических  целей и решение общих стратегических  задач; 

3. наличие единой управленческой  вертикали (с различной степенью  жесткости) и единого центра  контроля в виде холдинговой  компании, банка либо группы взаимосвязанных  компаний;

4. бессрочный характер существования  МНК. Наряду с термином "многонациональный"  для определения бизнеса, ведущего  международные операции по всему  миру, часто используют понятия  "мировой" или "глобальный". При этом предполагается, что  менеджмент глобальной компании:

5. применяет глобальный, интегрированный  подход к бизнесу с целью  поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для  бизнеса со стороны конкурентов,  поиска новых ресурсов для  расширения деятельности (включая  человеческие и финансовые ресурсы);

6. стремится закрепить присутствие  компании на ключевых страновых (региональных) рынках;

7. ориентирован на поиск общих  черт, присущих различным географическим  рынкам.

На сегодняшний день МНК, превратившись  в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового  и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономик развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Так, если в 1976 г. число МНК оценивалось  в 11 000 (с более чем 86 000 зарубежных подразделений), то к началу 1990-х  гг. их число перевалило за 35 000 (147 000. зарубежных филиалов). Сегодня в  мире действует порядка 40 000 МНК, имеющих  около 200 000 подразделений в 150 странах.

МНК лидируют в мировой экономике  по различным показателям. В 1996 г. общий  объем продаж МНК составил 5,5 триллиона  долларов, или 25% мирового ВВП. На МНК  приходится, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 мировой торговли. В середине 1990-х  гг. активы 500 крупнейших небанковских МНК превысили 30 триллионов долларов, причем 40% активов было размещено  за пределами стран, в которых  учреждены головные компании. Общая  численность занятых в МНК  превышает 70 миллионов человек. Аналогичная  картина наблюдается и в банковской сфере: из 300 крупнейших банков мира около 100 являются транснациональными, при  этом около 2/3 операций они ведут  в своих государствах и 1/3 - за границей.

По сути, именно МНК превратили мировую экономику в подлинно международное производство, дали импульс  развитию научно-техническому прогрессу  в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности  производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования  форм менеджмента и организации  предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и  кадровым потенциалом. С этим связано  значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых МНК интегрированных структур в курсе международного менеджмента.

1.2. Цели международной интеграции

Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:

1. Достижения в области компьютерных  технологий и телекоммуникаций  привели к бурному росту взаимообмена  информацией и идеями через  границы государств, что позволяет  потребителям больше узнать о  зарубежных товарах. Так, распространение  спутникового и кабельного телевидения,  а также Интернет способствует  формированию глобального спроса  на определенные товары или  услуги. Глобальные сети телекоммуникаций  позволяют менеджерам компаний  координировать деятельность персонала  по разработке, внедрению, производству  и продажам продукции на многочисленных  предприятиях по всему миру.

Информация о работе Организация международного бизнеса