Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:58, реферат
Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.
1.1.Основные формы организации международного бизнеса
1.1.1. Международный стратегический альянс
1.1.2. Многонациональная компания
1.2. Цели международной интеграции
1.2.1. Доступ к новым рынкам
1.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов
1.2.3. Достижение конкурентных преимуществ
1.2.4. Повышение эффективности
1.2.5. Снижение рисков
2. Правительства многих стран
последовательно снижают
3. Существует тенденция к
В то же время по-прежнему сохраняются
различия многих национальных рынков,
а также присущие им несовершенства,
выражающиеся, в частности, в относительной
дешевизне отдельных ресурсов (сырья,
труда, технологий, капитала). Использование
таких различий и несовершенств
позволяет участникам международной
кооперации осуществлять, с одной
стороны, глобальный рост своего бизнеса,
снижение издержек производства, повышение
прибыли, а с другой - привлечение
для этого международных
За счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:
доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;
доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;
достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;
экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;
снижение риска.
1.2.1. Доступ к новым рынкам
Эта цель достигается за счет преодоления
правовых ограничений вхождения
на зарубежный рынок, открытия благоприятных
рынков с точки зрения каналов
сбыта и поступления ресурсов,
повышения эффективности
Одной из основных причин образования международной интегрированной структуры может являться установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.
Важным аспектом вхождения в
новый рынок являются торговые ограничения
со стороны правительства
1.2.2. Доступ к новым источникам ресурсов
Посредством международной интеграции компании получают возможность доступа к дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам зарубежных стран: МСА - через своих иностранных партнеров, МНК - через свои зарубежные предприятия.
На начальной стадии удовлетворяются
потребности в сырье (комплектующих),
производственных мощностях, зданиях,
сооружениях, в финансовых ресурсах,
а также потребности в
В современных условиях не менее важное значение приобретает доступ к информационным и технологическим ресурсам:
? знание национальной экономики,
? знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;
? передача знаний в области маркетинга и менеджмента;
? передача технических ноу-хау,
доступ к новым технологиям,
результатам научных
1.2.3. Достижение конкурентных
Рост компетенции, лежащей в
основе конкурентного преимущества
фирмы, во многом зависит от ее способности
воспринимать новые навыки и знания
в области производства и менеджмента.
Наиболее быстро "генерирующие" новую
информацию компании оказываются более
конкурентоспособными. В то же время
помимо создания нового знания внутри
организационных рамок самой
фирмы существует возможность получать
информацию от других участников рынка.
Движимые конкуренцией на международных
рынках фирмы создают интегрированные
структуры бизнеса, в том числе
с целью совершенствования
Отметим, что развитие партнерских отношений между иностранными и местными фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.
По утверждению Д. Файтса, председателя совета директоров американской машиностроительной компании Caterpillar, в основе успешного противостояния основному конкуренту, японской фирме Komatsu, лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслуживающими по всему миру машины и дизельные моторы, произведенные Caterpillar. При этом дилеры используются как источники информации по рынкам, агенты, консультанты, имеют полномочия решать на месте многие из возникающих проблем. "Наши дилеры, - подчеркивает Файтс, - играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запасных частей".
Чтобы преумножить знания и опыт, фирмы, зачастую вступают в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК является распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим является сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСА.
В рамках МСА международная компания
получает возможность использовать
знания и опыт своего партнера-конкурента
путем их интеграции и внедрения
для достижения некоторых общих
целей. Одновременно посредством создания
МСА потенциальная или
В середине 1990-х гг. МСА английской компании British Telecom и американской телекоммуникационной компаниии MCI Communications противостоял планам американского гиганта в области телекоммуникаций AT&T расширить спектр услуг, предоставляемых международным корпоративным клиентам. Оба партнера инвестировали более 1 млрд долларов на развитие голосовой почты. При этом партнеры поделили рынки продаж: MCI занималась маркетингом и предоставлением услуг на американском континенте, а British Telecom осуществляла аналогичную деятельность в странах Западной Европы и бассейна Тихого океана. Аналитики полагают, что, несмотря на свой потенциал, поодиночке ни одна из этих компаний не смогла бы создать серьезной конкуренции AT&T на глобальном рынке.
В большинстве случаев
Одним из мотивов соглашения о производстве и сбыте серии дешевых моделей автомобилей, заключенного между японской Mitsubishi Motors и южнокорейской Hyundai Motors, было предотвращение возможного подобного соглашения между конкурентами. Сходным образом меры заградительного характера, предпринятые американской администрацией против японской автомобильной экспансии на рынок США, явились одной из причин организации совместного предприятия компаниями General Motors и Toyota.
1.2.4. Повышение эффективности
Рационализация международного производства предполагает, что определенные компоненты не производятся больше чем в двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет "эффекта масштаба" - повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска.
Снижению затрат способствуют также
уход от дублирования инвестиций и
затрат на НИОКР, распространение и
обмен технологиями и ноу-хау, открытие
благоприятных сырьевых рынков, международное
разделение труда, возможности финансового
и налогового планирования с учетом
особенностей функционирования финансовых
рынков и государственной
General Motors через созданные СП получает из Японии коробку передач и задний мост для дальнейшей сборки автомобилей на предприятиях в Канаде, Западной Европе, Южной Африке и Австралии. На принадлежащих МНК Ford заводах в Бразилии производятся двигатели малой мощности для американских и европейских рынков сбыта.
Минимальный масштаб размеров эффективного производства в большинстве отраслей значительно вырос. Так, например, производитель цветных телевизоров должен выпускать несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии за счет "эффекта масштаба", позволяющей выдержать глобальную конкуренцию. Это более чем в 50 раз превышает минимальный размер эффективного производства, существовавший в данном секторе в начале 1960-х гг.
Примером такого сотрудничества является альянс General Electric и Snecma - американского и французского производителей, объединивших некоторые свои ресурсы, производственный опыт и навыки для выполнения НИОКР в целях разработки нового поколения двигателей для реактивных самолетов.
Следует отметить, что заданная технология
производства неизбежно диктует
некоторую оптимальную величину
выпуска продукции. Значительное отклонение
от этой величины как в одну, так
и в другую сторону влечет за собой
экономический ущерб. В таком
случае как альтернатива вертикально
интегрированной компании может
использоваться сеть МСА. Фирма, создающая
МСА с производителями
удается избежать свойственного крупному бизнесу организационного разбухания;
не нужно переучивать рабочих и вносить тысячи изменений в процедуры управления и организации внедрения новой технологии;
сокращаются издержки адаптации к изменениям, вызванным научно-техническим прогрессом.
Современные высокотехнологичные отрасли отличает удорожание средств производства, рост затрат на НИОКР, разработку торговой марки, развитие сбытовой сети продаж. Высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы максимизировать прибыли и сократить срок окупаемости инвестиций. При этом возможно создание альянсов, особенность которых заключается в том, что каждая из фирм-партнеров выполняет взаимодополняющие функции.
Примером служит СП немецкой химической компании BASF и американской Dow Chemical. BASF полагался на Dow Chemical в дистрибьюции своей собственной технологии на американском рынке, в то время как для Dow Chemical СП было средством сокращения затрат на НИОКР.
1.2.5. Снижение рисков
Снижение рисков в процессе международной интеграции достигается путем страновой (региональной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.
Действуя в рамках альянса, фирма
может достичь договоренности с
партнером о разделении рынка
на сферы влияния. С другой стороны,
альянс, в сравнении с фирмой,
действующей в одиночку, может
уменьшить риск каждого из партнеров
путем распределения этапов большого
проекта между несколькими
Американская компания Cisco с 1993 по конец 1997 г. сделала инвестиции с меньшей долей участия в капитал 25 компаний-партнеров. Одна из важнейших мотиваций такой формы альянса - разделение с партнерами большого технологического риска.
Использованная литература и средства:
В. В. Родченко «Международный менеджмент»