Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.
Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.
Введение…………………………………………………………………………5
1. Международный туризм: понятие, тенденции, перспективы развития…..7
1.1 Место туризма в современном обществе……..….……………………...7
1.2 Мировые тенденции развития туризма ………………………………….9
1.3 Перспективы развития туризма…...…………………………………….13
2. Анализ современного состояния туризма в Республике Беларусь ……...16
2.1 Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь………………………….............16
2.2 Тенденции развития туризма в Республике Беларусь…………………17
2.3 Предполагаемый экономический и социальный эффект от реализации национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2006 – 2010гг…………………………………………………………………………...20
3. Рекомендации по развитию туризма в Республике Беларусь………….…23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………........28
Приложения…………………………………………………………………….29
Примечание
– Источник: [10].
Самой
посещаемой страной станет Китай. Высокие
темпы роста ожидаются также
в Гонконге. Доля Китая и Гонконга
составит 12,3% общемирового потока. Особенно
серьезные изменения произойдут
в России: в 2020 г количество въезжающих
туристов будет в 1,54 раза больше, чем
выезжающих за ее пределы. Больших успехов
среди европейских стран
Таблица 1.4 - Страны-лидеры по приему туристов в 2020 году, затраты туриста
№ пп. | Страна | Прибытие
Туристов в млн. чел |
Доля в мировом потоке. % | Среднегодовой рост в 1995 - 2020 гг. в % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Китай | 137,1 | 8,6 | 8,0 |
2 | США | 102,4 | 6,4 | 3,5 |
3 | Франция | 93,3 | 5.8 | 1.8 |
4 | Испания | 71,0 | 4,4 | 2.4 |
5 | Гонконг | 59,3 | 3.7 | 7.3 |
6 | Италия | 52,9 | 3.3 | 2.2 |
7 | Великобритания | 52,8 | 3,3 | 3,0 |
8 | Мексика | 48,9 | 3,1 | 3,6 |
Окончание таблицы 1.4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Россия | 47,1 | 2,9 | 6,7 |
10 | Чехия | 44,1 | 2,7 | 4,0 |
Всего | 708,8 | 44,2 | 100 |
Примечание
– Источник: [10].
Наибольшая
туристская подвижность населения
ожидается в Нидерландах, Германии,
Великобритании, Канаде и Японии, где
на одного жителя страны будет приходиться
по 1,5—2 поездки за границу в год.
В большинстве других стран, входящих
в десятку, туристская подвижность
заметно ниже единицы. См. таблицу 1.5.
Таблица1.5.Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 году
Страна | Выезд туристов в млн чел | Доля в мировом потоке в % | ||
1 | Германия | 163.5 | 10,2 | |
2 | Япония | 141.5 | 8,8 | |
3 | США | 123,3 | 7,7 | |
4 | Китай | 100,0 | 6,2 | |
5 | Великобритания | 96,1 | 6,0 | |
6 | Франция | 37,6 | 2,3 | |
7 | Нидерланды | 35.4 | 2,2 | |
8 | Канада | 31.3 | 2,0 | |
9 | Россия | 30,5 | 1.9 | |
10 | Италия | 29,7 | 1.9 | |
Всего | 788,9 | 49.2 | _ |
Примечание
– Источник: [10].
В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8%.
На
основании темпов роста туристических
маршрутов и желающих участвовать
в этом процессе, можно сделать
выводы о том, что туризм будет
развиваться высокими темпами, превышающими
темпы развития основных отраслей национальных
экономик [10].
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1.
Оценка современного
состояния туризма
и туристической
инфраструктуры в Республике
Беларусь
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
По состоянию на 1 января 2005 года в Беларуси насчитывается 279 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 23 тысячи мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 6,7 тыс. человек.
За 2004 год в средствах проживания Беларуси было размещено более 1,2 млн. человек, из них около 1 млн. человек - жители республики [10, с. 3-4].
В настоящий момент в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92% от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства проживания размещены, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии классификации, что означает, что многие из них не имеет класса даже «одной звезды».
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.
Питание
жителей и гостей Республики Беларусь
в настоящее время осуществляют
свыше 3 тысяч объектов общественного
питания расположенных в
Учитывая важное географическое положение Республики Беларусь большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.
Актуальным является и развитие сети предприятий быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тысяч предприятий быстрого питания [10, с.4-5].
Таким
образом, сегодня в Республике Беларусь
создана и функционирует
2.2.
Тенденции развития
туризма в Республике
Беларусь
Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.
Согласно рекомендациям ВТО, статистика туризма осуществляется по двум важнейшим разделам:
- статистика туристских потоков;
- статистика туристских доходов [11, с.21].
К показателям туристских потоков относится количество прибытий (отбытий). Динамика туристских потоков Республики Беларусь по въездному и выездному туризму за период 2005 – 2009 гг. представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1.Динамика туристских потоков в Республике Беларусь
Год | Количество прибытий в РБ | Количество
отбытий из РБ |
1998 | 62430 | 816016 |
1999 | 56064 | 860775 |
2000 | 48050 | 1181570 |
2001 | 50757 | 1215137 |
2002 | 55177 | 1198669 |
2003 | 64289 | 1108237 |
2004 | 67517 | 514593 |
Примечание
– Источник: [12, с.271-272].
За рассматриваемый период можно отметить увеличение числа прибывших туристов в Республику (2005 – 2009 гг. – 110 %), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (2005 – 2009 гг. – 63%, почти в 2,5 раза по сравнению с 2001 годом). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.
10 стран-лидеров по посещаемости Беларуси представлены в приложении В.
Проанализировав данные о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
практическое отсутствие до 2005 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Статистика туристских доходов представлена в приложении Г.
Как видно из таблицы импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2004г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2003г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг.
Информация о работе Международный опыт организации и развития туристического бизнеса