Международный опыт организации и развития туристического бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.
Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………5
1. Международный туризм: понятие, тенденции, перспективы развития…..7
1.1 Место туризма в современном обществе……..….……………………...7
1.2 Мировые тенденции развития туризма ………………………………….9
1.3 Перспективы развития туризма…...…………………………………….13
2. Анализ современного состояния туризма в Республике Беларусь ……...16
2.1 Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь………………………….............16
2.2 Тенденции развития туризма в Республике Беларусь…………………17
2.3 Предполагаемый экономический и социальный эффект от реализации национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2006 – 2010гг…………………………………………………………………………...20
3. Рекомендации по развитию туризма в Республике Беларусь………….…23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………........28
Приложения…………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.docx

— 87.43 Кб (Скачать)

    Примечание  – Источник: [10].   

    Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие  темпы роста ожидаются также  в Гонконге. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно серьезные изменения произойдут в России: в 2020 г количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем  выезжающих за ее пределы. Больших успехов  среди европейских стран достигнет  также Чехия. См. таблицу 1.4. 

Таблица 1.4 - Страны-лидеры по приему туристов в 2020 году, затраты туриста

   
№ пп.          Страна      Прибытие

Туристов в  млн. чел

Доля в мировом  потоке. % Среднегодовой рост в 1995 - 2020 гг. в %
1 2     3     4     5
1 Китай     137,1     8,6     8,0
2 США     102,4     6,4     3,5
3 Франция     93,3     5.8     1.8
4 Испания     71,0     4,4     2.4
5 Гонконг     59,3     3.7     7.3
6 Италия     52,9     3.3     2.2
7 Великобритания     52,8     3,3     3,0
8 Мексика     48,9     3,1     3,6

 

Окончание таблицы 1.4

   
1 2     3     4     5
9 Россия     47,1     2,9     6,7
10 Чехия     44,1     2,7     4,0
    Всего     708,8     44,2     100

    Примечание  – Источник: [10].   

    Наибольшая  туристская подвижность населения  ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где  на одного жителя страны будет приходиться  по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы. См. таблицу 1.5. 

 Таблица1.5.Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 году

   
          Страна Выезд туристов в млн чел Доля  в мировом потоке в %
1 Германия     163.5     10,2
2 Япония     141.5     8,8
3 США     123,3     7,7
4 Китай     100,0     6,2
5 Великобритания     96,1     6,0
6 Франция     37,6     2,3
7 Нидерланды     35.4     2,2
8 Канада     31.3     2,0
9 Россия     30,5     1.9
10 Италия     29,7     1.9
Всего     788,9     49.2            _

    Примечание  – Источник: [10].   

    В будущем прогнозируется рост туризма  на 45,8%.

    На  основании темпов роста туристических  маршрутов и желающих участвовать  в этом процессе, можно сделать  выводы о том, что туризм будет  развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик [10]. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2

    АНАЛИЗ  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ  ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    2.1. Оценка современного  состояния туризма  и   туристической инфраструктуры в Республике Беларусь 

    Развитие  туризма в любой стране, регионе  зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном  выигрыше те страны, которые имеют  море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими знаковыми  для туризма ресурсами, она имеет  ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

    • близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
    • соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;
    • древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
    • богатый природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща и т.д.

    В Республике Беларусь в последние  годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных  гостиничных комплексов. Ведется  большая работа по реконструкции  и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его  к общепризнанным мировым стандартам.

    По  состоянию на 1 января 2005 года в Беларуси насчитывается 279 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 23 тысячи мест. Количество работающих в данной сфере  составляет около 6,7 тыс. человек.

    За 2004 год в средствах проживания Беларуси было размещено более 1,2 млн. человек, из них около 1 млн. человек - жители республики [10, с. 3-4].

    В настоящий момент в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92% от всех средств размещения. Гостиницы находятся  в различных формах собственности  и ведомственных подчинениях, существенно  разнятся по уровню и ценам. Число  средств размещения, находящихся  в частной собственности, составляет 71 единицу или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства проживания размещены, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.

    Общая проблема, присущая подавляющему большинству  гостиниц, состоит в отсутствии классификации, что означает, что многие из них  не имеет класса даже «одной звезды».

    Хотя  в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга  стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного  числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

    Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тысяч объектов общественного  питания расположенных в общедоступной  сети.

    Учитывая  важное географическое положение Республики Беларусь большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса.   В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

    Актуальным  является и развитие сети предприятий  быстрого питания, позволяющих при  относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с  минимальными затратами времени на получение  и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тысяч предприятий быстрого питания [10, с.4-5].

    Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного  туризма, которая в достаточной  степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и  совершенствование. 

    2.2. Тенденции развития  туризма в Республике  Беларусь 
 

    Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.

    Согласно  рекомендациям ВТО, статистика туризма  осуществляется по двум важнейшим разделам:

    - статистика туристских потоков;

    - статистика туристских доходов  [11, с.21].

    К показателям туристских потоков  относится количество прибытий (отбытий). Динамика туристских потоков Республики Беларусь по въездному и выездному туризму за период 2005 – 2009 гг. представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.Динамика туристских потоков в Республике Беларусь

    Год     Количество  прибытий в РБ     Количество 

    отбытий из РБ

    1998     62430     816016
    1999     56064     860775
    2000     48050     1181570
    2001     50757     1215137
    2002     55177     1198669
    2003     64289     1108237
    2004     67517     514593

    Примечание  – Источник: [12, с.271-272].   

    За  рассматриваемый период можно отметить увеличение числа прибывших туристов в Республику (2005 – 2009 гг. – 110 %), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (2005 – 2009 гг. – 63%, почти в 2,5 раза по сравнению с 2001 годом). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.

    10 стран-лидеров по посещаемости  Беларуси представлены в приложении В.

    Проанализировав данные о структуре туристского  потока, можно сказать, что приоритетными  для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.

    Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

    образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок  выдачи белорусских виз гражданам  иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного  туризма в Республику Беларусь;

    неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

    отсутствие  практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

    практическое  отсутствие до 2005 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

    невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого  уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного  периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему  социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

    Статистика  туристских доходов представлена в приложении Г.

    Как видно из таблицы импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка  Республики Беларусь экспорт туристических  услуг в 2004г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению  с 2003г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение  последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг.

Информация о работе Международный опыт организации и развития туристического бизнеса