Методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Оглавление

Введение. Методы исследования 3-6 стр.,
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ 6-8 стр.,
Основные подходы в системном исследовании 8-11 стр.,
Объекты анализа. Стадии анализа. 11-14стр.,
Структуры организации. Краткие выводы 14-18стр.,
Литература 19стр.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 80.09 Кб (Скачать)
 

 

Содержание:

  1. Введение. Методы исследования 3-6 стр.,
  2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ 6-8 стр.,
  3. Основные подходы в системном исследовании 8-11 стр.,
  4. Объекты анализа. Стадии анализа. 11-14стр.,
  5. Структуры организации. Краткие выводы 14-18стр.,
  6. Литература 19стр.

 

Введение: 

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное  применение способствует получению  достоверных и полных результатов  исследования возникших в организации  проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при  проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед  исследователями ставятся цели, требующие  не только анализа и выявления  проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение  новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко  определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.

Система управления:

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

  • датчики информации о состоянии объекта управления,
  • подсистема сбора и передачи этой информации,
  • подсистема обработки и отображения этой информации,
  • подсистема выработки управляющих воздействий,
  • подсистема передачи управляющих воздействий.
  • исполнительные устройства.

Реализация механизма  управления проявляется в выполнении ряда функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координирование. Сложная система разбивается на функциональные подсистемы по следующим составляющим: персонал, финансы, сбыт, производство, инновации, качество, логистика, стратегия. В каждой функциональной подсистеме менеджмента используются свои квалификационные навыки, способы, методы, приемы, инфраструктура, материалы, оборудование, знания, и требуется определенный набор исследовательских приемов и процедур для изучения возникающих проблем. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.  

Методы  исследования:

Научное исследование — это один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых научных знаний, характеризуется полнотой, достоверностью, объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью и определенной степенью новизны. Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Научное исследование, как правило, проводится в предметных рамках определенного научного подхода с использованием группы научных методов. Теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов. Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой.

Методологический  подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.

Общими методологическими  подходами, используемыми для анализа  подсистем управления, можно считать:

  • рационалистический,
  • поведенческий,
  • системный,
  • ситуационный,
  • процессный,
  • кибернетический,
  • синергетический

Объектом исследования в менеджменте является: предприятие, организация, система управления, процессы, т.е. непосредственно измеряемый качественными  и количественными показателями реальный физический объект.

Предмет исследования — это система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и внутренней среды и процессы, происходящие в организации. Собственно, на предмет исследования и нацелен взгляд исследователя, ставящего перед собой задачу решения проблемы или изучения того или иного объекта с целью получения истинного знания о нем.

Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические  эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах  менеджмента.  
 

Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-эко-номической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления.

Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разра-ботке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности.

  • Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:
  • выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;
  • установление особенностей функционирования пред-приятия и его отдельных подразделений;
  • выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;
  • сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
  • использование передового опыта других предприятий;
  • изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие  характеристики:

  • роль и место данного предприятия в отрасли;
  • состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • производственная структура предприятия;
  • система управления и ее организационная структура;
  • особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
  • инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
  • формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников
 
 
 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Системный анализ  — конструктивное направление  исследования процессов управления

Системный анализ —  это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций  и факторов развития организации  и выработку мероприятий по совершенствованию  системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет  выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности  она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.

Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами:

• продолжительностью и трудоемкостью работ, связанных  с пред-проектным обследованием;

• подбором материалов для проведения исследования;

• выбор метода исследования;

• обоснованием экономической, технической и организационной  целесообразности;

• разработкой компьютерных программ.

Конечной целью  системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

В соответствии с  главной целью необходимо выполнить  следующие исследования системного характера:

1) выявить общие  тенденции развития данного предприятия  и его место и роль в современной  рыночной экономике;

2) установить особенности  функционирования предприятия и  его отдельных подразделений;

3) выявить условия,  обеспечивающие достижение поставленных  целей;

4) определить условия,  препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор  необходимых данных для проведения  анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

6) использовать передовой  опыт других предприятий;

7) изучить необходимые  сведения для адаптации выбранной  (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие  характеристики:

1) роль и место  данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной  деятельности предприятия;

3) производственная  структура предприятия;

4) система управления  и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия  предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

6) инновационные  потребности (возможные связи  данного предприятия с научно-исследовательскими  и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы  стимулирования и оплаты труда  сотрудников

Таким образом, системный  анализ начинается с уточнения или  формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).

Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для  системного анализа и разработки программы исследований.

Программа системного анализа в свою очередь включает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа  системного анализа может включать следующие разделы:

• анализ предприятия  в целом;

• анализ типа производства и его технико-экономическая характеристика;

• анализ подразделений  предприятия, выпускающих продукцию (услуги) — основные подразделения;

Информация о работе Методы исследования систем управления