Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:30, курсовая работа
Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.
Введение
Структуризация методов исследования систем управления
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов
Методы формализованного представления систем управления
Методы исследования информационных потоков
Краткие выводы
Список использованной литературы
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Заочное отделение
РЕФЕРАТ
Специальность: Менеджмент организации
Дисциплина: Исследование систем управления
Тема: Методы проведения исследования систем управления.
МОСКВА 2011.
Содержание
Введение
Краткие выводы
Список использованной литературы
Введение
Экономическая стабильность организации,
ее выживаемость и эффективность деятельности
в условиях рыночных отношений неразрывно
связаны с ее непрерывным совершенствованием
и развитием. При этом совершенствование
организации должно осуществляться по
принципу адаптации к внешней среде. Сегодня
четко прослеживаются факторы, определяющие
необходимость постоянного совершенствования
и адаптации организации. Это:
- рынок сбыта производимой или продаваемой
продукции и вида услуг;
- рынок поставщика или рынок потребителя
исходных материалов, энергии, товаров
и услуг;
- финансовый рынок;
- рынок труда;
- окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать
стратегию развития. Поэтому успех любого
предприятия или организации и возможность
их выживания зависят от способности
быстро адаптироваться к внешним изменениям.
В постоянном стремлении поддерживать
соответствие организации условиям внешней
среды заключается принцип адаптивного
управления. Он проявляется в динамичном
освоении новой продукции, современной
техники и технологии; применении прогрессивных
форм организации труда, производства
и управления, непрерывном совершенствовании
кадрового потенциала.
В условиях динамичности современного
производства и общества управление должно
находиться в состоянии непрерывного
развития, которое сегодня невозможно
обеспечить без исследования тенденций
и возможностей, без выбора альтернатив
и направлений развития.
Система
управления предприятиями должна отвечать
современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью производства,
позволяющей быстро менять ассортимент
изделий (услуг). Это обусловлено тем, что
жизненный цикл продукции (услуг) стал
короче, а разнообразие изделий и объем
выпуска разовых партий - больше;
- быть адекватной сложной технологии
производства, требующей совершенно новых
форм контроля, организации и разделения
труда;
- учитывать серьезную конкуренцию на
рынке товаров (услуг), в корне изменившую
отношение к качеству продукции, потребовавшую
организовать послепродажное обслуживание
и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества
обслуживания потребителей и времени
выполнения договоров, которые стали слишком
высокими для традиционных производственных
систем и механизмов принятия управленческих
решений;
- учитывать изменение структуры издержек
производства;
- принимать во внимание необходимость
учета неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем,
с которыми приходится сталкиваться многим
организациям. Для реализации их существует
объективная необходимость в исследованиях,
анализе существующего положения.
Различного рода нововведения проявляют
себя на предприятиях в форме организационного
совершенствования системы управления,
что требует уточнения отдельных связей,
параметров системы, применения более
эффективных способов их реализации, повышения
уровня надежности и т.д. Организационное
совершенствование системы (ее подсистем
или элементов) затрагивает уже не только
отдельные связи, но и структуру управления
в целом. А это, в свою очередь, требует
установления и обеспечения новых связей,
устранения излишних связей, существенного
изменения функций управления и способов
принятия управленческих решений. Развитие
и совершенствование предприятия базируется
на тщательном и глубоком знании деятельности
организации, что требует проведения исследования
систем управления.
Дисциплина "Исследование систем управления"
занимает важное место в Государственном
стандарте по специальности "Менеджмент".
Важность ее изучения продиктована настоятельной
необходимостью построения таких организаций
(предприятий, производственных объединений,
корпораций, отдельных фирм), которые обеспечат
выпуск высококачественной продукции
(или услуги) в нужном объеме и ассортименте.
Создать такую организацию без проведения
исследований невозможно. Особую роль
здесь играют исследования систем управления.
Эта проблема была актуальной всегда,
однако до недавнего времени она в большей
степени решалась в рамках математических
дисциплин, таких, как теория вероятностей,
математическая статистика, логика, теория
множеств и др.
Методы проведения исследования систем управления
1. Структуризация методов
Эффективность исследования систем управления
во многом определяется выбранными и использованными
методами исследования. Методы исследования
представляют собой способы, приемы проведения
исследований. Их грамотное применение
способствует получению достоверных и
полных результатов исследования возникших
в организации проблем. Выбор методов
исследования, интеграция различных методов
при проведении исследования определяется
знаниями, опытом и интуицией специалистов,
проводящих исследования.
Всю совокупность методов исследования
можно разбить на три большие группы: методы,
основанные на использовании знаний и
интуиции специалистов; методы формализованного
представления систем управления (методы
формального моделирования исследуемых
процессов) и комплексированные методы.
Первая группа
- методы, основанные на выявлении и обобщении
мнений опытных специалистов-экспертов,
использовании их опыта и нетрадиционных
подходов к анализу деятельности организации
включают: метод "Мозговой атаки",
метод типа "сценариев", метод экспертных
оценок (включая SWOT-анализ), метод типа
"Дельфи", методы типа "дерева целей",
"деловой игры", Морфологические
методы и ряд других методов.
Вторая группа
- методы формализованного представления
систем управления, основанные на использовании
математических, экономико-математических
методов и моделей исследования систем
управления. Среди них можно выделить
следующие классы:
-аналитические
(включают методы классической математики
- интегральное исчисление, дифференциальное
исчисление, методы поиска экстремумов
функций, вариационное исчисление и другие,
методы математического программирования,
теории игр);
-статистические
(включают теоретические разделы математики
- математическую статистику, теорию вероятностей
- и направления прикладной математики,
использующие стохастические представления
- теорию массового обслуживания, методы
статистических испытаний, методы выдвижения
и проверки статистических гипотез и другие
методы статистического имитационного
моделирования);
-теоретика
множественные, логические, лингвистические,
семиотические представления (разделы
дискретной математики, составляющие
теоретическую основу разработки разного
рода языков моделирования, автоматизации
проектирования, информационно-поисковых
языков);
-графические
(включают теорию графов и разного рода
графические представления информации
типа диаграмм, графиков, гистограмм и
т.п.).
Наибольшее распространение в экономике
в настоящее время получили математическое программирование и статистические
методы. Правда, для представления
статистических данных, для экстраполяции
тенденций тех или иных экономических
процессов всегда использовались графические
представления (графики, диаграммы и т.п.)
и элементы теории функций (например, теория
производственных функций). Однако целенаправленное
применение математики для постановки
и анализа задач управления, принятия
экономических решений разного рода (распределения
работ и ресурсов, загрузки оборудования,
организации перевозок и т.п.) началось
с внедрения в экономику методов линейного
и других видов математического программирования
(работы Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова,
С.А. Соколицына и др.). Привлекательность
этих методов для решения формализованных
задач, какими обычно являются названные
выше и другие экономические задачи на
начальном этапе их постановки, объясняется
рядом особенностей, отличающих методы
математического программирования от
методов классической математики.
При стремлении более адекватно отобразить
проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно
применять статистические методы, с помощью
которых на основе выборочного исследования
получают статистические закономерности
и распространяют их на поведение системы
в целом. Такой подход полезен при отображении
таких ситуаций, как организация ремонта
оборудования, определение степени его
износа, настройка и испытание сложных
приборов и устройств и т.д. Все более широкое
применение находит статистическое имитационное
моделирование экономических процессов
и ситуаций принятия решений.
В последнее время с развитием средств
автоматизации возросло внимание к методам дискретной
математики: знание математической
логики, математической лингвистики, теории
множеств помогает ускорить разработку
алгоритмов, языков автоматизации проектирования
сложных технических устройств и комплексов,
языков моделирования ситуаций принятия
решений в организационных системах.
В настоящее время в экономике и организации
производства применяются практически
все группы методов формализованного
представления систем. Для удобства их
выбора в реальных условиях на базе математических
направлений развиваются прикладные методы
и предлагаются их классификации.
К третьей
группе относятся комплексированные
методы: комбинаторика, ситуационное моделирование,
топология, графосемиотика и др. Они сформировались
путем интеграции экспертных и формализованных
методов. Несколько в стороне стоят методы
исследования информационных потоков.
Специалист
по системному анализу должен понимать,
что любая классификация
2. Методы, основанные на использовании
знаний и интуиции специалистов
Развитие системного анализа неразрывно
связано с такими понятиями, как "мозговая
атака", "сценарии", "дерево целей",
морфологические методы и т.п. Перечисленные
термины характеризуют тот или иной подход
к активизации выявления и обобщению мнений
опытных специалистов-экспертов (термин
"эксперт" в переводе с латинского
означает "опытный"). Иногда все эти
методы называют "экспертными". Однако
есть и особый класс методов, связанных
непосредственно с опросом экспертов,
так называемый метод экспертных оценок
(так как при опросах принято проставлять
оценки в баллах и рангах), поэтому названные
и подобные им подходы иногда объединяют
термином "качественные" (оговаривая
условность этого названия, так как при
обработке мнений, полученных от специалистов,
могут использоваться и количественные
методы). Этот термин (хотя и несколько
громоздкий) в большей мере, чем другие
отражает суть методов, к которым вынуждены
прибегать специалисты, когда они не только
не могут сразу описать рассматриваемую
проблему аналитическими зависимостями,
но и не видят, какие из рассмотренных
выше методов формализованного представления
систем могли бы помочь получить модель.
Для принятия решения.
Возникновение перечисленных терминов,
как правило, связано с конкретными условиями
проведения исследований, или даже с именем
автора подхода. Однако варианты последующего
применения методов настолько разнообразны,
что сейчас трудно говорить об однозначности
использования приведенных терминов.
Дадим краткий обзор экспертных методов.
Концепция мозговой атаки получила широкое
распространение с начала 50-х годов как
"метод систематической тренировки
творческого мышления", направленный
на "открытие новых идей и достижение
согласия группы людей на основе интуитивного
мышления". Методы этого типа известны
также под названиями мозгового штурма, конференций идей,
коллективной генерации идей (КГЦ).
Обычно при проведении мозговой атаки,
или сессий КГИ, стараются выполнить определенные
правила, суть которых сводится к тому,
чтобы обеспечить как можно большую свободу
мышления участников КГИ и высказывания
ими новых идей; для этого рекомендуется
приветствовать любые идеи, даже если
они вначале кажутся сомнительными или
абсурдными (обсуждение и оценка идей
проводится позднее), не допускается критика,
не объявляется ложной идея и не прекращается
обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать
как можно больше идей (желательно нетривиальных),
стараться создавать как бы цепные реакции
идей.
В зависимости от принятых правил и жесткости
их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа
вносит как можно больше предложений,
а вторая - старается их максимально критиковать)
и т.п. В последнее время иногда мозговую
атаку проводят в форме деловой игры.
На практике подобием сессий КГИ являются
разного рода совещания - конструктораты,
заседания ученых и научных советов, специально
создаваемых временных комиссий.
В реальных условиях достаточно трудно
обеспечить жесткое выполнение требуемых
правил, создать "атмосферу мозговой
атаки", на конструкторатах и советах
мешает влияние должностной структуры
организации: трудно собрать специалистов
на межведомственные комиссии. Поэтому
желательно применять способы привлечения
компетентных специалистов, не требующие
обязательного их присутствия в конкретном
месте и в конкретное время и устною высказывания
своих мнений.
Методы типа
"сценариев".
Методы
подготовки и согласования представлений
о проблеме или анализируемом
объекте, изложенных в письменном виде,
получили название сценариев. Первоначально этот метод
предполагал подготовку текста, содержащего
логическую последовательность событий
или возможные варианты решения проблемы,
развернутые во времени. Однако позднее
обязательное требование временных координат
было снято, и сценарием стали называть
любой документ, содержащий анализ рассматриваемой
проблемы и предложения по ее решению
или по развитию системы, независимо от
того, в какой форме он представлен. Как
правило, на практике предложения для
подготовки подобных документов пишутся
экспертами вначале индивидуально, а затем
формируется согласованный текст.
Сценарий предусматривает не только содержательные
рассуждения, помогающие не упустить детали,
которые невозможно учесть в формальной
модели (в этом собственно и заключается
основная роль сценария), но и содержит,
как правило, результаты количественного
технико-экономического или статистического
анализа с предварительными выводами.
Группа экспертов, подготавливающая сценарий,
пользуется обычно правом получения необходимых
справок от предприятий и организаций,
необходимых консультаций.
На практике по типу сценариев разрабатывались
прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью
сценариев можно считать комплексные
программы научно-техническою прогресса
и его социально-экономических последствий,
Роль специалистов по системному анализу
при подготовке сценария - помочь привлекаемым
ведущим специалистам соответствующих
областей знаний выявить общие закономерности
системы; проанализировать внешние и внутренние
факторы, влияющие на ее развитие и формирование
целей; определить источники этих факторов;
проанализировать высказывания ведущих
специалистов в периодической печати,
научных публикациях и других источниках
научно-технической информации; создать
вспомогательные информационные фонды
(лучше автоматизированные), способствующие
решению соответствующей проблемы.
В последнее время понятие сценария все
больше расширяется в направлении как
областей применения, так и форм представления
и методов их разработки: в сценарий вводятся
количественные параметры и устанавливаются
их взаимозависимости, предлагаются методики
подготовки сценария с использованием
ЭВМ (машинных сценариев), методики целевого
управления подготовкой сценария.
Сценарий позволяет создать предварительное
представление о проблеме (системе) в ситуациях,
когда не удается сразу отобразить ее
формальной моделью. Но все же сценарий
- это текст со всеми вытекающими последствиями
(синонимия, омонимия, парадоксы), связанными
с возможностью неоднозначного его толкования
разными специалистами. Поэтому такой
текст следует рассматривать как основу
для разработки более формализованного
представления о будущей системе или решаемой
проблеме.
Методы экспертных
оценок.
Информация о работе Методы проведения исследования систем управления