Классификация методов исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен вла-деть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех ис-следования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Оглавление

Введение ……………………………………………………… 3
1. Классификация методов в соответствии с
решаемыми задачами ………………………………………. 4

2. Методы, основанные на использовании знаний
и интуиции специалистов ………………………………….. 6

3. Методы формализованного представления
систем управления …………………………………………. 11

Заключение ………………………………………………….. 14

Использованная литература ……………………………….15

Файлы: 1 файл

Классификация методов исследования систем управления.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


- 2 -

 

Среднерусский университет

Брянский открытый институт управления и бизнеса

 

специальность: Менеджмент организации

группа МН-401Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по предмету: Исследование систем управления

        

на тему: Классификация методов исследования систем управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Выполнил:

                                                                                                                        Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2009

                                                                          

 

 

 

 

 

Содержание работы:

 

Введение ……………………………………………………… 3                                                                                                                                                            

1. Классификация методов в соответствии с

решаемыми задачами ………………………………………. 4       

 

2. Методы, основанные на использовании знаний

и интуиции специалистов ………………………………….. 6

                                                                                                                                     

3. Методы формализованного представления

систем управления …………………………………………. 11

         

Заключение ………………………………………………….. 14

                                                                                                                                                         

Использованная литература ……………………………….15                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.

           Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

              Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

              Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме­нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про­блем. Выбор методов исследования, интеграция различ­ных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводя­щих исследования.

             Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. В этой работе рассматривается структуризация основных методов исследования систем управления. Также приведены краткие характеристики некоторых из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация методов в соответствии с решаемыми задачами

 

Всю совокупность методов исследования можно раз­бить на три большие группы:

1. МАИС - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности);

2. МПФС - методы формального представления систем;

3. Комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС.

 

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, ис­пользовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают:

- метод «Мозговой атаки»;

- морфологический анализ;

- метод типа «сценариев»;

- метод экс­пертных оценок (включая SWOT-анализ);

- метод типа «Дельфи»;

- метод структуризации («дерево целей», графические методы, сетевые модели);

- морфологические методы.

 

Вторая группа — методы формализованного представ­ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

1. аналитические (включают методы классической ма­тематики — интегральное исчисление, дифференциаль­ное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математиче­ского программирования, теории игр);

2. статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию веро­ятностей — и направления прикладной математики, ис­пользующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испы­таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

3. теоретико - множественные, логические, лингвистиче­ские, семиотические представления (разделы дискрет­ной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, авто­матизации проектирования, информационно-поиско­вых языков);

4. графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

 

Наибольшее распространение в экономике в настоя­щее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления ста­тистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использова­лись графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудо­вания, организации перевозок и т.п.) началось с внедре­ния в экономику методов линейного и других видов математического программирования. При­влекательность этих методов для решения формализо­ванных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличаю­щих методы математического программирования от ме­тодов классической математики.

При стремлении более адекватно отобразить про­блемную ситуацию в ряде случаев целесообразно приме­нять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистиче­ские закономерности и распространяют их на поведение системы в целом.

 

 

 

Такой подход полезен при отображе­нии таких ситуаций, как организация ремонта оборудо­вания, определение степени его износа, настройка и ис­пытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитаци­онное моделирование экономических процессов и си­туаций принятия решений.

 

В последнее время с развитием средств автоматиза­ции возросло внимание к методам дискретной матема­тики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разра­ботку алгоритмов, языков автоматизации проектирова­ния сложных технических устройств и комплексов, язы­ков моделирования ситуаций принятия решений в орга­низационных системах.

 

В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем.

 

К третьей группе относятся комплексированные методы:

- комбинаторика;

- ситуационное моделирование;

- топология;

- графосемиотика и др.

Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Специалист по системному анализу должен пони­мать, что любая классификация условна. Она лишь сред­ство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разраба­тывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенно­стей моделируемых систем (процессов принятия реше­ний) и предпочтений, которым можно предложить вы­брать классификацию.

 

Этапы выбора методов исследования сложных систем :

 

1. Классификация систем и отнесение исследуемой к определенному классу;

2. Выделение задач в рамках исследуемой системы и отнесение их к определенному классу, выработка управленческих воздействий;

3. Выделение всех связей между элементами и целями системы в виде детерминированных или аналитических зависимостей (если выделили зависимости, то можно использовать аналитические методы);

4. Отображение наиболее значимых элементов и их свойств (более углубленная обработка для выбора целей), т.е. релевантных факторов (наиболее подходящих для решения конкретных задач, достижения конкретных целей);

5. Выбор метода, адекватного нашему классу задач, классу систем (поставленной задаче, выбранной системе) и факторам, детерминированным зависимостям.

 

Основные закономерности, которые необходимо учитывать при выборе методов :

1. Целенаправленность (здесь используются методы структуризации);

2. Целостность (эмерджентность) - система неадиативна - не сумма качеств составляющих ее элементов;

3. Интегративность (любая система развивается, опираясь на свою предысторию, причинно-следственная связь должна быть четко оформлена);

4. Коммуникативность (выражается наличием связи между элементами системы : чем плотнее и лучше выражена связь, тем лучше функционирует система);

5. Иерархическая упорядоченность, характерная для систем управления. Свойство двуликого Януса: каждый элемент системы является целью и средством (если рассматривать иерархическую систему). Каждая системы является элементом более широкой системы.

 

 

6. Потенциальная эффективность Флейшмана (эффективность системы зависит от эффективности ее отдельных элементов; нельзя построить эффективную систему из неэффективных элементов) - нет хорошей экономики без квалифицированных кадров, капитала и т.д.;

7. Принцип рекурсивности (определение необходимой связи между экономическими явлениями и объектами, при которой ясно, где причина, а где следствие);

8. Принцип разнообразия - это предмет и содержание современной теории управления (уменьшение разнообразия, неопределенности - процесс управления).

 

 

 

2. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов

Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как "мозговая атака", "сценарии", "дерево целей", морфологические методы и т.п. Перечисленные термины характеризуют тот или иной подход к активизации выявления и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин "эксперт" в переводе с латинского означает "опытный"). Иногда все эти методы называют "экспертными".

Возникновение перечисленных терминов, как прави­ло, связано с конкретными условиями проведения ис­следований, или даже с именем автора подхода. Однако варианты последующего применения методов настолько разнообразны, что сейчас трудно говорить об однознач­ности использования приведенных терминов.

 

Дадим краткий обзор экспертных методов.

Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод системати­ческой тренировки творческого мышления», направлен­ный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Ме­тоды этого типа известны также под названиями мозго­вого штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГЦ).

Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и выска­зывания ими новых идей; для этого рекомендуется при­ветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно боль­ше идей, стараться созда­вать как бы цепные реакции идей. На практике подобием сессий КГИ являются разного рода совещания — конструктораты, заседания ученых и научных советов.

В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать «атмосферу мозговой атаки», на конструкторатах и советах мешает влияние должностной структуры организации: трудно собрать специалистов на межведомственные ко­миссии. Поэтому желательно применять способы привле­чения компетентных специалистов, не требующие обяза­тельного их присутствия в конкретном месте и в конкрет­ное время и устного высказывания своих мнений.

Информация о работе Классификация методов исследования систем управления