Метод экспертных оценок и SWOT-анализ в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение метода экспертных оценок и SWOT-анализа - одного из важнейших этапов принятия грамотных управленческих решений.
Исходя из цели реферата, можно выделить следующие задачи:
• изучить метод экспертных оценок
• изучить метод SWOT-анализа
• рассмотреть метод SWOT-анализа на примере ОАО «Уралкалий»
Предмет исследования – метод экспертных оценок и SWOT-анализ.
Объект исследования – ОАО «Уралкалий».

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления
1.1. Метод экспертных оценок............................................................................5
1.2. SWOT-анализ...............................................................................................14
2. SWOT анализ ОАО «Уралкалий
2.1. Общая характеристика предприятия..........................................................25
2.2. SWOT-анализ ОАО «Уралкалий»..............................................................27
Заключение..........................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

   Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

 Матрица для оценки угроз (рис. 4) . Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК”,  «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.

 Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, также должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.

Вероятность реализации угроз

Влияние угроз на организацию

Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Высокая ПОЛЕ «ВР» ПОЛЕ «ВК» ПОЛЕ «ВТ» ПОЛЕ «ВЛ»
Средняя ПОЛЕ «СР» ПОЛЕ «СК » ПОЛЕ «СТ» ПОЛЕ «СЛ»
Низкая ПОЛЕ «HP» ПОЛЕ «НК» ПОЛЕ «НТ» ПОЛЕ «НЛ»

Рис. 4 Матрица угроз

   Использование специально подготовленных и отобранных экспертов или внутренних консультантов позволяет повысить эффективность этого метода.

   Существует  множество модификаций метода SWOT-анализа. Наиболее интересны из них метод  разработки и анализ целей.

   Известно, что цель управления является решающим фактором успеха, эффективности, стратегии и развития. Без цели невозможно разработать план или программу. Но это касается не только цели управления, но и цели исследования. Ведь сформулировать корректно эту цель тоже бывает нелегко. Программа исследования, использования методов его проведения зависят от цели.

   Цель  должна разрабатываться по критериям  Достижимости, Конкретности, Оцениваемости (измеримости), с учетом Места и Времени. Эти критерии отражают английские слова — Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed, в сокращенном названии это SMART. Так и называется этот метод.

   Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных  в матричной форме. Вот набор  сопоставимых факторов,   отражающих   характеристики   цели:   труднодостижима - легкодостижима, высокие затраты — низкие затраты, имеет поддержку персонала — не имеет поддержки персонала, имеет приоритеты — не имеет приоритетов, требует много времени — требует мало времени, имеет широкое влияние — имеет ограниченное влияние, ориентирована на высокие технологии - ориентирована на низкие (обычные) технологии, связана с новой организацией управления — не связана с новой организацией управления.

   На  следующем этапе составляется матрица  определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем. Но для этого их надо сначала определить.

   Распределение проблем осуществляется по следующим  критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы.

   Такая матрица позволяет составить  план исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. SWOT анализ ОАО «Уралкалий

 2.1. Общая  характеристика предприятия

 Открытое акционерное общество «Уралкалий» является одним из крупнейших в мире производителей широкой гаммы продуктов на основе калийно-магниевых солей и хлорида натрия. ОАО «Уралкалий» – это современное горно-химическое предприятие.

     Полное  наименование: открытое акционерное общество «Уралкалий».

Местонахождение предприятия: Российская Федерация, Пермская область, город Березники.

Адрес управления: г. Березники, ул. Пятилетки, 63.

тел. 27-60-11, 27-60-20, факс 27-61-00, 26-01-97.

ИНН/КПП: 5911029807 / 997350001  
Банк: Западно-Уральский банк Сбербанка РФ г. Пермь Березниковское ОСБ 8405 г. Березники  
БИК: 045773603  
Расчетный счет: 40702810049030110148  
Корреспондентский счет: 30101810900000000603

     В настоящее время организационная  структура акционерного общества «Уралкалий»  построена по блоковому принципу. Во главе структуры находится  общее собрание акционеров, собирающееся раз в год. На нем избирается Совет  директоров, который определяет стратегическую политику предприятия. Назначаемое им правление занимается оперативными вопросами руководства.

Миссия  ОАО «Уралкалий»: выпуск минеральных  удобрений и повышение урожайности  земельных угодий.

   Сегодня компания работает для осуществления своей главной цели — занять лидирующие позиции в мире не только по производству калийных удобрений, но и по его продажам. В ближайшие 10 лет «Уралкалий» готов инвестировать в модернизацию производства и инфраструктуру $2,5 млрд.

    Калий хлористый имеет фазу жизненного цикла «насыщение», что означает следующее: ограниченное количество конкурентов (олигополия), рост цен и  объем сбыта; для покупателя в качестве основной информации играют роль второстепенные характеристики продукта, так как основные установлены ГОСТом и изменению не подлежат.

     Калийный бизнес наиболее стабилен с финансовой точки зрения. Фундаментально позиции производителя калия сильнее, чем производителей других видов удобрений. Дело в том, что на данном рынке олигополистический характер конкурентной борьбы. Барьеры для проникновения новых фирм на рынок велики и за счет олигополистических условий и за счет характерных черт отрасли: ограниченное количество месторождений, значительное время внедрения на рынок и большие капитальные вложения. Поэтому появление новых фирм вряд ли возможно.

     Но  всегда остается опасность наращивания  производственных мощностей фирмами  – конкурентами.

         Оптимальный объём выпуска хлористого калия 95% на БПКРУ – 2 составит  - 7500 тонн в год. При этом оптимальная цена тонны хлористого калия равняется 7938 рублей, что несколько ниже мировых цен, сложившихся на внешнем рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. SWOT-анализ  ОАО «Уралкалий»

    
     
Исходя из данных, содержащихся в годовом отчёте ОАО «Уралкалий» за 2008 год, проведём SWOT-анализ. Для начала перечислим сильные и слабые стороны компании, её возможности и угрозы. Полученные данные сосредоточим в SWOT-таблице (таб. 3).

 Таблица 3. Характеристики, необходимые для SWOT-анализа ОАО «Уралкалий».

Потенциальные внутренние сильные  стороны:  
·адекватные финансовые ресурсы 
·хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей 
·хорошо проработанная функциональная стратегия 
·экономия на масштабах производства 
·умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов 
·собственная технология 
·более низкие издержки (преимущество по издержкам) 
·опыт в разработке новых товаров 
·большой опыт 
·лучшие возможности производства 
·превосходные технологические навыки 
·собственные порты отгрузки 
·собственный парк вагонов
 
Потенциальные внешние возможности:  
·способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или на новые сегменты рынка 
·пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов 
·способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции 
·возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке 
·появление новых технологий
 
 
Потенциальные внутренние слабые стороны:  
·нет чёткого стратегического направления развития 
·устарелое оборудование 
·недостаток управленческого таланта и умения 
·отсутствие определённых способностей и навыков в ключевых областях деятельности 
·недостаточный имидж на рынке 
·неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности
 
 
Потенциальные внешние  угрозы:  
·выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками 
·медленный рост рынка 
·неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств 
·растущая требовательность покупателей и поставщиков 
·изменение потребностей и вкусов покупателей 
·рост продаж продуктов-субститутов

  Теперь составим матрицу SWOT (таб. 4), в которой выделим наиболее важные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии 
 
Таблица 4. Матрица SWOT для ОАО «Уралкалий»

   
Возможности

 
1. способность обслужить дополнительные  группы клиентов или выйти  на новые рынки или на новые  сегменты рынка 
2. пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов 
3. способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции 
4. возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке 
5. появление новых технологий

 
Угрозы

 
1. выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками 
2. медленный рост рынка 
3. неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств 
4. растущая требовательность покупателей и поставщиков 
5. изменение потребностей и вкусов покупателей

 
Сильные стороны

 
1. адекватные финансовые ресурсы 
2. хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей 
3. хорошо проработанная функциональная стратегия 
4. экономия на масштабах производства 
5. умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов 
6. собственная технология 
7. более низкие издержки (преимущество по издержкам) 
8. опыт в разработке новых товаров 
9. большой опыт 
10. лучшие возможности производства 
11. превосходные технологические навыки 
12. собственные порты отгрузки 
13. собственный парк вагонов

 
ПОЛЕ СИВ 
1. Адекватные финансовые ресурсы + пути расширения ассортимента продукции 
2. Умение избежать давления со стороны конкурентов + способность выйти на новые рынки или новые сегменты рынка 
3. Собственные порты отгрузки + возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса 
4. Собственный парк вагонов + возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса 
5. Опыт в разработке новых товаров + появление новых технологий 
6. Большой опыт + способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже готовой продукции 
7. Превосходные технологические навыки + способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже готовой продукции
 
ПОЛЕ СИУ 
1. Опыт в разработке новых товаров + изменение потребностей и вкусов покупателей 
2. Адекватные финансовые ресурсы + изменение потребностей и вкусов покупателей 
3. Более низкие издержки + растущая требовательность покупателей и поставщиков 
4. Опыт в разработке новых товаров + медленный рост рынка
 
Слабые стороны

 
1. нет чёткого стратегического  направления развития 
2. устарелое оборудование 
3. недостаток управленческого таланта и умения 
4. отсутствие определённых способностей и навыков в ключевых областях деятельности 
5. недостаточный имидж на рынке 
6. неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

 
ПОЛЕ СЛВ 
1. Нет чёткого стратегического направления развития + возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса 
2. Устарелое оборудование + появление новых технологий 
3. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности + способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка
 
ПОЛЕ СЛУ 
1. Нет чёткого стратегического направления развития + изменение потребностей покупателей 
2. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности + растущая требовательность покупателей и поставщиков 
3. Устарелое оборудование + выход на рынок конкурентов с более низкими издержками 
4. Недостаточный имидж на рынке + медленный рост рынка 
5. Недостаточный имидж на рынке + рост продаж продуктов-субститутов

Информация о работе Метод экспертных оценок и SWOT-анализ в исследовании систем управления