Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение метода экспертных оценок и SWOT-анализа - одного из важнейших этапов принятия грамотных управленческих решений.
Исходя из цели реферата, можно выделить следующие задачи:
• изучить метод экспертных оценок
• изучить метод SWOT-анализа
• рассмотреть метод SWOT-анализа на примере ОАО «Уралкалий»
Предмет исследования – метод экспертных оценок и SWOT-анализ.
Объект исследования – ОАО «Уралкалий».
Введение..................................................................................................................3
1. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления
1.1. Метод экспертных оценок............................................................................5
1.2. SWOT-анализ...............................................................................................14
2. SWOT анализ ОАО «Уралкалий
2.1. Общая характеристика предприятия..........................................................25
2.2. SWOT-анализ ОАО «Уралкалий»..............................................................27
Заключение..........................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38
Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Матрица для оценки угроз (рис. 4) . Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК”, «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, также должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
Вероятность реализации угроз | Влияние угроз на организацию | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая | ПОЛЕ «ВР» | ПОЛЕ «ВК» | ПОЛЕ «ВТ» | ПОЛЕ «ВЛ» |
Средняя | ПОЛЕ «СР» | ПОЛЕ «СК » | ПОЛЕ «СТ» | ПОЛЕ «СЛ» |
Низкая | ПОЛЕ «HP» | ПОЛЕ «НК» | ПОЛЕ «НТ» | ПОЛЕ «НЛ» |
Рис. 4 Матрица угроз
Использование специально подготовленных и отобранных экспертов или внутренних консультантов позволяет повысить эффективность этого метода.
Существует множество модификаций метода SWOT-анализа. Наиболее интересны из них метод разработки и анализ целей.
Известно, что цель управления является решающим фактором успеха, эффективности, стратегии и развития. Без цели невозможно разработать план или программу. Но это касается не только цели управления, но и цели исследования. Ведь сформулировать корректно эту цель тоже бывает нелегко. Программа исследования, использования методов его проведения зависят от цели.
Цель должна разрабатываться по критериям Достижимости, Конкретности, Оцениваемости (измеримости), с учетом Места и Времени. Эти критерии отражают английские слова — Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed, в сокращенном названии это SMART. Так и называется этот метод.
Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме. Вот набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели: труднодостижима - легкодостижима, высокие затраты — низкие затраты, имеет поддержку персонала — не имеет поддержки персонала, имеет приоритеты — не имеет приоритетов, требует много времени — требует мало времени, имеет широкое влияние — имеет ограниченное влияние, ориентирована на высокие технологии - ориентирована на низкие (обычные) технологии, связана с новой организацией управления — не связана с новой организацией управления.
На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем. Но для этого их надо сначала определить.
Распределение проблем осуществляется по следующим критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы.
Такая
матрица позволяет составить
план исследований.
2. SWOT анализ ОАО «Уралкалий
2.1. Общая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Уралкалий» является одним из крупнейших в мире производителей широкой гаммы продуктов на основе калийно-магниевых солей и хлорида натрия. ОАО «Уралкалий» – это современное горно-химическое предприятие.
Полное наименование: открытое акционерное общество «Уралкалий».
Местонахождение предприятия: Российская Федерация, Пермская область, город Березники.
Адрес управления: г. Березники, ул. Пятилетки, 63.
тел. 27-60-11, 27-60-20, факс 27-61-00, 26-01-97.
ИНН/КПП: 5911029807 /
997350001
Банк: Западно-Уральский банк Сбербанка
РФ г. Пермь Березниковское ОСБ 8405 г. Березники
БИК: 045773603
Расчетный счет: 40702810049030110148
Корреспондентский счет: 30101810900000000603
В
настоящее время
Миссия
ОАО «Уралкалий»: выпуск минеральных
удобрений и повышение
Сегодня компания работает для осуществления своей главной цели — занять лидирующие позиции в мире не только по производству калийных удобрений, но и по его продажам. В ближайшие 10 лет «Уралкалий» готов инвестировать в модернизацию производства и инфраструктуру $2,5 млрд.
Калий хлористый имеет фазу жизненного цикла «насыщение», что означает следующее: ограниченное количество конкурентов (олигополия), рост цен и объем сбыта; для покупателя в качестве основной информации играют роль второстепенные характеристики продукта, так как основные установлены ГОСТом и изменению не подлежат.
Калийный бизнес наиболее стабилен с финансовой точки зрения. Фундаментально позиции производителя калия сильнее, чем производителей других видов удобрений. Дело в том, что на данном рынке олигополистический характер конкурентной борьбы. Барьеры для проникновения новых фирм на рынок велики и за счет олигополистических условий и за счет характерных черт отрасли: ограниченное количество месторождений, значительное время внедрения на рынок и большие капитальные вложения. Поэтому появление новых фирм вряд ли возможно.
Но всегда остается опасность наращивания производственных мощностей фирмами – конкурентами.
Оптимальный объём выпуска хлористого
калия 95% на БПКРУ – 2 составит - 7500 тонн
в год. При этом оптимальная цена тонны
хлористого калия равняется 7938 рублей,
что несколько ниже мировых цен, сложившихся
на внешнем рынке.
2.2. SWOT-анализ ОАО «Уралкалий»
Исходя
из данных, содержащихся в годовом отчёте
ОАО «Уралкалий» за 2008 год, проведём SWOT-анализ.
Для начала перечислим сильные и слабые
стороны компании, её возможности и угрозы.
Полученные данные сосредоточим в SWOT-таблице
(таб. 3).
Таблица 3. Характеристики, необходимые для SWOT-анализа ОАО «Уралкалий».
|
Теперь
составим матрицу SWOT (таб. 4), в которой
выделим наиболее важные комбинации, которые
должны быть учтены при разработке стратегии
Таблица 4. Матрица
SWOT для ОАО «Уралкалий»
|
Информация о работе Метод экспертных оценок и SWOT-анализ в исследовании систем управления