Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления, разработкой теоретических концепций местного самоуправления, формированием законодательства, регулирующего муниципальную деятельность.

Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления, как уже говорилось выше, уходят своими корнями в глубину веков к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.

Следовательно, муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался для них уже в средние века. Средневековые города с их административным, финансовым и судебным правлением, купленным или отвоеванным у феодалов, в условиях сословного самоуправления несли зародыш современного буржуазного муниципализма. Конституционное движение, толчок которому в европейских странах дала Великая французская революция, привело не только к появлению новых форм организации власти в сфере высшего государственного управления, но и с неизбежностью поставило задачу преобразования местного самоуправления по новому типу, свободного от сильной бюрократической опёки центральных органов власти.

Оглавление

§1 Введение.

1. Историко-теоретические основы местного самоуправления.......................................2

2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления

в дореволюционной России.............................................................................................7

3. Организация местного самоуправления в советский период.......................................8

4. Основные тенденции, становление и развитие местного

самоуправления в России на современном этапе.........................................................10


§2 Местное самоуправление.

1. Понятие местного самоуправления...............................................................................12

2. Основные принципы местного самоуправления..........................................................15

3. Функции местного самоуправления..............................................................................21

4. Органы местного самоуправления в системе народовластия.....................................26

5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.....................................31

6. Основы местного самоуправления................................................................................34

7. Гарантии местного самоуправления.............................................................................38


§3 Заключение......................................................................................................40



Список литературы..............................................................................................................44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.         

 Основное  содержание этого принципа раскрывает  статья 12 Конституции РФ: органы  местного самоуправления не входят  в систему органов государственной  власти. Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» закрепляет, что должностные  лица местного самоуправления  не относятся к категории государственных  служащих (ст.1).         

 Вместе  с тем муниципальное законодательство  не только обеспечивает защиту  местного самоуправления от незаконного  вмешательства государственных  органов в деятельность органов  местного самоуправления, но и  устанавливает основы их тесного  взаимодействия. В соответствии  со статьёй 132 Конституции РФ  органы местного самоуправления  могут наделяться отдельными  государственными полномочиями  и содействовать в соответствии  с законом государственным органам  в выполнении их задач и  функций на местном уровне. Аналогично  строятся взаимоотношения между  муниципальными образованиями в  границах одной территории. Им  должна обеспечиваться экономическая  и финансовая самостоятельность  в соответствии с разграничением  предметов ведения между ними. При этом подчинённость одного  муниципального образования другому  не допускается.

      Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ, а также закрепляет обязанность  органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.          

 Государственные  органы обеспечивают соблюдение  законности в деятельности местного  самоуправления.         

3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст.8). Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Данный Закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами субъектов РФ, что подтверждается в статье 69 закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия».          

4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местной жизни «под свою ответственность». Согласно статьи 79 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия со стороны населения соответствующего муниципального образования и реализуется через выражение недоверия, право отзыва депутатов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.          

 Порядок  и условия ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления  в результате утраты доверия  населения определяются уставами  муниципальных образований.         

  5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Законодательство предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения: наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учётом исторических и иных традиций, и другие вопросы местного самоуправления (ст.8 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).         

  6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст.18). Статья 3 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» гласит: «при осуществлении местного самоуправления граждане Республики Хакасия имеют право: участвовать в местных референдумах, сходах и других формах прямого волеизъявления; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; равного доступа к муниципальной службе; обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина; защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке». Законодательство устанавливает, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).         

7) законность в организации и деятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией и федеральными законами (ст.133). В то же время ст.15 Конституции РФ закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или качеством принимаемых местным самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.         

 Соблюдение  законности в деятельности органов  и должностных лиц местного  самоуправления обеспечивается  прежде всего с помощью прокурорского  надзора. Статья 51 Федерального закона  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.         

 Обеспечение  законности в организации и  деятельности местного самоуправления  осуществляется также с помощью  судебных органов, на основании  решений которых органы государственной  власти субъектов РФ могут  принять решение о прекращении  полномочий соответствующего органа  местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления (ст.79(п.5) и ст.81 закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия»).         

 Необходимо  также заметить, что соблюдение  законности в организации и  деятельности местного самоуправления  обеспечивается контролем представительного  органа местного самоуправления  за деятельностью органов местного  самоуправления и должностных  лиц, предусмотренных уставами  муниципальных образований (ст.26(п.6) закона «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия»). В свою  очередь, уставы местного самоуправления  до своего вступления в силу  подлежат обязательной юридической  экспертизе и государственной  регистрации (ст.8, п.3-5).         

8) гласность деятельности местного самоуправления.          

 Реализация  принципа гласности в работе  местного самоуправления, его органов  и должностных лиц означает  открытый характер их деятельности, систематическое информирование  о ней население муниципального  образования.         

 Статья 3 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» и закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия» устанавливает обязанность  органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важного требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления (ст.21 (п.3), ст.41 (п.11) и др. Закона РХ). Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. И в третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в своё время местными советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм должны получить своё правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Это такие формы как: отчёты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации и т.д.         

 Гражданам  гарантируется возможность получения  полной и достоверной информации  о деятельности органов местного  самоуправления, если иное не  предусмотрено законом РФ «О  государственной тайне» от 21 июля 1993 г.         

 Осуществление  принципа гласности в деятельности  органов местного самоуправления  создаёт необходимы предпосылки  и условия для участия граждан  в контроле за работой муниципальных  органов, а также в решении  вопросов местного значения. Так,  реализация населением права  на правотворческую инициативу  в вопросах местного значения, согласно ст.53 Закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия», обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесённые населением, на открытом заседании с участием представителей населения, и с обязательным официальным опубликованием (обнародованием) результатов рассмотрения. Устав муниципального образования также вступает в силу не только после его государственной регистрации, но и обязательного официального опубликования (обнародования).         

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.          

 Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации», закрепляя  коллегиальный порядок деятельности  представительного органа местного  самоуправления (ст.15), оставляет открытым  вопрос о принципах организации  и деятельности иных органов  местного самоуправления. Данный  вопрос должен регулироваться  уставами муниципальных образований,  уставами и законами субъектов  РФ. Органы, осуществляющие управление  в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе  коллегиальности, так и на основе  принципа единоначалия. В любом  случае данные органы в соответствии  с уставами муниципальных образований  или законами субъектов РФ  наделяются собственной компетенцией  в решении вопросов местного  значения и несут ответственность  в случаях и порядке, установленных  в уставах муниципальных образований  и законах субъектов РФ. Так  например, законодатель Республики  Хакасия, дублируя Федеральный  закон, определяет представительный  орган местного самоуправления, Совет депутатов, как коллегиальный  орган (ст.14, п.6 закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия»), и затем, вводит понятие  исполнительного органа местного  самоуправления - местной администрации (ст. 34), возглавляет которую глава местной администрации, наделённый при руководстве работой местной администрации и осуществлении своих полномочий принципом единоначалия (ст.35).         

 Вместе  с тем, принцип единоначалия, в  деятельности исполнительных органов  управления в системе местного  самоуправления, допускает использование  и коллегиальных начал, в частности,  при подготовке проектов актов  этих органов, выработке решений  по наиболее важным вопросам  управления местной жизнью. Так,  практика местного самоуправления  показывает, что единоначальная  деятельность главы местной администрации  может сочетаться с работой  коллегии, которая образуется при  главе местной администрации  в составе руководителей структурных  подразделений местной администрации  или ином составе и выполняет  совещательные функции.         

10) государственная гарантия местного самоуправления.           

Информация о работе Местное самоуправление