Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:14, курсовая работа
Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления, разработкой теоретических концепций местного самоуправления, формированием законодательства, регулирующего муниципальную деятельность.
Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления, как уже говорилось выше, уходят своими корнями в глубину веков к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.
Следовательно, муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался для них уже в средние века. Средневековые города с их административным, финансовым и судебным правлением, купленным или отвоеванным у феодалов, в условиях сословного самоуправления несли зародыш современного буржуазного муниципализма. Конституционное движение, толчок которому в европейских странах дала Великая французская революция, привело не только к появлению новых форм организации власти в сфере высшего государственного управления, но и с неизбежностью поставило задачу преобразования местного самоуправления по новому типу, свободного от сильной бюрократической опёки центральных органов власти.
§1 Введение.
1. Историко-теоретические основы местного самоуправления.......................................2
2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России.............................................................................................7
3. Организация местного самоуправления в советский период.......................................8
4. Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе.........................................................10
§2 Местное самоуправление.
1. Понятие местного самоуправления...............................................................................12
2. Основные принципы местного самоуправления..........................................................15
3. Функции местного самоуправления..............................................................................21
4. Органы местного самоуправления в системе народовластия.....................................26
5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.....................................31
6. Основы местного самоуправления................................................................................34
7. Гарантии местного самоуправления.............................................................................38
§3 Заключение......................................................................................................40
Список литературы..............................................................................................................44
Современные зарубежные учёные, как правило, трактуют муниципальное управление как относительно децентрализованную форму государственного управления на местах. Так, по мнению датских учёных, муниципалитеты не являются нерегулируемым «государством в государстве», но выступают в качестве местных политических единиц с относительно большой независимостью, которая вписывается в общую систему государства1. Финские учёные, подчёркивая связь местного самоуправления с государственной организацией, вместе с тем отмечают, что в правовой теории не нашлось общего мнения в том, как надо понимать положение муниципального самоуправления в государстве. Одни подчёркивают, что право коммун на самоуправление выдано государством в законодательстве, и коммуны, таким образом, не обладают суверенным правом на управление своей территорией как государство. Другие придерживаются той позиции, при которой коммуна и государство равноправны и существование их не зависит друг от друга. Фактом остаётся, что традиции местного самоуправления старше традиций государства. Следовательно, нецелесообразно подчёркивать положение государства как органа, который дал права на самоуправление, и представлять его как первоначальный субъект общественного правления.
Двойственный
характер муниципальной деятельности
( самостоятельность в чисто
В основе теории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.
Наряду
с названными теориями существуют и
социал-реформистские муниципальные
концепции, которые исходят из возможности
социалистической эволюции буржуазного
местного самоуправления, как об одном
из путей безреволюционной трансформации
современного общества в социалистическое.
Социал-реформистские взгляды на природу
местного самоуправления были распространены
в своё время и в России. Так профессор
М.Д. Загряцков писал в 1917 г., что современные
классовые буржуазные государства создают
юридические формы, облегчающие переход
к социалистическому порядку. Из этих
юридических форм наиболее совершенной
является самоуправление.
2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной
России.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II, которые преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М.М. Ковалевский полагал, что эти реформы, включая и судебную, явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.
Земские
и городские органы самоуправления
не были подчинены местной
Таким образом, существовало две системы управления на местах:
1) государственное
управление; 2) земское, городское
самоуправление. Разработчики Положения
1864 г., как и Городового положения
1870 г., находились под влиянием
общественно-хозяйственной
Однако
под влиянием получившей
Попытку
провести реформу местного
3. Организация
местного самоуправления в
Циркуляром Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 г. были распущены городские и земские органы самоуправления, выступающие против Советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов, «дабы не было двух однородных органов, ведающих одной и той же работой».
Идея
местного самоуправления, предполагающая
известную децентрализацию
В
основу организации власти на местах
был положен принцип единства
системы Советов как органов
государственной власти. Местные
Советы и их исполнительные комитеты
выступали как местные органы
государственной власти и управления,
являясь структурной частью единого
централизованного
После
принятия Конституции СССР 1936 г.
и Конституции РСФСР 1937 г. все
звенья представительной
Теория
советского государственного
Местные
Советы имели собственный
Однако
местные Советы так и не
обрели качеств «работающих
Партийное
руководство Советами всех
а) разработка мероприятий и политической линии Совета по реализации политики партии;
б)
руководство формированием
в) контроль за деятельностью советских органов по реализации партийных директив.
Кроме
того, местные Советы находились
также и в зависимости от
исполнительных и
В
конце 80-х и в начале 90-х годов
(в связи с «Перестройкой») были
сделаны первые шаги на пути
утверждения принципиально
4. Основные
тенденции становление и
самоуправления
в России на современном этапе.
Не
отрицая того, что в советский
период идеи местного
Конституция
Российской Федерации 1993 г., признавая
и гарантируя местное
Процесс
становления местного самоуправления
в России начался с 90-х годов
уходящего столетия, но идёт он сложно
и противоречиво. Его развитие сдерживается,
прежде всего, экономическими причинами,
отсутствием необходимых