Мерчандайзинг как управленческое решение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать роль мерчандайзинга, как одного из видов управленческого решения, в стимулировании продаж.

Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие вопросы:

- дать определение мерчандайзинга;

- определить задачи мерчандайзинга;

- раскрыть основную концепцию мерчандайзинга;

- изложить принципы и инструменты мерчандайзинга;

- определить оценку эффективности мерчандайзинга.

Оглавление

1. Введение 3
2. Мерчандайзинг как управленческое решение по стимулированию продаж 5
2.1. Мерчандайзинг. Основные концепции мерчандайзинга 5
2.2. Задачи мерчандайзинга 10
2.2.1. Внешний блок задач 11
2.2.2. Внутренний блок задач 15
2.3. Ключевые инструменты мерчандайзинга 17
2.3.1. Атмосфера продаж 18
2.3.2. Планировка магазина 22
2.3.3. Выкладка товара на торговом оборудовании 31
2.3.4. Рекламные материалы (POS) 32
2.3.5. Цветовая блокировка (colour blocking) 33
2.3.6. Ассортимент товаров 34
2.3.7. Прочие меры 34
2.4. Оценка эффективности мерчандайзинга 36
3. Заключение 41
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Мерчендайзинг_р.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

      - совмещенный;

      - визитный;

      - категорийный.

      Совмещенный мерчандайзинг – мерчандайзер обслуживает несколько торговых точек и обеспечивает контроль и выкладку товара нескольких торговых марок.

      Категорийный  мерчандайзинг – мерчандайзер полный рабочий день находится только в одной торговой точке и обслуживает определенную категорию товара.

      Визитный  мерчандайзинг  – мерчандайзер посещает торговые точки, производя контроль и выкладку только продукции компании-заказчика.

      Программа совмещенного мерчандайзинга на данный момент является наиболее эффективным решением.

      В большинстве случаев при планировании покупки потребитель четко определяет, какие товарные группы он хочет приобрести (хлеб, молоко, макароны, одежда, обувь, посуда и т.д.) Поэтому весь ассортимент магазина можно разделить на три группы:

      - товары повседневного спроса. Покупка этих товаров является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку. Их еще называют магазинообразующими товарными группами;

      - товары периодического спроса. Покупка этих товаров планируется один раз в несколько визитов;

      - товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется.

      Мерчандайзинг особенно эффективен и важен в  отношении товаров повседневного  потребления (FMCG - Fast Moving Consumer Goods) и товаров  «импульсного спроса». 

      Согласно  В.Снегиревой, анализ полученных статистических данных показывает зависимость увеличения уровня продаж, в среднем, на 10 – 20 % от эффективного и грамотного применения стратегии мерчандайзинга10. Успешная реализация данной технологии позволяет значительно повысить прибыльность предприятия, не наращивая объемов продажи товаров. Использование инструментов мерчандайзинга делает магазин наиболее привлекательным и удобным для покупателей, тем самым, обеспечивая ему конкурентоспособность.

2.2. Задачи мерчандайзинга

 

      Задачи мерчандайзинга можно разделить на два основных блока: внешние и внутренние11.

      К первому относится организация  эффективного запаса, расположение торговых марок, а также оформление и продвижение товара. Ко второму – разработка концепции мерчандайзинга, ее внедрение, формирование структуры (подразделения) и обучение.

      Внешние задачи менее изучены, поэтому представляют наибольший интерес.

      2.2.1. Внешний блок задач

      Эффективный (или сбалансированный) запас организуется по его месту расположения и объему в ассортиментном ряду. Он может находиться:

      - на складе распределительного центра оптового торговца;

      - на складе розничной торговой точки;

      - непосредственно в торговом зале (характерно для традиционных магазинов с торговлей через прилавок);

      - на полке клиента (производителя товара), на принадлежащих ему стеллажах, дополнительном торговом оборудовании и т.д.

      Объем запаса в ассортиментном ряду зависит  от типа розничной точки, так если в супермаркете должны быть представлены все товарные группы и единицы продукции, то в павильоне – только наиболее популярные и продаваемые. Ходовые позиции ассортимента всегда должны быть в наличии, они контролируются и определяются прежде всего минимальным остатком (минимально допустимое количество товара).

      Расположение  товаров характеризуется местом в торговом зале и выкладкой в точке продаж. Под выкладкой понимается следующее:

      а) размещение торговых марок на полках, в зависимости от типа розничной точки и места в торговом зале;

      б) поддержание объема и ассортимента товара;

      в) горизонтальное и вертикальное расположение блоков продукции;

      г) размещение с заимствованием популярности у других марок (своих или конкурентов);

      д) ротация продукции в зависимости  от срока годности.

      Оформление  в мерчандайзинге определяется типом  розничной торговой точки, месторасположением магазина, соответствием корпоративному стилю компании и рекламным акциям, активностью конкурентов, и отношением потребителей. Оформление подразделяется на внешнее и внутреннее. К первому относятся витрины, вывески, световые короба, и другие материалы, располагаемые снаружи магазина. Ко второму – оформление специальными (POS.) материалами точек продаж.

      В организации мерчандайзинга принимают  участие производитель, дистрибьютор и розничный торговец. Только объединив усилия всех участников, можно добиться успеха. Действия этих участников направлены на повышение качества обслуживания потребителей и обязаны учитывать их нужды при совершении покупки и дальнейшем потреблении. Такая система взаимных связей называется горизонтальным маркетингом торговых каналов (рис. 2)12.

      Рисунок 2 – Горизонтальный маркетинг торговых каналов

      Здесь производитель создает и продвигает марку, совершенствует ассортимент и упаковку, заботится о создании положительного имиджа и стимулирует предпочтения потребителя. Он оказывает поддержку продаж на всех каналах. Дистрибьютор же обеспечивает постоянное присутствие товаров в торговой сети. В свою очередь, розничный торговец непосредственно продает потребителю эти продукты, при этом совместно с производителем и оптовиком (или самостоятельно) делает выкладку и оформляет места размещения марок таким образом, чтобы привлечь дополнительное внимание конечного покупателя и побудить его сделать дополнительное приобретение. Это выгодно всем. Кому-то помогает найти нужный товар, который давно хотелось приобрести, другому сообщает о новой марке. Очевидны и преимущества деловых участников рынка: растут продажи, увеличивается оборот.

      Выкладка и принципы оформления будут различаться в зависимости от типов розничных торговых точек. Супермаркет нельзя отождествлять с традиционным продовольственным магазином, а тот – с киоском. Поэтому в вертикальном маркетинге торговых каналов все розничные точки классифицированы (рис. 3, 4)13.

      Рисунок 3 – Вертикальный маркетинг торговых каналов

      

      Рисунок 4 – Вертикальный маркетинг торговых каналов

      Первый  уровень характеризуется потребительской  активностью. Это совокупность торговых точек, для которых характерно одинаковое поведение покупателей, а именно цели приобретения: для немедленного потребления или дальнейшего, например дома. В первом случае это могут быть киоски, кафе, рестораны, салоны красоты и т. п. Во втором – супермаркеты и продовольственные магазины.

      Второй  уровень классификации – это совокупность торговых точек, для которых характерен схожий ассортимент, уровень сервиса и одинаковый метод продаж – это магазины самообслуживания (супермаркеты и минимаркеты) и с торговлей через прилавок (традиционные продовольственные магазины или универсамы).

      Третий  уровень характеризуется показателями точки по ее стационарности (или мобильности), площади, количеству кассовых аппаратов и т.д. Это киоски, павильоны, минимаркеты, продовольственные и специализированные магазины, универсамы / универмаги, супермаркеты, гипермаркеты. А также лотки, автолавки, розничные и мелкооптовые рынки. И, конечно же, столовые, кафе, бары, рестораны.

      Четвертый и последующие уровни классификации  определяются местом расположения торговой точки, скоростью оборота, профилем покупателей и другими критериями14.

      Всю эту детализацию участники рынка  осуществляют в соответствии со своими стандартами и необходимостью в конкретизации. В основном это необходимо для понимания первоочередности проведения мероприятий по продажам и мерчандайзингу и их специфичности в зависимости от конкретной точки. Базой разделения розничных продавцов на торговые каналы служат: нужды потребителя, возможности магазина, активность конкурентов.

      Выкладка  и оформление зависят от типа розничной  точки, ее места расположения, оборота, возможностей торгового зала и профиля  покупателей. Когда учтены все эти особенности, можно формировать ассортимент, объем партии и принимать решения по дополнительному торговому оборудованию для каждого типа магазина. Особое внимание следует обратить на определение так называемой минимальной группы товаров, которая должна быть представлена в каждой точке, вне зависимости от ее типа. Это относится в первую очередь к ударным (самым популярным) маркам.

      2.2.2. Внутренний блок  задач

     Краеугольным  камнем успешного мерчандайзинга является разработка стандартов и программы мерчандайзинга компании, которые призваны отображать корпоративную стратегию распространения различных типов упаковок и марок товара через различные каналы сбыта.

     Организация и реализация программы мерчандайзинга проходит в несколько основных этапов15.

     На  первом этапе происходит анализ внутренней информации предприятия. Основная цель: выявить более рентабельные позиции в ассортименте. Кроме этого, необходимо провести анализ покупателей с целью соответствия ассортимента требованиям целевой аудитории.

     На  втором этапе происходит мониторинг внешней среды предприятия, чтобы определить основные преимущества конкурентов в области мерчандайзинга. Одновременно происходит изучение опыта других розничных торговых предприятий, расположенных в других регионах и которые не являются конкурентами с целью бенчмаркинга.

     На  третьем этапе определяется месторасположение товарных групп в торговом зале с определением торговой площади на каждую товарную позицию. При распределении торговых площадей и места на оборудовании необходимо учитывать соответствие места на полках объему продаж и прибыли.

     Товары  в торговом зале должны быть расположены  так, чтобы стимулировать посещение по возможности всех отделов магазина.

     На  четвертом этапе составляется планограмма отдела с тем, чтобы определить наиболее оптимальный вариант выкладки товаров.

     Выкладка товаров делится на основную и дополнительную16. К основной точке продаж предъявляется ряд требований: обзор; доступность; опрятность; соответствующий вид товаров «переднего ряда»; заполненность полок; привлекательность упаковки; маркировка цены; определенное место на полке; постоянное восполнение запасов; правило распределения приоритетных мест.

     Формирование  необходимого количества рекламных  материалов происходит на пятом этапе.

     Большое значение для магазина имеет внешний фасад здания, внутреннее оформление, атмосфера торгового зала. Использование рекламы способствует привлечению покупателей в «холодные» зоны торгового зала. Оценка проекта внешнего фасада здания должна производиться с той точки зрения, с какой ее видят пешеходы и автомобилисты.

     Большое внимание в разработке программы мерчандайзинга следует уделять экспозиции товара. Экспозиция товаров в местах продаж играет очень важную роль для воздействия на потребителей на конечной стадии процесса принятия решений о покупке, особенно если клиент ведет себя нерешительно или колеблется при выборе марки. Для экспозиций в местах продаж используются постеры, рекламные планшеты, растяжки и транспаранты, художественные выкладки товаров, автоматы по раздаче купонов и интерактивные дисплеи. По данным отчета Mori – британского агентства по исследованию рынков и общественного мнения – (Ackland, 1999), 53 % респондентов заявили, что экспозиции в местах продаж могут побудить их к совершению импульсных покупок, а 74 % респондентов – что выкладки обращают их внимание на новые товары17.

     С течением времени потребности покупателей  изменяются. Эти изменения происходят по ряду причин. К примеру, появление новых товаров порождает новый спрос, поэтому на ряд товаров спрос падает. Планограмма в этом случае может быть не достаточно оптимальна и эффективна.

Информация о работе Мерчандайзинг как управленческое решение