Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:30, реферат
Указанная классификация помогает выявить типовые решения, характеризующиеся определённым набором признаков, и разрабатывать для них типовые процессы обоснования, принятия и организации выполнения. Такая типизация процессов позволяет определить круг решений, разрабатываемых в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых на различных иерархических уровнях, состав используемой с этой целью информации, типичные методы обработки информации, систему оформления принятых решений, процессов их контроля и стимулирования выполнения.
1. Понятие и виды управленческих решений
2. Методы принятия управленческих решений
3. Принятие решения
4. Факторы, влияющие на процесс принятия решения
Список использованных источников и литературы
В процессе управления
Управленческое решение – это одноразовый акт воздействия субъекта управления на объект, устанавливающий программу работ, направленных на определение и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих задач, стоящих перед управляемым объектом. Оно основано на анализе фактически сложившейся ситуации и альтернатив её решения.
Процесс управления включает регистрацию, сбор и обработку информации, подготовку и выбор альтернатив решения, определение ресурсного обеспечения и этапов его выполнения, контроль и анализ его осуществления. Этот процесс представляет собой совокупность частных циклов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Подготовка, принятие и осуществление решения представляют собой части процесса управления, отражающие его основное содержание и характеризующиеся одноразовостью действия, альтернативным характером, целенаправленностью и наличием программы действий. Решение только тогда реально, когда оно ресурсно и организационно обеспечено. Именно поэтому каждое решение должно быть адресно. Это положение органически соединяет процесс принятия и выполнения решения.
В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений.
По
масштабам объекта –
По
характеру целей –
По периоду времени осуществления – перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и перспективных решений.
В зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении – комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения.
По методам обоснования (с определённой степенью условности) – формализуемые, при обосновании которых широко применяются математические методы; неформализуемые, которые обосновываются главным образом эвристическими методами.
По условиям, в которых они принимаются, решения, принимаемые в условиях определённости (они, как правило, являются хорошо структуризированными (детерминированными)); решения, принимаемые в условиях неопределённости, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства).
По способу воздействия на управляемый объект – директивные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляются на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства.
Указанная классификация помогает выявить типовые решения, характеризующиеся определённым набором признаков, и разрабатывать для них типовые процессы обоснования, принятия и организации выполнения. Такая типизация процессов позволяет определить круг решений, разрабатываемых в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых на различных иерархических уровнях, состав используемой с этой целью информации, типичные методы обработки информации, систему оформления принятых решений, процессов их контроля и стимулирования выполнения.
Ведя разговор о моделях принятия управленческого решения, я считаю, что будет уместным рассказать и о методах их принятия. На современном этапе развития менеджмента, как экономической науки, всю методологию принятия управленческих (оперативных) решений принято подразделять на определенное число различных классификаций. К подобному роду классификаций можно отнести три основных, суть которых сводится к следующему.
1)
Методы, основанные на интуиции
управляющего, которая обусловлена
наличием у него ранее
2)
Методы, основанные на понятии
"здравого смысла", когда управляющий,
принимая решения,
3) Методы, основанные на научно-практическом подходе, предполагающем выбор оптимальных решений на основе переработки большого количества информации, и помогающем обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:
3.Принятия решений
Эффективные
решения залог существования коммерческого
предприятия. Они являются существенным
элементом каждой из пяти функций управления.
Поскольку управляющие среднего уровня
должны, как правило, принимать решения,
необходимые для успешной работы своих
подразделений, то начинающий управляющий
вскоре осознает значение решений и то,
как трудно найти правильное».
Давайте вначале
определим содержание управленческих
решений. Если обратиться к словарю, то
можно прочесть, что решение это акт выработки
окончательного суждения». Применительно
к управленческим решениям это означает
выбрать определенный курс действий
из возможных альтернатив.
Процесс подготовки решения можно рассматривать из пяти основных этапов.
1) Постановка проблемы.
Многие плохие решения были вызваны тем,
что принявший их человек не понимал существа
проблемы. Часто управляющие видят проблемы
там, где их, по сути, нет. Есть только их
внешние признаки или симптомы.
Однако существует
несколько простых приемов, помогающих
понять, действительно ли правильно вы
понимаете проблему. Вот они. Прежде всего,
изложите проблему письменно если не сможете,
значит, вы ее не понимаете, Если вы ее
записали, это еще не означает, что правильно
поняли проблему. Однако сам процесс записи
поможет вам уяснить ее суть. Общей ошибкой
при этом является чрезмерная общность,
неконкретность формулировки. Формулировки
типа: «Надо что-то предпринять по технике
безопасности» бесполезны.
Если ваша фирма
терпит убытки, проблему не следует формулировать
так: «Как сократить потери?» Это лишь
симптом. Надо выяснить, что именно приводит
к убыткам. Может быть, цены на вашу продукцию
слишком низки или чересчур высоки затраты?
Может, вам следует лучше изучить запросы
покупателей
и затем так изменить продукцию,
чтобы она, полнее отвечала спросу рынка.
Какова бы ни была проблема, ее легче уяснить,
если вы постараетесь ее сформулировать
письменно.
Второй прием выявления истинной проблемы
состоит в том, чтобы первое пришедшее
вам в голову объяснение считать симптомом
(так оно обычно и бывает). Затем задайте
себе вопрос: «Чем вызван этот симптом?»
Повторяйте этот процесс, пока не зайдете
в тупик. Если вы правильно проанализировали
ситуацию, именно здесь корень вашей проблемы.
Третий прием заключается в том, чтобы
обратиться за помощью к своим друзьям
или коллегам. Но прежде чем просить о
помощи, убедитесь, что вы честно пытались
сами решить проблему. В противном случае
вы никогда не научитесь принимать решения
самостоятельно. Предположив, что проблема
поставлена правильно, можно переходить
к следующему этапу.
2)
Выявление альтернатив. Второй этап
состоит в том, чтобы найти возможные альтернативные
решения проблемы. Обычно это не вызывает
особых трудностей, если вы глубоко вникли
в суть дела. После сделанных попыток выявления
реальной проблемы, у вас, вероятно, сложится
представление о возможных ее решениях.
Другим способом поиска альтернатив может
быть «мозговая атака», предпринятая вами
либо самостоятельно, либо с участием
других. При «мозговой атаке» дайте волю
воображению и запишите любое пришедшее
в голову решение, сколь бы глупым, диким
или невероятным оно ни казалось. В это
время критика запрещена. Просто записывайте
все эти идеи. Другой подход, о котором,
правда, легче говорить, чем выполнить,
в том, чтобы графически изобразить все
логические возможности. Очень важно для
этого письменно зафиксировать каждую
альтернативу, с тем, чтобы затем вы могли
их изучить.
Именно на этом
этапе большинство авторов советуют собрать
все факты. Единственный недостаток этого
совета состоит в том, что если строго
ему следовать, то вы выявите очень мало
альтернативных решений, так как крайне
редко будете иметь достаточно времени,
чтобы собрать все факты. Поэтому лучше
всего собрать как можно больше фактов
за то время, которым
вы располагаете.
3)
Выбор лучшей альтернативы или альтернатив.
Составив перечень альтернатив, вы фактически
располагаете в их числе решением проблемы.
Однако вы еще не знаете, какую альтернативу
или альтернативы выбрать, пока не оцените
каждую.
Для оценки альтернатив
имеются различные способы. Наиболее распространенный
интуиция, т. е. выбор альтернативы, которая
в данный момент кажется наилучшей. Однако
она может оказаться и плохой. Иногда интуиция
подводит управляющих (абсолютно надежного
метода выбора наилучших альтернатив
не существует). Однако хорошие управляющие
обладают обычно развитой интуицией и
предлагают, как правило, довольно удачные
решения.
4)
Внедрение решения в практику.
Как бы хороша ни была выбранная вами альтернатива,
она не приведет к результату, пока не
пройдет испытания делом. Не совершите
ошибки и не проводите ее немедленно в
жизнь. Сначала обдумайте возможные последствия
внедрения для других. Затем попытайтесь
убедить других правильности своего решения
или хотя бы добиться их молчаливого согласия.
Если все же выбранная
альтернатива покажется вам неудовлетворительной,
обсудите проблему со своим начальником.
Расскажите ему, что вы наморены сделать
почему. Если он согласится, вам не потребуется
ничего объяснять в будущем, если он будет
недоволен результатом, если он не согласится,
вы поставьте его перед необходимостью
самому предложить решение, что формально
снимет с вас ответственность за последствия
его реализации. Часто начальник, который,
возможно располагает большим опытом
и знаниями по данному вопросу, сможет
предложить альтернативу, которую вы не
заметили.
Конечно, не следует
обращаться по каждому поводу к своему
начальнику, с тем, чтобы он все решал за
вас. Иногда, даже если ваше решение не
идеально, имеет смысл действовать самому,
и чем свидетельствует следующий пример
из практики.
Помощник управляющего
заводом одной сталелитейной компании
в субботу вышел на работу с бригадой рабочих,
чтобы выполнить срочный заказ. Прокат
следовало отгрузить именно в этот день,
иначе компании пришлось бы платить большой
штраф за нарушение сроков поставки. Однако
неожиданно возникла проблема: железная
дорога поставила под погрузку вместо
полуплатформы полувагон для угля. Стальные
заготовки были слишком длинные и не вмещались
в полувагон. Имелись две альтернативы:
либо не грузить, либо отрезать торец полувагона.
Он выбрал вторую. Сталь погрузили, торец
положили сверху. В понедельник, когда
управляющему заводом доложили об этом,
он был вне себя. "Почему вы мне не позвонили?"
- спросил он своего помощника. Помощник
сказал: "Вы бы охотно приняли такое
решение?". Управляющий ответил: "Нет".
Кстати, железная дорога так ни разу и
не напомнила сталелитейной компании
о вагоне с отрезанным торцом.