Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в менеджменте.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Раскрыть понятие управленческого решения и рассмотреть виды управленческих решений;
Изучить подходы к принятию управленческих решений.
Изучить процесс принятия управленческих решений и выделить его основные этапы;
Выявить факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.
Введение ….3
1 СУЩНОСТЬ И классификация управленческих решений 6
1.1 Понятие управленческого решения и его особенности…........................6
1.2 Классификация управленческих решений 10
1.3 Основные подходы к принятию управленческих решений ...……………..16
2 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………………………………….20
2.1 Процесс принятия управленческих решений............................................20
2.2 Основные этапы процесса принятия управленческих решений……... 23
2.3 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений 28
Заключение 30
Список использованнОЙ литературы и ИСТОЧНИКОВ 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….3
1 СУЩНОСТЬ И классификация управленческих решений 6
1.1 Понятие
управленческого решения и его особенности…..................
1.2 Классификация управленческих решений 10
1.3 Основные подходы к принятию управленческих решений ...……………..16
2
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ……………………………………………………………
2.1 Процесс
принятия управленческих решений.......................
2.2 Основные этапы процесса принятия управленческих решений……... 23
2.3 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений 28
Заключение 30
Список использованнОЙ литературы и ИСТОЧНИКОВ 33
Управление
– это процесс
Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Следовательно, управленческое решение – это выбор альтернативы.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Разработка управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Современную организацию отличают масштабы управленческой деятельности, ее отделение от непосредственного процесса производства или оказания услуг.
Актуальность темы. Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Цель работы. Целью курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в менеджменте.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Объектом исследования является система управления организацией.
Предмет исследования – процесс принятия управленческих решений в организации.
Теоретико-методологической база. Рассмотрению проблем, связанных с принятием управленческих решений уделили внимание Е.И.Бражко, Е.П.Голубков, О.С.Виханский, И.Л. Карданская, Л.И. Лукичева, Р.А. Фатхудинов, Е.Ю.Хрусталев, Л.П.Яновский и др. Из зарубежных авторов, работавших по исследуемой проблеме: Т.Бойделл, Н. Виннер, Ф. Котлер, Р.Д. Льюис, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Ф. Харрисон и др.
Данная работа
состоит из двух глав. В первой главе
рассматривается структура
Вторая глава содержит информацию о процессе принятия управленческих решений: принципы и этапы данного процесса, а также основные подходы к принятию управленческих решений.
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие управленческого решения и его особенности
Следует помнить, что почти все каждодневные решения мы принимаем без систематического продумывания, другие решения, например, куда отправиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас - после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания отдельным решениям1.
Однако в управлении принятие решений - более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставка зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается в основном на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и для других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее, управленческие решения могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно каждого в организации. Один менеджер может штрафовать работника за малейшую провинность, штрафовать тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает, что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижения активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение.
Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках2. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально, и систематизировано, необходимо подробнее ознакомиться с всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.
От того,
насколько качественно
В литературе приводятся различные определения данного понятия в зависимости от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему3.
Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников на управляемый объект.
Принятие решений в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной сфере человека. К отличиям управленческих решений можно отнести:
Функция принятие решения является типичной задачей, постоянно решаемой в управленческой деятельности. Функциями управленческих решений являются:
3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация, для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.
Разработка
эффективных управленческих решений
— необходимое условие
На основании
вышеизложенного можно сделать
вывод, что управленческое решение
– понятие сложное и
В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.
1.2 Классификация управленческих решений
Решения,
используемые в механизме социально-
Обычно
в принятии любого решения присутствуют
в различной степени три