Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в менеджменте.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Раскрыть понятие управленческого решения и рассмотреть виды управленческих решений;
Изучить подходы к принятию управленческих решений.
Изучить процесс принятия управленческих решений и выделить его основные этапы;
Выявить факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.

Оглавление

Введение ….3

1 СУЩНОСТЬ И классификация управленческих решений 6

1.1 Понятие управленческого решения и его особенности…........................6

1.2 Классификация управленческих решений 10

1.3 Основные подходы к принятию управленческих решений ...……………..16

2 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………………………………….20

2.1 Процесс принятия управленческих решений............................................20

2.2 Основные этапы процесса принятия управленческих решений……... 23

2.3 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений 28

Заключение 30

Список использованнОЙ литературы и ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 74.96 Кб (Скачать)

Прежде  чем рассматривать возможные  варианты решения возникающей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.

Следующий этап – разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале необходимо выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы. Однако на практике руководитель не располагает (и не может  располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.

Разработав  возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства  и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит характер компромисса.

В современных  системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при  котором подготавливают, разрабатывают  решения одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют – третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несёт ответственность за решение, которое не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализировавшие решения, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должны реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности её работы. Конечно, менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятие решения весьма существенную роль играет стадия согласования.

Лучший  способ согласования решения состоит  в привлечении работников к участию в процессе его применения. Разумеется, что встречаются ситуации, когда менеджер вынужден единолично, не прибегает к обсуждениям и согласованиям, но систематическое игнорирование мнения подчинённых ведёт к авторитарному стилю руководства.

Процесс решения проблемы не заканчивается  выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должны предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идёт о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определённые коррективы.

Даже  после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решения не может считаться полностью завершённым, т.к. необходимо ещё убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерения фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Не следует  забывать, что решение всегда носит  временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду  относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение  может перестать давать эффект и  даже, превратиться в свою противоположность – не  способствовать решению проблемы, а обострять её. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятию нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.

Проблемы  контроля управленческих решений весьма актуальны, особенно для крупных  бюрократических организаций. Можно  принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.

Не следует  забывать, что решение всегда носит  временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду  относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение  может перестать давать эффект и  даже превратиться в свою противоположность  – не способствовать решению проблемы, а обострять ее. Можно принимать  немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они  остануться в «недрах делопроизводства»  и не дадут ожидаемого эффекта.

 

2.3 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений

 

Под качеством  управленческих решений следует  понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач  функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческой решении обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

Факторы, определяющие качество и эффективность  управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как  факторы внутренней природы (связанные  с управляющей и управляемой  системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу  этих факторов следует отнести:

  1. законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения;
  2. четкую формулировку цели – для чего принимается управленческая решения, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
  3. объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
  4. время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
  5. организационные структуры управления;
  6. формы и методы осуществления управленческой деятельности;
  7. методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
  8. субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческая решения, тем субъективнее оценка.
  9. состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);
  10. систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческого решения.

Управленческие  решения должны опираться на объективные  законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принятие  решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого  решения является то, что оно принимается  при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают  при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным  учреждением) постоянно, то функция  принятия решений заключается в  постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.

Таким образом, принятие управленческого решения – это процесс выбора способа действий, направленный на разрешение проблемы или использование возможности.

По своей содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Главный недостаток в управленческой деятельности - это не плохое решение, а отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10 %); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.

Использование таких подходов как групповой и системы участия в процессе принятия решений предполагает следующие преимущества:

- способность  к решению проблемы у группы  выше, поскольку причины  важность  проблем более широко понимаются, группа чаще может выбрать  лучший вариант решения;

- энтузиазм  группы возрастает, если он будет  поощряться материально;

- недоверие  к нововведениям сокращается,  так как уменьшается неуверенность  служащих, вовлеченных в организационные  изменения.

Управленческие  решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

В наиболее общей форме процесс  управленческого решения в организации  включает три основные фазы:

- подготовка решения;

- принятие решения;

- реализация решения. 

Фаза подготовки управленческого  решения имеет целью обоснование  вариантов решения. Фаза принятия решения  включает в себя оценку альтернатив  и выбор окончательного варианта решения. Фаза реализации решения включает организацию выполнения принятого  решения, контроль хода исполнения решения  и оценку результатов.

Руководитель, принимающий управленческие решения, должен ориентироваться в главных  организационных предпосылках, которые  могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению  эффективности управления в целом.

Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений, предлагаются следующие  рекомендации:

  • люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
  • нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
  • нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
  • необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.

На эффективность  управленческих решений значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным  и охватывать весь процесс принятия решений.

Важная  роль также принадлежит системе  планирования. Распространение данного  процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Планы должны лечь в основу оперативных  совещаний, оценки деятельности подразделений  и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности  использования бюджетных средств  и т. д.

Поэтому необходимым является повышение  эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: “Світ”,2000.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во “Триада.Лтд”,2001.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма “Гардарика”,2003.
  4. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2000.
  5. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
  6. Кузнецова Л.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. – Челябинск; 2001. 70 с.
  7. Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений. – М.; 79.
  8. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2007.
  9. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 2003.
  10. Менеджмент: учебное пособие / кол.авторов; под ред.Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.
  11. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2005.
  12. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.; Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.; 1979.
  13. Основы менеджмента: Учебное пособие/Н.И. Кабушкин. – 7-е изд. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.
  14. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2005.
  15. Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Санкт-Петербург, 2003.
  16. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М.; 2000.
  17. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В.Васильева, В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 608 с.
  18. Управление организацией: Учебник. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 669 с.
  19. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:“Акалис”, 2009.
  20. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:“Интел-синтез”,2001.
  21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:“Интел-Синтез”, 2007.
  22. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 2007.
  23. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2001.
  24. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2008.

Информация о работе Управленческие решения