Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:29, курсовая работа
Цель данной работы – показать роль мерчандайзинга, как одного из видов управленческого решения, в стимулировании продаж.
Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие вопросы:
- дать определение мерчандайзинга;
- определить задачи мерчандайзинга;
- раскрыть основную концепцию мерчандайзинга;
- изложить принципы и инструменты мерчандайзинга;
- определить оценку эффективности мерчандайзинга.
1. Введение 3
2. Мерчандайзинг как управленческое решение по стимулированию продаж 5
2.1. Мерчандайзинг. Основные концепции мерчандайзинга 5
2.2. Задачи мерчандайзинга 10
2.2.1. Внешний блок задач 11
2.2.2. Внутренний блок задач 15
2.3. Ключевые инструменты мерчандайзинга 17
2.3.1. Атмосфера продаж 18
2.3.2. Планировка магазина 22
2.3.3. Выкладка товара на торговом оборудовании 31
2.3.4. Рекламные материалы (POS) 32
2.3.5. Цветовая блокировка (colour blocking) 33
2.3.6. Ассортимент товаров 34
2.3.7. Прочие меры 34
2.4. Оценка эффективности мерчандайзинга 36
3. Заключение 41
Список литературы 43
6) доступность:
- по сроку годности (товары с ограниченным сроком должны быть доступны в первую очередь);
- по целостности упаковки (продукция с нарушенной упаковкой должна изыматься из продажи).
Основополагающий принцип размещения (выкладки) – поиск нужного товара должен быть максимально облегчен.
Правила оформления – не менее значимая часть продвижения товара в розничной сети. Реклама и информация в магазине должна быть организована таким образом, чтобы покупателям, имеющим различные индивидуальные характеристики, было легко ее получить.
Необходимо широко
Основополагающий принцип оформления – постоянное обновление материалов. Рекламные (POS) материалы должны:
а) находиться непосредственно возле точки продаж товара или на пути следования к нему;
б) быть уместны и не вызывать недоумения или раздражения, быть хорошо видны потенциальному покупателю;
г) быть актуальными, так как материалы определенной рекламной кампании работают только ограниченное время.
Внутримагазинную рекламу следует размещать не более чем для 5 – 10 % товаров. В рекламных обращениях необходимо использовать как можно более простые для восприятия возможности влияния, которые заставят совершить покупку прямо сейчас.
Успех знака во многом зависит от того, каким шрифтом выполнен его текст. Различные шрифты способны по-разному передать одно и то же сообщение, вызывают разные ассоциации. К примеру, каллиграфический шрифт и небрежная надпись, какими обычно объявляют о снижении цен, служат для совершенно разных целей. Небрежно зачеркнутая старая цена создает впечатление, что изменение цен произошло в спешке, тогда как отпечатанный на принтере ценник говорит о том, что снижение цен было запланировано и, может быть, стоит еще подождать.
В среднем посетитель супермаркета пробегает взглядом по полкам товаров со скоростью 1,2 м/с с расстояния 2,5 метра. Чтобы выделить нужную упаковку среди сотен других, продавцы и дизайнеры иногда используют цветовую блокировку. Суть ее в том, что товары с упаковкой одного цвета на полке расставляют вместе. В результате создается одноцветный блок товаров. В то же время блоки, сочетающие различные цвета, могут рождать полезные для продажи ассоциации. Например, блоки белого, зеленого и синего цветов могут вызвать ассоциацию с расслабляющим и освежающим прибоем. Такое сочетание хорошо использовать в отделе, где продаются гели для душа и другие моющие средства.
Обратным способом привлечения может служить контраст - не только цветовой, но и по форме. Например, привычный товар - литровая пачка сока - на полке явно выделяется более узкой и вытянутой упаковкой. К сожалению, иные магазины боятся экспериментировать с упаковками нестандартной формы из-за того, что те занимают много места.
Ни один товар не должен «занимать нейтральную позицию», с точки зрения воздействия на покупателя. Так, фрукты или духи лучше выставлять перед крупным супермаркетом или универмагом. Это помогает создать ощущение свежести и роскоши. Товары, относящиеся к импульсивным покупкам, помещают на ключевые позиции. Совместное расположение дополняющих друг друга товаров (cross-merchandising) побуждает покупателя к комплексной покупке. Например, футболки и шорт, пасты и соуса для пасты. Совместная выкладка на одной полке хлеба, сыра и колбасы в одном крупном супермаркете заметно увеличила объемы приобретения всех трех продуктов. Подходя к этой полке, покупатель вспоминал про бутерброды и брал все необходимое сразу.
Известная аксиома: «полные полки лучше раскупаются» хорошо применима к гигантским торговым центрам, а в маленьких бутиках не вполне верна.
Чтобы изменить настроение покупателя и спровоцировать его на покупки, часто используют внутри магазина различные запахи. Научный Центр Химии Monell в Филадельфии запустил свои пилотные проекты, цель которых - изучить влияние тех или иных запахов на покупателей. Например, известный, в данном случае цветочно-фруктовый, запах заставлял случайных посетителей ювелирного магазина задерживаться там дольше. А очень низкий уровень некоторых запахов мог изменить индивидуальный ход мыслей и настроение (например, расслабленное и доверительное). В Великобритании отдельные продавцы товаров для дома используют запах булочной/кафе, чтобы побудить клиентов войти в магазин и купить товары, ничего общего с едой не имеющие: одежду, осветительную аппаратуру и т. д. Заметим, в супермаркетах запах из рыбного отдела не так силен, как распространяющийся запах свежеиспеченного хлеба из хлебного отдела.
В Лондоне есть фирма Marketing Aromatics, которая предлагает создать «неповторимую атмосферу в магазине, расслабить пациентов в комнате ожидания, взбодрить торговый персонал или вызвать ассоциации в сознании покупателей», используя разнообразные техники: «от центральной вентиляционной системы до ручных распылителей, жидкостей, гранул, гелей и порошков. Имеются даже чувствительные к давлению ленты с микрокапсулами. Все это создает желаемый настрой, устраняет неприятные запахи, пропитывая продукт или фирменную литературу, подтверждая уникальный признак компании - ароматический логотип».
Как видно, ниша подобных фирм на российском рынке далеко не заполнена.
Для многих родителей поход в магазин вместе с детьми сущая мука. Дети все время чего-то хотят и просят. Некоторые магазины предлагают следующую услугу. Ребенку при входе даются пачки йогурта. Малыш, поглощенный едой, менее капризен. А потом на выходе родители оплачивают эти йогурты, предъявляя пустые упаковки.
Еще одним интересным изобретением в данной области, которое появилось и в России, являются автоматы-рассказчики сказок. Они выглядят, как животные, деревья или Деды Морозы. Непрерывно читают они сказку за сказкой поставленными голосами, что тоже надолго может увлечь детей.
Товары для детей не рекомендуется ставить слишком высоко, вне поля зрения ребенка. Он должен увидеть и захотеть. Еще лучше, если ребенок потрогает игрушку. Прикосновение есть древнейшая и одна из первых форм заявления права на собственность. Оно лишь укрепит желание обладать именно этой игрушкой, и ребенок попросит купить ему ее.
Хороший способ привлечь дополнительных клиентов - продажа товаров через торговые автоматы. Есть ряд товаров, которые очень удобно приобретать именно таким способом, например, сигареты и напитки. Или же товары, относящиеся к интимной сфере, например, противозачаточные средства, которые люди обычно стесняются покупать у реальных продавцов.
Давно известный способ склонить к покупке - демонстрация свойств товара на глазах у потребителя. Например, специальный автомат для растягивания ткани продемонстрирует, насколько прочна эта джинсовая ткань. Или прочность обуви, над которой измывается бесчувственная машина, то сгибая ее, то опуская под воду.
Выкладывая продукцию, можно сделать ссылку на дополняющие товары, не входящие в стандартную комплектацию, ибо легче убедить покупателя сразу приобрести комплект вещей, чем прийти за покупкой повторно. К тому же, многие покупатели любят рекомендации и предположения о том, какой товар с каким лучше сочетается.
И многие другие инструменты мерчандайзинга могут быть комплексно использованы в крупных магазинах. Однако зачастую продавцы одержимы идеей компактного размещения товаров и получения максимальной прибыли с каждого квадратного метра площади. Это приводит к тому, что они упрямо отказываются от инструментов мерчандайзинга, предоставляемых производителем.
Интересно, что инструменты мерчандайзинга одинаковы для разных стран. Но в каждой из них свои комбинации и способы их использования, подобно тому, как в живописи одними и теми же кистями и красками создаются картины, несущие на себе национальный отпечаток.
Поскольку сканер кассы моментально фиксирует все, что было продано, есть возможность определять, как влияет на уровень продаж, например, объем выделяемого для товара места на полках либо отведение ему специального дисплея, а также другие меры. Электронные сканеры EPOS могут оценивать реакцию покупателей на запуск новой рекламной кампании и изменение цен, а также запрашивать и предоставлять оперативные данные по запасам на центральных складах. Таким образом, осуществляется более тесное сотрудничество производителя и продавца. Некоторые производители получают прямой допуск к информации о продажах со сканеров. Эта информация анализируется от магазина к магазину изо дня в день, что позволяет более чутко реагировать на все запросы рынка.
Мерчандайзинг относится к числу мероприятий, которые имеет смысл проводить, если затраты окупаются в течение месяца. Для этого определяются количественные показатели «прирост товарооборота» и «прибыль от мерчандайзинга» в месяц и качественный показатель НПС (норма потребительской стоимости)35.
Показатели «прирост товарооборота» и «прибыль от мерчандайзинга» можно определить с помощью автоматизированного мониторинга. Это позволит не только оценить общий товарооборот, но и товарооборот по каждой товарной категории.
Прибыль от мерчандайзинга можно определить как разницу, между мерчендайзинговым изменением товарооборота и затрат на мерчандайзинг. Мерчандайзинговое изменение товарооборота складывается из полученного товарооборота за вычетом планируемого товарооборота без проведения мерчандайзинга и сезонного товарооборота.
Методика потребительской оценки была предложена профессором Н.С. Перикалиной36.
Норма потребительской стоимости (НПС) представляет собой отношение двух моделей: визуально-информационной модели товарного дисплея и визуально-информационной модели покупателя.
Она может быть представлена следующим образом (1):
(1)
Сущность
этого показателя заключается в
том, что визуально-информационная
модель товарного дисплея, состоящая
из ряда факторов, в идеале должна быть
близкой к визуально-
Опрос покупателей, проводившийся работниками маркетингового агентства BI Marketing в фирменных магазинах, выявил такие факторы, способные описать визуально-информационную модель товарного дисплея, как:
- полнота информации о товаре – характеризует достоверность, полноту и доступность для потребителя информации о товаре, его свойствах и технических характеристиках;
- скорость нахождения товара – показывает степень удачного позиционирования товара на торговой площади;
- удобство доступа к товару – характеризует уровень комфорта для потребителя при доступе к товару;
- соответствие цены предлагаемому ценовому диапазону – максимальный уровень реализации данного фактора показывает на соответствии цены выбранному ценовому диапазону при позиционировании товара;
- возможность быстро найти сопутствующие товары – характеризует быстроту поиска сопутствующих товаров;
- дизайн и эстетико-этические составляющие созданного дисплея – показывает, насколько общая концепция реализованного товарного дисплея соответствует требованиям потребителей к дизайнерско-эстетическим свойствам.
Перечисленные выше факторы могут меняться при изменении потребностей и изменениях в конкурентной среде розничной торговли. Поэтому целесообразно проводить мониторинг указанных факторов.
Следующий шаг методики – оценка значимости отдельных составляющих мерчандайзинговой услуги, определение удовлетворенности потребителя составляющими услуги и услугой в целом. На последнем шаге сравниваются варианты визуально-информационной модели.
Описанная выше модель позволяет:
- определить значимость для потребителя отдельных составляющих торговой услуги;
Информация о работе Мерчандайзинг как управленческое решение