Механизмы нематериальной мотивации персонала ОАО «Татнефть» Бугульминского механического завода (БМЗ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические основы нематериальной мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере Бугульминского механического завода открытого акционерного общества «Татнефть» (БМЗ).
Задачи:
- изучить теоретические аспекты нематериальной мотивации;
- произвести общий анализ БМЗ;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию управления нематериальной мотивацией на БМЗ;
В качестве объекта исследования выступает Бугульминский механический завод открытого акционерного общества «Татнефть».

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты нематериальной мотивации
1.1 Социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала
1.2 Виды нематериальной мотивации
1.3 Зарубежный опыт использования нематериальной мотивации персонала
Глава 2 Совершенствование состояния нематериальной мотивации персонала открытого акционерного общества «Татнефть» Бугульминского механического завода (БМЗ)
2.1 Общая характеристика деятельности и анализ системы управления БМЗ
2.2 Анализ нематериальной мотивации персонала на БМЗ
Глава 3 Совершенствование управления нематериальной мотивацией на БМЗ
3.1 Разработка механизмов, направленных на стимулирование нематериальной мотивации
3.2 Обоснование социального и экономического эффекта мероприятий, направленных на стимулирование нематериальной мотивации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ПМ.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

     Все стимулы условно можно разделить  на материальные и нематериальные. Соотношение их в различных компаниях значительно отличается. На большинстве фирм Западной Европы постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов. Для значительного числа российских предприятий и фирм характерны сокращения в доходах семей доли общественных фондов потребления и увеличение доли в доходах материального вознаграждения.

     Для организаций люди являются наиболее ценным ресурсом, так как именно люди могут постоянно совершенствоваться. Соответственно, умело управляя людьми, можно постоянно совершенствовать организацию производства и увеличивать  прибыль. Поэтому руководство предприятия  должно хорошо разбираться в людях, знать их достоинства и недостатки, мотивы, которые побуждают их к  труду.

     Хорошее знание мотивации работников - залог создания более совершенной системы функционирования предприятия.

     С развитием социальных отношений  в обществе меняются и потребности  работников. В современной экономике  помимо материального фактора большое  значение имеют моральные стимулы  и социальные льготы. Эволюционируют и материальные формы стимулирования наемных работников. В материальном вознаграждении увеличивается доля выплат по результатам хозяйственной деятельности предприятия, большее значение придается развитию у наемных работников корпоративного мышления, развивается система социальных льгот [13. С. 96].

     Мотивация наемных работников является одной  из составляющих управления персоналом. Без грамотной организации стимулирования работников невозможны рост прибыли  предприятия и его конкурентоспособность  на рынке.

     Эффективность труда и качество труда являются ключевыми факторами в повышении  прибыли предприятия в долгосрочном периоде.

     Стимулирование  эффективности и качества труда  работников ведет к росту прибыли  и повышению конкурентоспособности  предприятия на рынке.

     В современной экономике стимулирование работников не ограничивается только мерами материального вознаграждения, а направлено на совершенствование личности работника, формирование в нем заинтересованности в успехе организации в целом и включает в себя также другие формы, такие как социальные льготы, моральные поощрения, гуманитарные стимулы к труду и др.

     Мотивация направлена на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции  с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная  и качественная работа влечет за собой  снижение себестоимости и повышение  рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально  поощрить наемных работников.

     Мотивация наемных работников на предприятии  тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.

     Мотивация – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере  труда, это материальная оболочка мотивации  персонала и нематериальная, которая дает возможность работнику реализовать себя не только как профессионала, но и как личность [34. С. 73]. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.

     Нельзя, однако, умалять значение прямого  экономического стимулирования, без  наличия которого невозможно говорить о действительности какого-либо другого  вида мотивации. Система денежных выплат должна обеспечить персоналу желаемый уровень дохода, зависеть от трудового  вклада, регулировать спрос и предложение  рабочей силы по предприятиям, отраслям экономики, регионам и отвечать таким  принципам, как: справедливость распределения, недопущение дискриминации, дифференцированный подход, своевременность выплаты.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в нынешнее время нематериальная мотивация, как для предприятий, так и для самих сотрудников  является неотъемлемой частью эффективного трудового процесса. Ни одна система  управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации. Современный производственный процесс требует от человека большого интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования. Нематериальная мотивация предполагает активизацию в индивиде творческого потенциала. Но следует отметить, что нематериальная мотивация не имеет смысла при неудовлетворенных низших потребностях.

     1.2 Виды нематериальной мотивации

     Стимулирование  – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере  труда, это материальная оболочка мотивации  персонала и нематериальная, которая дает возможность работнику реализовать себя не только как профессионала, но и как личность [14. С. 74].

     С одной стороны, человек существо инертное и стремится к покою, с другой, в психике человека есть составляющая, позволяющая вызвать активность организма, определить ее направленность.

     Сейчас  – именно то время, когда руководители организаций и менеджеры по персоналу  всерьез задумываются о построении корпоративной системы, о повышении  уровня профессионализма сотрудников, активизации работоспособности.

     И к каким вопросам в сфере управления персоналом не обратится, так или иначе, можно столкнутся с проблемой стимулирования.

     Не  отменяя, а дополняя прямую, косвенная  экономическая мотивация включает мотивацию свободным временем в  таких ее формах, как: предоставление отгулов, сокращенный рабочий день, возможность надомной работы; скользящий или гибкий рабочий график, позволяющий  работнику дополнительно трудиться  на другом месте.

     Суть  нематериальных способов мотивации  кроется в ответе на вопрос: почему сотрудники работают именно в этой фирме при том, что другие компании платят столько же? Это происходит потому, что есть нечто необходимое, что нельзя купить за деньги. Если специалист получает это на вашем предприятии, то переманить его на соседнее будет очень нелегко [17. С. 238].

     Прежде  всего это признание. Современным людям с детства внушили, что просить признания нехорошо, его нужно заслужить, и тогда окружающие безо всяких просьб признают ваши заслуги. Безусловно, это справедливо, так как иначе можно легко стать жертвой грубой лести. Но в глубине души каждый ждет похвалы и хорошей оценки своих поступков, слов и т.д.

     У сотрудника, который признан начальством  и коллегами, меньше поводов думать о смене работы. Способов выразить признание много, самый действенный - комплимент. Большинство руководителей  страдает тем, что похвалу и положительное  впечатление о подчиненном оставляет  при себе, считая нужным указывать  только на промахи. Шансов удержать хорошего специалиста у них гораздо  меньше, чем у тех, кто умеет  делать комплименты. Главное, не переборщить, так как частые и неискренние похвалы очень скоро перестают действовать на человека [4. С. 145].

     Другой  вид нематериальной мотивации - это  замена части зарплаты соцпакетом. Правда, подходит он не для всех типов сотрудников. Представим себе, что работодатель предлагает работнику на выбор три схемы. Первая - производить в месяц 1500 условных единиц продукции и получать за это 1000 условных денежных единиц плюс социальный пакет стоимостью 500 единиц. Второй вариант - производить 1000 единиц продукции и зарабатывать 1000 денежных единиц, не получая пакета. Третий вариант заключается в необходимости производить 1500 условных продуктов и получать 1500 условных денежных единиц без соцпакета.

     Исследования  показывают, что "обычные" сотрудники, как правило, отдают предпочтение первой схеме, на втором месте для них  стоит вторая. А "звездочки", напротив, выбирают третью схему, а первую ставят на второе место. Объясняется это  просто: у "обычных" людей плохо  развит внутренний самоконтроль, поэтому  они не уверены, что, получив много денег, смогут часть потратить на такие важные вещи, как медицинская страховка, посещение тренажерного зала и проч. Скорее всего, дополнительный заработок пойдет на развлечения, хотя человек понимает, что это неправильно. Получается, что, предлагая "обычному" работнику соцпакет, вы берете на себя роль контролера, не позволяющего тратить деньги без пользы. А "звездочки" уверены, что без посторонней помощи могут рационально распорядиться зарплатой, поэтому таким работникам лучше получать вознаграждение деньгами. Выбор схемы, наилучшим образом подходящей для того или иного подчиненного, есть не что иное, как применение нематериальной мотивации [40. С. 77-78].

     Исследования  показывают, что большинство людей  поддаются мотивации (таблица 1).

Таблица 1

     Соотношение работников, поддающихся  мотивации

     
     Актив
     Пассив
90 процентов работников поддаются  мотивации, нужно лишь найти  персональный подход 10 процентов  всех людей являются "патологическими  лентяями", и замотивировать их невозможно
Действенным способом мотивации является разделение зарплаты на базовый оклад, вознаграждение и поощрение Многие руководители не делают комплименты подчиненным, тем самым пренебрегая нематериальной мотивацией

     *Источник: Система ГАРАНТ Платформа F1 ЭКСПЕРТ Успешная кадровая политика. Зарплатные и нематериальные схемы (Е. Маврицкая, "Двойная запись", N 9, сентябрь 2005 г.)

     Считается, что работа ради выгоды организации - задача любого ее сотрудника. На деле об этом нужно постоянно напоминать. В некоторых ситуациях это  стремление приходится стимулировать. Желание принести пользу компании необходимо вырастить. Для этого нужно доказать служащим, что их стремление к благу  фирмы - не бессмысленное занятие.

     Существуют  одаренные руководители, которым  удается создать команду, рабочую  атмосферу и вести людей за собой с помощью только нематериальных стимулов. К последним можно отнести:

     - обучение работе (любая дополнительная  нагрузка может быть преподнесена  как возможность получения бесценного  опыта и новой строчки в  списке достижений);

     - общественное признание заслуг  различными способами (отлично действуют устная похвала, грамота, доска почета, статья о сотруднике в СМИ, настольный флаг и т.д.);

     - расширение личного пространства (отдельный кабинет, большой стол);

     - демонстрация доверия (приглашение  на совещание, переговоры и  т.п.);

     - предоставление комфорта (новый  компьютер, кондиционер в отдел,  дорогие канцелярские принадлежности);

     - дополнительные льготы (они могут  быть бесплатны для компании, если договориться об обмене  льготами и товарами с партнерами) [36. С. 57-59].

     Конечно, это только некоторые действенные  виды мотивации. Дополнить список руководитель может самостоятельно, исходя из потребностей своих подчиненных.

     Не  стоит забывать и о банальной  вежливости. В российском менталитете  отсутствует фраза "дай (точка)". Есть "дай (выручи), потому что...". Также у нас не принято отказывать: "нет (точка)", как это любят  делать западные управляющие. Более  привычна формулировка "нет, потому что...". Если объяснить сотруднику "почему это необходимо", ему  будет труднее отказать в помощи фирме. Вполне возможно, что он даже станет активистом движения за экономию, так как осознает свою значимость для компании.

     Факторы, повышающие нематериальную мотивацию:

     - ответственные задачи, способные  увлечь сотрудников;

     - внимание и поддержка сотрудников;

     - вовлечение сотрудников в процесс  принятия решений;

     - делегирование полномочий и создание  условий для проявления инициативы;

     - обратная связь: поощрение успехов  и конструктивная критика;

Информация о работе Механизмы нематериальной мотивации персонала ОАО «Татнефть» Бугульминского механического завода (БМЗ)