Мотивация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала
Этапы развития систем мотивации…………………………….….4
Мотивационные модели, их сущность и содержание……………6
Мотивация персонала на современном этапе……………..…….10
Принципы построения эффективной системы мотивации в современных условиях……………………………………………13
Глава 2. Модель построения системы мотивации на примере ООО «Профиль»……………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая по мативации персонала.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические аспекты  мотивации персонала

    1. Этапы развития систем мотивации…………………………….….4
    2. Мотивационные модели, их сущность и содержание……………6
    3. Мотивация персонала на современном этапе……………..…….10
    4. Принципы построения эффективной системы мотивации в современных условиях……………………………………………13

Глава 2. Модель построения системы мотивации на примере  ООО «Профиль»……………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В прошедшем столетии теория менеджмента сформировалась и шагнула далеко вперед. Однако следует честно признаться: человек  по-прежнему остается для менеджмента  неприступной крепостью, а мотивационные  пружины его поведения — нераскрытой  тайной.  
Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя компаний. Что движет людьми, пришедшими в компанию? Какие цели — личные и профессиональные — они преследуют? Чем можно их заинтересовать?  
Известный американский менеджер Ли Якокка считает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд». Конечно же, талантливый менеджер понимал, что управление включает в себя и планирование, и снабжение, и контроль и др. Почему же среди всех этих важных функций менеджера он особенно выделил функцию мотивации? Не потому ли, что именно мотивация является камнем преткновения в теории и практике HR-менеджмента? Родоначальник школы научного управления американский инженер Ф. Тейлор подчеркивал, что повышения  
производительности труда невозможно добиться, игнорируя мотивацию работника к данному труду.

На протяжении нескольких веков ученые искали ключ к эффективному управлению работниками. Были созданы иерархия потребностей Абрахама Маслоу, концепция Фредерика Герцберга, теория Дугласа МакГрегора, система Клейтона Альдерфера…. Изучением факторов, мотивирующих людей добросовестно трудится, кадровые службы и консультанты по управлению занимаются и сегодня: разрабатывают новые системы, внедряют более совершенные технологии. В процессе изучения мотивации активно включаются и сами работодатели. Они все чаще предпочитают разрабатывать системы по привлечению и удержанию кадров не в одиночку, а с помощью независимых консультантов, которые тщательно анализируют бизнес и дают рекомендации с учетом особенностей компании и пожеланий работников.

Актуальность проблем  мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации  зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

1.1. Этапы развития систем мотивации

 

Изучая историю менеджмента  можно выявить эволюцию систем мотивации  с начала XX в. по настоящее время.

Процесс эволюции можно  разделить на восемь этапов:

  • На первом этапе, начиная с учения Тейлора, система мотивации изучает реакцию человека на обязательные условия труда и его результаты, соизмеряя с ними размеры оплаты.
  • На втором этапе человек труда познается как существо социальное, групповое, способное нормально существовать только в условиях социального коллектива. Труд человека покупается, а система стимулирования и размеры оплаты труда определяются работодателем.
  • На третьем этапе система мотивации в управлении ставится в зависимость от методов и способов управления. Размеры оплаты и результативность труда являются производными от стиля управления, применяемого руководителем.
  • На четвертом этапе система мотивации изучает воздействие положительных и отрицательных факторов на результативность труда и величину его оплаты.
  • На пятом этапе формируется и осуществляется новая философия мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации как явлению, вытекающему из иерархии потребностей человека.
  • На шестом этапе апробируется новая концепция мотивации, которая указывает работнику пути достижения своих целей, исходя из иерархии потребностей и психологической теории мотивации.
  • На седьмом этапе система мотивации ориентируется на достижение групповых целей и задач на основе делегирования полномочий малым коллективам. Размеры стимулирования определяются результативностью работы этих групп (японский опыт).
  • На восьмом этапе в основу системы мотивации закладываются факторы социальной карьеры и пути удовлетворения личных потребностей.

Эффективность применения конкретной модели мотивации и управления персоналом, развитие новых форм организации их труда, планирование социальной карьеры, оценка деятельности, подбор и расстановка кадров во многом зависят, и будут зависеть от специалистов кадровой службы предприятия, которые на протяжении длительного времени выполняли функции статистов в приеме и увольнении работников, отрабатывая свой должностной оклад и необходимое рабочее время, выполняя заявки структурных подразделений.

В настоящее время  разработано и апробируется в практической деятельности большое количество мотивационных моделей, авторы которых хорошо известны специалистам, исследующих данную проблему (А.Маслоу, Ф.Герцберг, С.Кэрролл, Т.Митчелл, Э.Лоулер, Л.Портер, Э.Мэйо, М.Грегор, Ф.Тейлор, А.Макаренко, Д.Моутон, В.Андреев, и т.д.), которые объективно доказали необходимость применения той или иной модели как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Вместе с тем любая предложенная мотивационная модель имеет не только положительные моменты мотивационного воздействия на человека и результаты его труда, но и немало предлагаемых мотивационных факторов, которые не оказывают существенного воздействия на поведение личности в процессе трудовой деятельности. И это вполне естественное явление, так как, в сущности, не может быть идеальной модели, отвечающей всем параметрам и потребностям человека.

1.2. МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ, ИХ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

 

В системах управления, которые  функционируют на предприятиях или  проходят апробацию, обязательным компонентам  предшествует соответствующая этой системе модель мотивации, которая призвана обеспечить эффективность функционирования этой системы в целом.

Модель мотивации представляет собой в целостном виде набор принципов и факторов, тесно взаимосвязанных между собой, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия (фирмы) к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом. В процессе эффективной трудовой деятельности, при правильно разработанной мотивационной модели, работник не только самореализует свои внутренние побуждения, но и удовлетворяет полностью или частично свои потребности (первичные, вторичные, ближней, дальней мотивации).

Изучение моделей мотивации  не позволяет с психологической  точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Результаты изучения человека и его поведения в процессе труда дают некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.

Из всей гаммы разработанных учеными - управленцами мотивационных моделей можно выделить наиболее жизненные и оправдавшие себя на практике. Эволюция их зарождения и функционирования весьма и весьма многообразна.

Ниже приведены мотивационные  модели управления, разработанные учеными зарубежных стран (А. Маслоу, Блейка-Моутона, Портера-Лоулера, Ф. Герцберга, В. Врума).

В мировой практике хорошо известна мотивационная модель иерархии потребностей  Абрахама Маслоу1:

Рис. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу


Можно объединить потребности  в три группы:

      • социальные;
      • потребности в уважении личности;
      • потребности в самоуважении. Их можно разделить на составляющие.

Социальные потребности:

  1. Предоставление работы, которая способствовала бы общению с другими работниками.
  2. Создание климата коллективизма в достижении поставленной цели.
  3. Регулярное участие в принятии решений.
  4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации.
  5. Создание условий для повышения социально-экономической и творческой активности.

Потребности в уважении личности:

  1. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации.
  2. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий и выработке решений.
  3. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий.
  4. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице.
  5. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение.

Потребности в самовыражении:

    • Создание условий для развития творческого потенциала и его использования.
    • Формирование видов работ, требующих от работника максимальной отдачи.

Проблемам мотивации  отдельных индивидов и групп  работников посвящены труды многих ученых-управленцев западных стран и России: В. Зигерт, Дж. Шоннеси, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклеланд, В. Врум, К. Левин, Д. Макгрегор и многие другие.

Каждая из перечисленных  работ указанных авторов и  предложенных ими моделей мотивации  имеет полное право для детального изучения и использования на практике. Главная задача в данном случае состоит в том, чтобы при правильной организации управления найти согласие интересов.

Наличие большого количества мотивационных моделей приводит к необходимости рассмотрения лишь некоторых из них. В частности, в практике используется мотивационная модель с ориентацией на результаты, так называемая Управленческая решетка Блейка-Моутона2. Анализ содержательной части этой модели показал, что:

  1. Удовлетворительная результативность труда поддерживается путем постоянных компромиссов между требованиями производства и индивидуальными потребностями сотрудников.
  2. Удовлетворительная результативность труда не достижима, так как, с одной стороны, сотрудники ленивы, равнодушны и не заинтересованы, а с другой стороны, невозможно установить удовлетворительные социальные отношения ними.
  3. С людьми обращаются так же, как и с машинами. Продуктивность достигается путем создания таких условий труда, при которых минимизируются "помехи", обусловленные индивидуальными и социальными потребностями сотрудников.
  4. Высокая результативность труда является результатом оптимального соотношения требования производства и потребностей отдельных сотрудников. При достижении целей организации как тем, так и другим придается одинаково важное значение.
  5. Далеко идущее удовлетворение социальных потребностей сотрудников приводит к непринужденной дружеской атмосфере труда и соответственно, непринужденному темпу работы.

В 50-х гг. нашего столетия была апробирована на практике мотивационная модель Ф. Герцберга3, которая включила в себя две группы факторов:

"гигиенические факторы": заработная плата, социальные  блага, условия работы (физические, внешние),  статус, климат на предприятии,  рабочая атмосфера, обстановка, отношение  к начальству и коллегам;

"мотивационные факторы", которые, по его мнению, достаточно  эффективно воздействуют на результаты  труда работников фирм: интересная  работа, увлекательная постановка  вопросов, многосторонность, возможность  повышения звания, самостоятельность  и полномочия,  свой участок работы, возможность добиться ощутимых результатов, признание достижений выражается в увеличении оклада и полномочий; степени трудности поставленных задач, профессионального обучения и повышения квалификации.

1.3. Мотивация  персонала на современном этапе

Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее. Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

Информация о работе Мотивация персонала