Мотивация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…3
Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства……………………………………………………..…….5
Роль и значение мотивации персонала……………………... –
Система методов стимулирования персонала………...………7
Разработка системы управления карьерой как фактор стимулирования персонала………………………………………….11
Применение инновационных форм оплаты труда…………………15
Социальные льготы как метод мотивации труда………………..…19
Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием труда…………………………………………...…21
Заключение………………………………………………………..……..26
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая рест. бизнес.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская  государственная академия экономики  и сервиса

 

 

 

Кафедра туризма и гостеприимства

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Организация ресторанного бизнеса»

на тему «Мотивация персонала»

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. СД-53

                                                                                                   Мусалимова К.Р.

                                                  Проверила: Сазонова З.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...…3

    1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства……………………………………………………..…….5
      1. Роль и значение мотивации персонала……………………... –
      2. Система методов стимулирования персонала………...………7
    2. Разработка системы управления карьерой как фактор стимулирования персонала………………………………………….11
    3. Применение инновационных форм оплаты труда…………………15
    4. Социальные льготы как метод мотивации труда………………..…19
    5. Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием труда…………………………………………...…21

Заключение………………………………………………………..……..26

Список использованных источников и литературы…………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном  менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации  имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение  максимальной отдачи от использования  имеющихся трудовых ресурсов, что  позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью  управления персоналом при переходе к рынку является  возрастающая роль личности работника. Соответственно  и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые  может  опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины  о  соотношении отдельных аспектов мотивационной  сферы сотрудников  сегодня и наиболее эффективных  методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает. 

Сейчас  вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике России обозначился  существенный перелом в сфере мотивации труда. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без интеграции новых форм мотивации и стимулирования труда. Во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.

Цель  данной работы – исследование современных  методов мотивации персонала  и возможностей его практического  применения в России.

Задачи:

  • исследование теоретических основ и современных тенденций  мотивации труда;
  • изучение роли мотивации персонала в повышении эффективности деятельности предприятий;
  • выявление наиболее эффективных и практически применимых методов мотивации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства

 

1.1. Роль и значение мотивации  персонала

 

Основной  особенностью управления персоналом является  возрастающая роль личности работника. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане стабильности её профессионального положения. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:

  • создание философии управления персоналом;
  • создание совершенных служб управления персоналом;
  • применение новых технологий в управлении персоналом;
  • создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.

Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация  трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особо важное значение. Для того, чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован, иначе говоря, мотивирован.

В управлении персоналом мотивация рассматривается  как процесс активизации мотивов  работников (внутренняя мотивация) и  создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

Представления о возможностях мотивации труда  работников претерпели большие изменения  в практике управления. Долгое время  считалось, что единственным и достаточным  стимулом для побуждения работника  к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы  научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь  между производительностью труда  и его оплатой. Однако позже было обнаружено значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.

В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической  наукой, исследующей причины и  механизмы целенаправленного поведения  человека. С этих позиций мотивация  определяется как движущая сила человеческого  поведения, в основе которой находится  взаимосвязь потребностей, мотивов  и целей человека.

Мотивация как функция управления реализуется  через систему стимулов, т.е. любые  действия подчиненного должны иметь  для него положительные или отрицательные  последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может  позволить руководителю создать  мотивационную структуру, с помощью  которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

В настоящее  время организация эффективной  системы стимулирования персонала  является одной из наиболее сложных  практических проблем  менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются: 

  • высокая текучесть кадров;
  • некачественный труд;
  • нерациональность мотивов поведения исполнителей;
  • слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
  • халатное отношение к труду;
  • отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
  • низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
  • сбои в производственном процессе;
  • проблемы при создании согласованной команды;
  • узкие перспективы карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;
  • неудовлетворенность сотрудников;
  • низкий профессиональный уровень персонала;
  • безынициативность сотрудников;
  • недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва;
  • нежелание сотрудников повышать свою квалификацию;
  • неорганизованность системы стимулирования труда и др.

 

 

    1. Система методов стимулирования персонала

 

Методы  стимулирования персонала  могут  быть самыми разнообразными и зависят  от проработанности  системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. 

Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно-распорядительные (организационно-административные), экономические  и  социально-психологические. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности существуют следующие методы управления персоналом.

  1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения  экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с  формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также   экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной  системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное  количество  и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
  2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях.  Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по  должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают  организационное планирование, организационное нормирование,  инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация  играет весьма существенную  роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на  государственном  уровне, но и четкое определение прав и обязанностей  руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства  обязательно для  подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия,  а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить  эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.
  3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности  сотрудников. С помощью этих методов  воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные  и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации

Отмечаемы роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием   рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов,  что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы  с рабочими целями. Однако акцентирование внимания только на экономических методах стимулирования зачастую приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации методов  стимулирования является классической.  В современном менеджменте применяются  и иные группировки методов стимулирования. Обобщенно все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические  стимулы всех типов (зарплата  во всех ее разновидностях, включая  контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.) Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение  труда - эта система в большей  степени относится к неэкономическим  методам и означает предоставление  людям более содержательной, перспективной  работы, значительной самостоятельности  в определении режима труда,  использовании ресурсов. Во многих  случаях к этому добавляется  и рост оплаты труда, не говоря  уже о социальном статусе.

Информация о работе Мотивация персонала