Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:04, курсовая работа
Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство. В конце концов, это привело к тому, что ответственность работодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучия своих работников, но и простому соблюдению обозначенных законом минимальных социальных гарантий фактически не исполнялись. Государство со своей стороны в переходный период не могло требовать жёсткого исполнения социального и трудового законодательства, что вылилось в задержки по заработной плате, не говоря уже о добровольном социальном страховании для членов рабочего коллектива.
Таким образом, мы подошли к современному определению социальной ответственности бизнеса как добровольному вкладу бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологических сферах, связанному напрямую с основной деятельностью компании и выходящему за рамки определенного законом минимума.
В настоящее время у
бизнес-сообщества, властных структур
и СМИ существуют два подхода к КСО. Узкое
понимание КСО представляет перечень
социальных проектов и программ, осуществляемых
российским бизнесом по развитию собственного
персонала, а также помощи наименее обеспеченным
и проблемным группам населения на благотворительной
основе. В этом случае КСО отражается в
форме традиционных социальных разделов
корпоративных отчетов либо в форме социальных
отчетов компаний.
Комплексный подход, только раз
Отчетность по КСО и устойчивому
развитию должна внедряться на принципах
добровольности, государственной сознательности
и социальной ориентированности бизнеса.
При этом государственные органы власти,
в первую очередь профильные федеральные
министерства, а также исполнительные
органы на местах, должны активно поддерживать
КСО, развивать новые формы социального
партнерства и проводить регулярные встречи
для выработки соответствующих рекомендаций
для бизнеса, постепенно превращая эту
деятельность в естественный признак
респектабельности российского бизнеса.
Властным структурам всех уровней следует
активно поддерживать КСО именно как комплексную
систему, стимулирующую планомерные социальные
инвестиции бизнеса.
2.2. Общие понятия
Потенциальные преимущества для бизнеса
Объём и характер преимуществ
КСО для организации может
различаться в зависимости от
характера предприятия и сложно
поддается количественному
Используемое в организации
определение КСО может
Управление рисками
Управление рисками — центральный момент многих корпоративных стратегий. Репутацию, на создание которой ушли десятилетия, можно разрушить за несколько часов в результате таких происшествий, как связанные с коррупцией скандалы или экологические катастрофы. Эти события также могут привлечь нежелательное внимание судов, правительств и средств массовой информации. Создание собственной культуры «надлежащего поведения» в корпорации может минимизировать эти риски.
Персонал
Программа КСО может быть направлена на рекрутинг и сохранение персонала, в частности, на конкурентном рынке выпускников ВУЗов . Потенциальные работники часто спрашивают во время собеседования о политике фирмы в области КСО, и наличие комплексной политики может дать преимущества. Кроме того, КСО может помочь улучшить восприятие компании среди её персонала, в особенности, когда персонал может участвовать через систему выплаты зарплаты, деятельности по привлечению средств или социальной работы в местном сообществе.
КСО и природа бизнеса
Корпорации существуют для производства продуктов и (или) оказания услуг, которые приносят прибыль их акционерам. Милтон Фридман(Milton Friedman) и другие рассматривают этот вопрос глубже, утверждая, что цель корпорации — максимизировать доходы акционеров и поэтому (по их мнению) только люди могут нести социальную ответственность, корпорации отвечают только перед своими акционерами, а не перед обществом в целом. Хотя они признают, что корпорации должны подчиняться законодательству стран, в которых они работают, они утверждают, что корпорации не имеют обязательств перед обществом. Некоторые люди воспринимают КСО как противоречие самому характеру и цели бизнеса, а также как вмешательство в свободную торговлю. Те, кто утверждают, что КСО противоречит капитализму, и выступают в пользу неолиберализма, говорят, что улучшение здоровья, увеличение долголетия и/или уменьшение детской смертности было результатом экономического роста, связанного со свободным предпринимательством.
Критики этого утверждения воспринимают
неолиберализм как противоположность
благосостоянию общества и вмешательство
в свободу человека. Они заявляют, что
тип капитализма, практикующийся во многих
развивающихся странах, является формой
экономического и культурного империализма, отмечая, что эти страны
обычно имели меньшую степень охраны труда
и, следовательно, их граждане подвержены
более высокому риску эксплуатации мультинацио
Множество лиц и организаций
находится между этими
Лицензия на работу
Корпорации
стремятся избежать вмешательства в их
деятельность через налогооблажение и реглам
КСО и спорные мотивы
Некоторые критики полагают, что
программы КСО реализуются
Другая проблема заключается в том, что компании, заявляющие о том, что они придерживаются концепции КСО и устойчивого развития одновременно участвуют во вредоносной деловой практике. Например, с 1970-х гг. ассоциация McDonald’s Corporation с Ronald McDonald House рассматривалась как КСО и развитие отношений. Недавно, когда концепция КСО стала популярнее, компания активизировала свои программы КСО, связанные с персоналом, экологией и другими вопросами. Тем не менее, в отношении ресторанов McDonald’s по сравнению с Morris & Steel судьи Пилл (Pill), Мэй (May) и Кин (Keane) заявляют, что справедливо можно утверждать, что работники McDonald’s по всему миру «имеют более низкую оплату и условия труда», а также, что «если человек часто питается в McDonald’s, его рацион имеет большое содержание жиров и других веществ, что существенно повышает риск сердечных заболеваний».
Аналогичным образом, компанияRoyal Dutch Shell проводит широко освещаемую политику КСО и первой начала использовать систему отчетности с тройным итогом, однако это не помешало скандалу в 2004 г в отношении ложного сообщения озапасах нефти — событие, которое нанесло серьёзный ущерб её репутации и привело к обвинениям в лицемерии. С тех пор фонд Shell Foundation начал участвовать во многих проектах по всему миру, включая партнерство с Marks and Spencer (Великобритания) в оказании помощи сообществам, выращивающим цветочные деревья и фрукты по всей Африке.
Критики, обеспокоенные лицемерием и неискренностью корпораций, в целом считают, что для обеспечения социально ответственного поведения компаний обязательное государственное и международное регулирование лучше, чем добровольные меры.
Рост популярности этического потребления за последние два десятилетия может быть связан с расширением практики КСО. По мере роста численности населения мира растет давление на ограниченные природные ресурсы , необходимые для удовлетворения растущего потребительского спроса (Grace and Cohen 2005, 147). Во многих развивающихся странах расширяется индустриализация в результате развития технологий и глобализации . Потребители больше узнают об экологической и социальной составляющей своих повседневных потребительских решений и начинают принимать решения о покупке, связанные со своими экологическими и этическими предпочтениями. Однако эта практика далеко не последовательна и не универсальна.
Корпорации
добиваются роста путем глобализации ,
они столкнулись с новыми проблемами,
ограничивающими их рост и потенциальные
прибыли. Государственное регулирование,тарифы,
экологические ограничения и меняющиеся
стандарты того, что представляет собой
эксплуатация труда, представляют собой
проблемы, которые могут стоить организациям
миллионы долларов. Некоторые рассматривают
этические вопросы просто как дорогостоящую
помеху. Некоторые компании используют
методику КСО в качестве стратегической
тактики для получения общественной поддержки
своего присутствия на глобальных рынках,
помогающей им сохранять конкурентные преимущ
Рост подготовки в области этики в корпорациях, зачастую в соответствии с государственными требованиями, является ещё одним мотивом, связанным с изменением поведения и культуры корпораций. Целью такой подготовки является помощь работникам в принятии этических решений, если ответы на вопросы не ясны. Таллберг считает, что человеку свойственна способность жульничать и манипулировать(Trivers 1971, 1985), с этим связана необходимость изучения нормативных ценностей и правил поведения человека (Tullberg 1996). Самое прямое преимущество — сокращение вероятности «грязных рук» (Grace and Cohen 2005), штрафов и ущерба репутации в связи с нарушением законов и моральных норм. Организации также видят вторичные преимущества в повышении лояльности работников и гордости за организацию. Компании Caterpillar и Best Buy являются примерами организаций, которые приняли такие меры (Thilmany 2007).
Компании все более
Ещё одним мотивом КСО является роль независимых посредников, в частности, правительства, в обеспечении предотвращения нанесения корпорациями ущерба всеобщему социальному благу, включая людей и экологию. Критики КСО, такие как Роберт Рейх , утверждают, что правительства должны определить систему социальной ответственности при помощи законодательства и регулирования, что позволит бизнесу вести себя ответственно.
Связанные с государственным
Информация о работе Корпоративно Социальная ответственность бизнесса