Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:04, курсовая работа
Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство. В конце концов, это привело к тому, что ответственность работодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучия своих работников, но и простому соблюдению обозначенных законом минимальных социальных гарантий фактически не исполнялись. Государство со своей стороны в переходный период не могло требовать жёсткого исполнения социального и трудового законодательства, что вылилось в задержки по заработной плате, не говоря уже о добровольном социальном страховании для членов рабочего коллектива.
Каждый из названных элементов, с одной стороны, немыслим
без другого, но, с другой стороны, может быть рассмотрен в качестве
отдельного направления политики компании по формированию собственного имиджа, повышающего инвестиционную привлекательность. Последнее обствоятельство предполагает, в свою очередь, определение набора методов по их реализации.
Открытость компании с инвестиционной точки зрения — это
прозрачность финансов и корпоративной стратегии. В России это пока
скорее вынужденная мера, рассчитанная на западных инвесторов, чем
осознанное желание
уже более 5 лет ведет отчетность по международным стандартам. А многие дочерние компании холдинга до последнего времени оставались
закрытыми даже для органов власти. Жан Леньер, президент Европейского банка реконструкции и развития, еще в 2004 г. отмечал недостатки
российского бизнеса в части «во первых, раскрытия информации со
стороны владельцев компаний, вовторых, независимости, качества
и финансовой ответственности систем внутреннего контроля»
1.Иностранные инвесторы, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, по прежнему озабочены прозрачностью компаний, качеством раскрываемой ими информации. Иначе говоря, большинство российских
компаний не соответствует критериям, существующим у инвесторов.
Неспособность привлечь больше прямых инвестиций объясняется недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, обусловленного в том числе и низким уровнем деловой репутации, отсутствием
реальной подотчетности, наличием неэффективных механизмов контроля, недостаточным раскрытием информации. Из за недоверия инвесторов сокращаются источники финансирования, уменьшаются возможности банковского кредитования. Инвесторам зачастую сложно
понять, что представляет собой компания. Российские компании далеко не всегда публикуют полноценные годовые отчеты или публикуют их со значительными задержками. По результатам проведенного
исследования информационной прозрачности российских компаний
Standard&Poor’s в августе 2004 г. видно, что объем информации, опубликованной на web сайтах 50 крупных российских компаний, составляет 55% от общего объема информации, востребованной международ
ными инвесторами, законодательно предусмотренная отчетность
содержала 38% требуемой информации, а годовые отчеты — всего 34%.
Корпоративное управление. 2005. Вып. 3.16 17
Таким образом, несоблюдение принципов прозрачности и открытости
деятельности снижает деловую репутацию российских компаний и на
практике подрывает доверие инвесторов, без которого невозможно
сохранить и привлечь инвестиции для реализации огромного россий
ского потенциала
1.3.Способы повышения прозрачности компании для инвесторов
известны — это переход
на международные стандарты
МСФО, GAAP, IAS или отчеты 20F. Другой способ повысить прозрачность компании в отдельных случаях — получить рейтинг международного рейтингового агентства, поскольку для продвижения на западный
рынок финансовых инструментов — акций и облигаций — компании
необходимо получить кредитный рейтинг. А это возможно только тогда, когда финансовая отчетность компании понятна инвесторам.
Действенным средством формирования прозрачности корпоративной структуры может стать разработка корпоративного кодекса
компании. Практика подобных корпоративных норм широко применяется на Западе и является там неотъемлемой частью условий ведения
бизнеса. Содержание кодексов зависит от задач проекта. Кодекс может быть своего рода джентльменским соглашением акционеров компании, демонстрирующим инвестору структуру и культуру корпоративных отношений. Кроме того, кодекс может содержать детальное
описание отношений
и принципов ведения бизнеса, структуры менеджмента. Если кодекс
является составной частью внутрикорпоративного PR, то в нем могут
найти отражение корпоративные стандарты и социальная политика
компании. В любом случае корпоративные кодексы делают компанию
более открытой и понятной для инвесторов и персонала, других
заинтересованных лиц. В России разработан Кодекс корпоративного
поведения, принятый ФКЦБ в 2002 г, нормы которого полностью
соответствуют рекомендациям ОЭСР относительно принципов корпоративного управления.
Большая проблема российского бизнеса — это действия топ менеджмента, не придерживающегося элементарных правил этики, от
сутствие прозрачности и регламентированности взаимоотношений
внутри компании. Вопросы профессионализма и деловой репутации
чаще всего находятся на втором плане. По некоторым данным, внутренний аудит осуществляется формально, 19% компаний вообще его
не проводят, 35% — лишь раз в год
Все попытки сделать компанию
прозрачной, привести отчетность к международным стандартам нередко
разбиваются о нечестность топменеджмента. Даже если информация
о компании имеется в публичном доступе, то менеджмент все равно
зачастую не придерживается норм этики бизнеса и ключевых правил
корпоративного управления, на деле происходит лишь симуляция прозрачности. Кажущаяся польза от этой информации будет нейтрализована снижением фактического уровня деловой репутации, отсутствием
доверия со стороны потенциальных инвесторов. Формирование деловой репутации, публичного имиджа компании не менее важно, чем
работа над прозрачностью финансов и управления. Понятно, что в рентабельную компанию, но находящуюся в центре общественных скандалов, инвестор едва ли направит средства. Между тем, по данным консалтингового агентства «Эрнст и Янг», от 30 до 50% успеха компании —
ее деловая репутация. В рыночной стоимости компаний стоимость репутации составляет в среднем 20—25%, иногда достигая и 85% -ной
отметки.
Итак, с одной стороны, хороший корпоративный имидж и репутация представляют для компании практическую и, прежде всего, стоимостную ценность. С другой — многие фирмы нередко рискуют своекорпоративной репутацией, предпринимая наносящие ей ущерб действия. Найдется немного организаций, в которых существуют официальные программы по защите репутации и улучшению ее характеристик для своих внутренних и внешних аудиторий. Если компания хочет
полностью использовать это
стратегическое преимущество, она должна
формировать положительный
чтобы увеличить ценность своей работы в глазах своих сотрудников,
опыта потребления ее товаров и услуг, мнения местного сообщества,
следовать «цивилизованным правилам игры» как внутри страны, так
и за ее пределами. В настоящее время практическая значимость социально ответственного поведения возрастает и определяет облик современной успешной компании.
Что же представляет собой корпоративная социальная ответственность?
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО
или corporate social responsibility CSR), ее различные интерпритации
в западном мире известны уже достаточно давно
2.Социальная ответственность бизнесса
Социальная ответственность
Ответственность наступает в результате
игнорирования или
Социальная ответственность
Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
2.1.Сущность социальной ответственности бизнеса.
1. Что такое корпоративная социальная ответственность
Прежде чем приступить к исследованию названой темы, хотелось бы понять, что это такое и дать конкретное определение этому понятию, итак.
Корпоративная социальная ответственность
(КСО, также называемая корпоративная
ответственность, ответственный бизнес
и корпоративные социальные возможности)
— это концепция, в соответствии
с которой организации
Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса; одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности; другие говорят, что это попытка подменить роль правительств в качестве контролера мощных мульти национальных корпораций.
2. История развития социальной
ответственности бизнеса в
В 90-е годы ХХ века тема социальной ответственности бизнеса стала широко обсуждаться в деловых и научных кругах ведущих индустриальных стран. Многие владельцы и менеджеры компаний начали осознавать, что помимо традиционных факторов, на уровень получаемой прибыли влияет и репутация их компании в обществе.
Для того, чтобы их коммерческая деятельность была успешной, уже недостаточно производить товары и услуги - необходимо активно развивать различные социальные программы. Системно и продуманно выстраивать отношения менеджеров компании с бизнес сообществом, акционерами, СМИ, органами государственной власти, потребителями и общественными организациями.
Концепция социальной ответственности бизнеса в западном мире уже известна довольно долгое время. Но интенсивное развитие данная тема получила лишь в последние десятилетие, когда представители мирового сообщества стали широко обсуждать проблемы сбалансирования интересов развития бизнеса с более масштабными интересами всего общества, особенно по вопросу сохранения окружающей среды. Таким образом, важность концепции социальной ответственности бизнеса и общественный интерес к этой теме постоянно растут.
До середины 1970-х гг. доминирующая
философия отношений бизнеса
и общества утверждала, что если
компания не стремиться уйти от налогов,
устанавливает уровни заработной платы
для своих сотрудников выше среднего
по отрасли и выполняет базовые
требования к безопасности труда
и защите экологии, то такая организация
полностью соответствует
Однако в 1990-е гг. с усилием
взаимозависимости элементов
Информация о работе Корпоративно Социальная ответственность бизнесса