Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….. 3

1. Общие понятия социальной ответственности бизнеса………... 6

2. Формы социальной ответственности бизнеса………………….. 11

3. Функции социальной ответственности…………………………. 20

4. Мотивы и инструменты реализации программ социальной ответственности бизнеса……………………………………….... 22

5. Как социальная ответственность пришла в Россию……………. 28

5.1. История развития социальной ответственности………..... 28

5.2. Социальная отчетность…………………………………...... 31
6. Выгоды от социальной деятельности…………………………..... 37

Заключение…………………………………………………………… 39

Список использованной литературы……………………………….. 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.социальная ответственность бизнеса.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

     Введение……………………………………………………………..         3

    1. Общие понятия социальной ответственности бизнеса………...          6

    2. Формы социальной  ответственности бизнеса…………………..        11

    3. Функции  социальной ответственности………………………….        20

    4. Мотивы и  инструменты реализации программ  социальной ответственности бизнеса………………………………………....       22

    5. Как социальная  ответственность пришла в Россию…………….       28

       5.1. История развития социальной ответственности……….....      28

       5.2. Социальная отчетность…………………………………......     31

    6. Выгоды от  социальной деятельности………………………….....      37

    Заключение……………………………………………………………      39

    Список использованной литературы………………………………..       41 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то и с ней происходит то же самое. В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами. Все это формирует имидж компании. И, вспоминая старый двусмысленный тезис о том, что бытие определяет сознание, легко догадаться, что бизнес этих компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями. Как и многое другое, интерес к социальной стороне бизнеса сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное внимание уже очень давно. В нашей стране, как это обычно бывает, все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.

     Еще в начале ХХ века руководители многих фирм выражали уверенность в том, что предприятия и фирмы обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше.

     Мы  живем в XXI веке, что налагает на нас  определенные обязательства. Сейчас уже  мало просто эффективно вести бизнес, необходимо развиваться самому и  способствовать развитию окружающего  сообщества, чувствовать и реализовывать свою социальную ответственность.

     В настоящее время, общественные организации, сообщества и просто граждане  своей  страны, активно воздействуют на формировании рынка. Общественное влияние и общественное отрицание уже не раз сыграло  «злую» шутку с крупными мировыми корпорациями. Общественное отрицание явилось последствием непродуманной политики топ-менеджеров, которыми не учитывалась мнения общественности.

     Принимая  решения, бизнес берет во внимание интересы социума, в котором он функционирует (клиенты, сотрудники, партнеры, общество в пределах его влияния). При этом важно отметить готовность корпораций искать компромиссы и жертвовать чем-то для соблюдения интересов социального окружения.

     Социальная  сфера в нашей стране всё больше становится зоной ответственности частного бизнеса, потому что именно частный капитал составляет основу экономики России. Именно в частном бизнесе занято большинство населения страны, обеспечивая тем самым своё благосостояние. Налоговые отчисления именно из этого сектора составляют основу федерального бюджета, который и является источником финансирования социальной сферы.

     В современном мире проблема ответственности  бизнеса перед обществом весьма актуальна. У народа сложилось четкое мнение, что раз у тебя развитая и преуспевающая компания, раз ты добился успехов, то должен тем или иным образом помогать слабым и малообеспеченным людям и фирмам. В массовом сознании данный вопрос сводится к формуле "делиться надо" и воспринимается в основном как благотворительная деятельность. Люди, безбедно и бездумно жившие при социализме, ждут от корпораций и предприятий, чтобы они вместо государства взяли на себя решение всех социальных проблем

     Целью данной работы является установление основных фактов определяющих развитие в зарубежных странах  такого явления, как социальная ответственность бизнеса.

        Основными задачами, подлежащими установлению в связи с поставленной целью являются:

     - раскрыть сущность понятия социальная  ответственность бизнеса;

     - раскрытие сущности данного явления;

     - рассмотрение опыта зарубежных стран;

     - описание правовой базы социальной  ответственности бизнеса перед  сотрудниками, партнерами, обществом.

     По  теме социальной ответственности бизнеса  в настоящее время совсем мало литературы, из доступных источников существуют только статьи, посвященные данному вопросу и подобным социальным явлениям.

     В данной работе будут использованы такие источники, как: Перегудов С.П. Корпорация как социальный институт, Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний; публикации в журналах «Коммерсант-Деньги», «Меценат», «Интеррос», «Бизнес и общество» и др. 
 
 
 
 
 

     1. Общие понятия социальной ответственности бизнеса 

     Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике и современной науке не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность бизнеса" каждому по-своему. Некоторые за социальную ответственность бизнеса принимают благотворительность или спонсорство, для других это – это корпоративная социальная ответственность или социально-маркетинговые программы,  для третьих - экологические проекты, для четвертых – меценатство. Единого понимания и подхода к этому вопросу нет, поэтому приведем несколько самых распространенных определений.

     Согласно  классическому определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность1 (corporate social responsibility, CSR) является концепцией, которая отражает достижение коммерческого успеха таким образом, чтобы соблюсти этические ценности; а также добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

     В США и Европе термин "корпоративная  социальная ответственность" (corporate social responsibility, CSR) появился в середине 70-х годов прошлого века. К настоящему моменту там уже выработаны единые для всех компаний социальные стандарты и формы социальной отчетности. В России же до сих пор четкого определения социальной ответственности бизнеса нет. "Коммерсантъ" совместно с НК ЮКОС, ГМК "Норникель" и РСПП провел конференцию "Экономическая эффективность социального партнерства: бизнес, власть, общество". По прогнозам специалистов, новые инициативы, позволяющие объединить усилия власти и бизнеса в формировании социально ориентированного государства, реально могут заработать через два-три года.  

     Социальная  ответственность (корпоративное гражданство, устойчивое развитие бизнеса — терминов много) в современном понимании — достаточно новое явление для российского бизнеса. И четкого единого представления о социальной ответственности  и у большинства российских компаний нет, как нет и долгосрочной стратегии. Основных точек зрения несколько. Согласно первой, корпоративная социальная ответственность (КСО) подразумевает простое выполнение требований законодательства: налогового, природоохранного, трудового и т.д. По второй — чтобы считаться социально ответственными, компании должны способствовать развитию внутренней и внешней среды своего бизнеса сверх предусмотренных законодательством требований. И, наконец, существует еще один взгляд: социальная ответственность лишь своеобразная дань моде, способ улучшения репутации.

     Корпоративная социальная ответственность (в широком смысле) – это влияние бизнеса на общество. Организации, которые оперируют в области корпоративной социальной ответственности, определяют данное понятие по-разному2:

    • «Бизнес для социальной ответственности»: 
      корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.
    • «Международный форум бизнесс-лидеров»: 
      корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.
    • «Мировой совет бизнеса для устойчивого развития»: 
      определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни.
    • «Центр системных бизнес-технологий «SATIO»: 
      Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

     Обобщая можно сказать, что социальная ответственность  бизнеса — это влияние бизнеса  на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

     Данное  определение социальной ответственности  бизнеса скорее идеальное, и не может  быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все  последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.

     Существуют  три основные интерпретации концепции  социально-ответственного бизнеса. Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность  бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была "озвучена" Милтоном Фридманом (Milton Friedman) в 1971 г. и может быть названа теорией корпоративного эгоизма: "Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса3: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры".

     Вторая  точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Назовем ее теорией  корпоративного альтруизма. Появилась  она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что "корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни". Отрадно, что подобные фразы (с поправкой на то, что речь идет о жизни россиян) все чаще звучат из уст российского президента.  
Третью позицию представляет одна из самых сильных "центристских" теорий, теория "разумного эгоизма" (еnlightened self-interest). Она настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто "хороший бизнес", поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

     Социальная  ответственность  бизнеса 
носит многоуровневый характер
4:

  1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
  2. Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. 
    Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
  3. Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса