Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

Успех любой организации зависит не только от внутренней среды, но в значительной степени и от среды внешней. Первый вопрос в данной проблеме – это что же понимать под внешней средой, а, вернее, какие именно факторы внешней среды учитывать. Менеджер должен не только выявить эти факторы, но и предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Оглавление

1 Внешняя среда бизнеса…………………….………………………………..3
2 Социальная ответственность бизнеса……………………………………....8
3 Этика в бизнесе……………………………………………………………….13
Литература…………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет транспорта»

 

 

 

Кафедра «Строительное производство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе»

 

по дисциплине

«Основы менеджмента и  маркетинга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011

Содержание

 

1 Внешняя среда бизнеса…………………….………………………………..3

2 Социальная ответственность  бизнеса……………………………………....8

3 Этика в бизнесе……………………………………………………………….13

   Литература…………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Внешняя среда  бизнеса

 

Успех любой организации зависит  не только от внутренней среды, но в  значительной степени и от среды  внешней. Первый вопрос в данной проблеме – это что же понимать под внешней  средой, а, вернее, какие именно факторы  внешней среды учитывать. Менеджер должен не только выявить эти факторы, но и предложить подходящие способы  реагирования на внешние воздействия.         

 В прошлом руководители концентрировали  внимание только на экономических  и технических факторах. Однако  в настоящее время весьма существенно  возросла роль установок людей,  социальных ценностей, политических  сил, юридической ответственности.         

 Поэтому наиболее регулярно  рассмотрение и учет товаров:  прямого воздействия – потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы, поставщики ресурсов (трудовых, капитала, материалов); косвенного воздействия – состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, научно-технический прогресс, международные события.        

 Внешняя среда имеет ряд  общих характеристик. К ним  относят взаимосвязанность факторов  внешней среды, сложность, подвижность,  неопределенность.        

 Взаимосвязанность факторов. Это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политических факторов арабских стран, оказано сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на нефтепродукты вызвал общее повышение цен. Правительство предприняло попытки установления нормативов на эффективность использования топлива, введение налогов на сверхприбыли нефтяных компаний, учреждения федеральной программы по преодолению энергетического кризиса. Профсоюзы стали требовать компенсаций в связи с ростом цен. Автомобильные фирмы приняли на себя основной удар и оказались на грани катастрофы. Популярностью пользовались лишь малогабаритные машины с низким расходом горючего. В гору пошли дела у фирм, производящих теплоизоляционные материалы.

Неопределенность. Это функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации. При отсутствии или ненадежности информации среда является неопределенной. Объём необходимой информации с развитием бизнеса растет, а уверенность в её точности падает. Решения приходится принимать с учетом риска.        

 Сложность.  Это число и вариативность факторов внешней среды, на которые организация обязана реагировать. Естественно, чем меньше организация, чем меньший ассортимент ресурсов она использует и завязана на меньшее число поставщиков, тем легче осуществлять руководство этой организацией.         

 Подвижность.   Это скорость, с которой происходят изменения в окружении организаций. Для всех организаций характерно увеличение подвижности их внешней среды, но имеются такие, для которых внешняя среда особенно подвижна. Например, в фармацевтической, химической и электронной промышленностях скорость изменения технологий значительно выше, чем в других отраслях. Подвижность внешней среды различна для различных  функциональных подразделений организации. Оно выше для научно-исследовательских, опытно-конструкторских, внедренческих, международных отделов.        

 Среда прямого воздействия.  

С точки зрения системного подхода организация – механизм преобразования ресурсов. Основные виды ресурсов на входе – материалы, оборудование, энергия, капитал, рабочая сила. От поставщиков  материалов деятельность организации  зависит, вероятно, в наибольшей степени, в особенности машиностроительные предприятия; фирмы, распределяющие товары (дистрибьютеры); магазины розничной  торговли. Более других в  управлении поставками преуспели японцы, которых считают создателями методов ограничения запасов, т.е. поставок по принципу, «точно вовремя» или «канбан». Излишние запасы связывают деньги, приводят к затратам по хранению, занимают площади и пр.

Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут  быть заинтересованы производимыми  организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект.

Важной составляющей внешней  среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что  если он не будет удовлетворять своих  потребителей также эффективно (с  определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго  предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:

  • прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);
  • косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и пиво Балтика).

Для ведения хозяйственной  деятельности каждой компании нужны  внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между  организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных  ресурсов. На рынке закупок организацию  больше всего интересуют условия  получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке  закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

Некоторые общественные организации  также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось  за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений  между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров  и на получение достоверной информации.

Государство оказывает воздействие  на организации преимущественно  через законодательное регулирование  деятельности. Количество и сложность  законов, непосредственно посвященных  бизнесу, резко возросли. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Состояние законодательства характеризуется  сложностью и подвижностью, а зачастую даже неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных  органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций  вступают в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями  стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение таких требований.

Для развития организации нужны  не только материалы, но капитал, поставляемый государством, банками. Частными лицами, другими организациями. Предоставляется  капитал на различных условиях.

Достаточно сложным является вопрос снабжения организации рабочей  силой нужной специальности и  квалификации. В развитых капиталистических  странах особое внимание уделяется  отбору и поддержке талантливых  менеджеров.        

 Каждая организация  имеет определенный правовой  статус, определяющий как вести  дела и какие налоги платить.  Как бы руководство организации  не относилось к законам, оно  обязано их выполнять, либо  уплачивать штрафы и нести  иную ответственность.        

 Принципы Питера для  деловых людей: если вы действуете  в нарушение правил, вас штрафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.         

Среда косвенного воздействия. Она сложнее чем среда прямого воздействия. Учет ее факторов приходится производить без достаточного количества информации.        

 Технология. Это одновременно внутренняя переменная и внешний фактор. Как фактор среды косвенного воздействия он подлежит исследованию организаций, так как они должны идти в ногу с теми  разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.        

 Состояние экономики. Оно влияет на  стоимость всех поставляемых ресурсов, на способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, прогнозируя инфляцию, организация может принять ряд мер, направленных на сокращение издержек в будущем: провести переговоры с профсоюзами о введении фиксированной заработной платы; взять кредит или займ; увеличить запасы ресурсов и пр. То или иное изменение состояние экономики на различные организации воздействует по-разному.         

 Социокультурные факторы. Любая организация функционирует как минимум в одной культурной среде. Так американцы придерживаются определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценностях этичного ведения бизнеса. Практически во всех странах живет и процветает стереотип о некомпетентности женщин в деловых вопросах.        

 Примером влияния социокультурного  фактора на организации может  служить общественный нажим о  прекращении всяких дел с ЮАР,  от представлений потребителей  о качественном обслуживании  зависит практика магазинов и  ресторанов.

Политические  факторы. Сильное влияние на организации оказывают настроения администрации и законодательных органов в отношении бизнеса, а также стабильность этих настроений.         

 Международные события. Не следует считать, что среда другой страны аналогична внутренней. Следующая притча иллюстрирует данное положение: «Случилось раз большое наводнение и застигло оно обезьяну и рыбу. Обезьяна создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнуть от бушующих волн. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как несчастная рыба борется со стремительным потоком. С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды».        

 Международная сфера,  в свою очередь, также характеризуется  рядом факторов: культура, экономика,  законодательство, государственное  регулирование, политическая обстановка.

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так  как внешнее окружение организации  все больше становилось и является по сей день источником многих проблем  руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем внешнюю среду  организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные  учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также  наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней  среды имеют различную силу влияния  на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю  внешнюю среду на среду прямого  и косвенного действия.

Под средой косвенного воздействия  понимаются факторы, которые могут  не оказывать непосредственного  и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе  могут сказываться на ней. Здесь  речь идет о состоянии экономики  в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

В целом всю внешнюю  среду можно охарактеризовать следующим  образом.

  1. Существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие.
  2. Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.
  3. Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
  4. Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.

Информация о работе Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе