Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

Успех любой организации зависит не только от внутренней среды, но в значительной степени и от среды внешней. Первый вопрос в данной проблеме – это что же понимать под внешней средой, а, вернее, какие именно факторы внешней среды учитывать. Менеджер должен не только выявить эти факторы, но и предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Оглавление

1 Внешняя среда бизнеса…………………….………………………………..3
2 Социальная ответственность бизнеса……………………………………....8
3 Этика в бизнесе……………………………………………………………….13
Литература…………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социальная ответственность  бизнеса

Социальная ответственность  бизнеса — ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к  требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении воспроизводства  трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного  вида бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия  одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.

Общепринятого определения  социальной ответственности бизнеса  в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность бизнеса" каждому  по-своему.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная  социальная ответственность, и социально-маркетинговые  программы, и спонсорство, и филантропия  и т.д.

Обобщая можно сказать, что  социальная ответственность бизнеса  — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает  бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения  влияют.

Социальная ответственность  бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает  выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов,  выплата заработной платы, по  возможности — предоставление  новых рабочих мест (расширение  рабочего штата).

2. Второй уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает  обеспечение работников адекватными  условиями не только работы, но  и жизни: повышение уровня квалификации  работников, профилактическое лечение,  строительство жилья, развитие  социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень  социальной ответственности бизнеса  предполагает благотворительную  деятельность.

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной  платы

3. Поддержание социально  значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское  и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих  ресурсов через обучающие программы  и программы подготовки и повышения  квалификации

6. Оказание помощи работникам  в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная  благотворительность

2. Содействие охране окружающей  среды

3. Взаимодействие с местным  сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать  в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед  потребителями товаров и услуг  (выпуск качественных товаров)

Типы социальных программ:

· собственные программы  компаний;

· программы партнерства  с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

· программы партнерства  с некоммерческими организациями;

· программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;

· программы информационного  сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности  бизнеса:

1. Развитие собственного  персонала позволяет не только  избежать текучести кадров, но  и привлекать лучших специалистов  на рынке.

2. Рост производительности  труда в компании.

3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

4. Реклама товара или  услуги.

5. Освещение деятельности  компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость  развития компании в долгосрочной  перспективе.

7. Возможность привлечения  инвестиционного капитала для  социально-ответственных компаний  выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной  стабильности в обществе в  целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования  и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение  сотрудников компании в социальные  программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг

Под социальной ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как  программы, предназначенные для  сотрудников частных компаний, так  и мероприятия по защите окружающей среды, поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и  развитию жилищно-коммунального хозяйства  и памятников культуры, спонсорская  помощь образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные  акции и т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания "соцответственности", то соцответственность по-русски –  это реагирование на государственные  социальные вызовы. Социальная ответственность  бизнеса не может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В малом бизнесе  социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный инструмент удовлетворения потребительских и  социальных запросов населения. А значит, действенный механизм борьбы с бедностью  и насыщения рабочими местами  рынка труда.

В нашей сегодняшней ситуации весьма интересна роль государства, которое повсеместно вмешивается  в деятельность хозяйствующих субъектов. "Социальные" инициативы компаний наше общество воспринимает в лучшем случае как нечто должное. А в  худшем - местные власти к этому  бизнес просто принуждают, причем, зачастую, не выбирая средств. Сегодня особенно актуален тезис о том, что неэффективная  система социальной ответственности  бизнеса может обернуться глобальной неконкурентоспособностью всей российской экономики. Малое предпринимательство  нуждается не в понуканиях на пожертвования, а в стимулах со стороны государства  на развитие.

Совершенно очевидно, что  сегодня особенно важно заключение своеобразного соглашения между  Чиновником и Предпринимателем. От Чиновника требуется только не мешать развитию народной инициативе, инициативе человека, идущего в бизнес. Однако только совместные усилия власти и  предприниматель могут привести к решению наиболее острых социальных проблем, стоящих сегодня перед  нашим обществом. В этом процессе в равной степени должны быть задействованы  и заинтересованы и государство, и бизнес. И лишь в этом случае социальная ответственность перестанет быть элементом политической риторики. Нам необходимы практические действия, а не разговоры.

Социальная ответственность, понимаемая как участие бизнеса  в гармоничном развитии общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности менеджеров и  работодателей. Многие предприятия  разрабатывают и реализуют собственные  социальные программы, поддерживают проекты, инициированные общественно-политическими  структурами, оказывают благотворительную  помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным организациям.

В целом патриотически  настроенное предпринимательское  сообщество понимает, что бизнес не заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция –  это его ответственность за состояние  дел в обществе в результате успешности или не успешности того или иного  вида предпринимательства. Именно от того, насколько эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество бедных и число  богатых в стране. Борьба с бедностью  и создание новых рабочих мест в стране – это ли не долг обществу?! То же касается и долга представителей крупных форм бизнеса перед малым  предпринимательством. Идеология "каждый сам по себе" в цивилизованном, а значит, по умолчанию - социально  ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это одна из главных целей.

Социальная ответственность  бизнеса для многих белорусских  предприятий - непозволительная роскошь.

Стремясь повысить роль национального  бизнеса в обществе, руководители ряда белорусских предприятий выступили  в прошлом году с инициативой "За социальную ответственность  бизнеса". Но, как оказалось на практике, реализовать ее ценности в рамках существующего налогового законодательства под силу лишь немногочисленным лидерам рынка.

К сожалению, большинство  из тех, кто хотел бы заботиться о  профессиональном росте своих сотрудников  и постоянном улучшении условий  труда, не могут себе этого позволить. Причина в том, что в Беларуси отсутствует соответствующее правовое поле. Чтобы улучшить ситуацию, участники проекта планируют продвижение законодательных инициатив, расширяющих возможности бизнеса реализовать ценности социальной ответственности. С этой целью создана рабочая группа, разрабатывающая проект изменений в законодательстве, которое регулирует налогообложение средств, направляемых предприятиями на социальную помощь и профессиональный рост персонала, а также на социальную поддержку населения. Это первоочередная задача, так как именно снижение налогов может стимулировать активное проявление этих форм бизнеса. Сегодня все спонсорские отчисления возможны исключительно из прибыли. Это значит, что любой акт внешней поддержки вначале облагается суммой налогов на прибыль в размере 30%. И только потом из оставшейся части можно оказывать пожертвования. В странах Европы иная практика: там существует квотирование и номинирование спонсорских поддержек, когда четко указывается, какого рода спонсорские поддержки допустимо оказывать до исчисления прибыли. В Беларуси такого положения нет. Поэтому непосильной ношей для предприятия оказывается и внутренняя социальная ответственность, предполагающая, например, социально ответственное инвестирование, когда руководитель устанавливает для своих сотрудников безопасные мониторы либо более эргономичное оборудование, вкладывает средства в обучение персонала, профилактическое медобслуживание... Здесь также требуются поправки в налоговое законодательство. Ведь, скажем, большинство образовательных форм оплачиваются из прибыли. То же самое касается медицинской страховки, материальной помощи для сотрудников. Масса других примеров, когда реализация ценностей социальной ответственности не просто невыгодна, а крайне обременительна. Бизнесмена просто толкают на то, чтобы он тщательно пересчитывал деньги и меньше всего заботился о здоровье и развитии своих сотрудников. Хотя он все-таки должен реализовать социальную ответственность перед теми людьми, которых пригласил к себе в компанию.

В мире уже давно существуют стандарты социальной отчетности. Подобные вопросы, безусловно, нужно обсуждать  и в нашей стране. Этим серьезно займется рабочая группа, которая  состоит из экспертов, ученых, депутатов  Палаты представителей. Мы также приглашаем к сотрудничеству представителей Министерства по налогам и сборам, Минфина, Минэкономики, говорят инициаторы проекта. Специалисты  целенаправленно займутся изучением  западного налогового законодательства. Здесь очень важно сравнить себя с другими, узнать, как поступают  в других государствах, чтобы предложить конкретный проект изменений в налоговом законодательстве.

Экономическая элита всегда во всех странах мира проповедовала  социальную ответственность бизнеса. И лишь предприниматели, отличающиеся узостью экономического мышления, пытаются оспаривать то, что социально ответственный бизнес не только более профессиональный, но и в конечном итоге более прибыльный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Этика в бизнесе

 

На фоне экономических  реформ, развития частного предпринимательства, формирования новых рыночных отношений, а также в условиях привлечения зарубежных инвестиций, необходимость применения новых методов менеджмента приобретает актуальный характер.

В то же время есть много  фактов, свидетельствующих о надувательстве наших предпринимателей зарубежными  партнерами. Иностранные инвесторы, налаживая контакты с какой - либо местной компанией, в первую очередь  обращают внимание на такие факторы, как доверие к компании, соблюдение ею местных и международных законов, ее репутация среди населения.  
         В этом плане проблема бизнес - этики все более приобретает актуальный характер. В развитых странах мира к ней относятся с большим вниманием. Потому что, не учитывая этические аспекты бизнеса, невозможно создать нормальные торговые и экономические отношения между странами.  Известно, что развитие в какой - либо стране или в компании возможно в том случае, если члены компании или граждане относятся с доверием и уважением друг к другу. Подобное доверие и уважение основывается на таких понятиях, как социальная ответственность, хороший менеджмент и прозрачность. Вкратце, программа по бизнес - этике определяет ответственность предприятия или компании. Бизнес - этика также регулирует и обобщает этические поведения сотрудников и других партнеров. Значит, бизнес - этика является средством осуществления двух важных целей компании. Подобный способ помогает руководителям предприятий обеспечить соблюдение устава и правил компании ее сотрудниками и другими партнерами, осуществлять контроль над ними.  
        С другой стороны, это дает возможность руководителю предприятия создать условия, базирующиеся на ценностях, которые превыше писаных законов. А также создаются такие условия, когда он может достичь более высоких целей. Основой бизнес - этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции какой - либо страны и народа. Бизнес - этика имеет также социальную основу, т. е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий (неписаные законы).  
        Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, бизнес - этика является сводом правил и законов бизнеса, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др. С точки зрения коммерции, это соответствует качеству товара, удовлетворению покупателей, соблюдению правил в рекламе продукта, здоровью и безопасности. Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Информация о работе Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе