Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

Успех любой организации зависит не только от внутренней среды, но в значительной степени и от среды внешней. Первый вопрос в данной проблеме – это что же понимать под внешней средой, а, вернее, какие именно факторы внешней среды учитывать. Менеджер должен не только выявить эти факторы, но и предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Оглавление

1 Внешняя среда бизнеса…………………….………………………………..3
2 Социальная ответственность бизнеса……………………………………....8
3 Этика в бизнесе……………………………………………………………….13
Литература…………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная  реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Нечестная информация отталкивает  покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и "переманивание мозгов" искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и  угроз также разрушает рынок. Основа современной деловой этики - социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения  о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и  сведение к минимуму недостатков, которые  затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

        Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:  
        1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в "Принципах международного бизнеса" - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли). Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

- покупателям (высокое  качество товаров и услуг, честность  в рекламе, уважение человеческого достоинства);

- работникам (достойная оплата  и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);  
- владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

- поставщикам (справедливые  и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних  судебных разбирательств, обмен  информацией и привлечение к  участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);  
- конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);  
- местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни). Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

          2. Макроуровень в масштабе отрасли или национальной экономики. Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса. Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро- и микроуровнях.

3. Микроуровень в масштабе  отдельной фирмы и ее клиентов. Это принципы доверия и отсутствия  дискриминации в отношениях между  поставщиками и покупателями, персоналом  и администрацией, менеджерами и  акционерами и т. д. Их нарушение  влечет различные потери /рост  накладных расходов, конфликтные  ситуации и др. На данном уровне  решаются и постоянно возникающие,  особенно в сфере управления  людьми частные этические проблемы.

Как сделать эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь, хотя и в ограниченной степени могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

 Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество моральных аргументов.  
       Имеются два наиболее распространенных принципа построения этической аргументации - принцип утилитаризма и принцип нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию приносить максимальную пользу максимальному числу лиц.

Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба, и  если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень  ущерба, то выбирается "наименьшее зло".

 В соответствии с принципом нравственного императива моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих).

Применять на практике оба  эти принципа достаточно сложно. Выявить  круг "задетых" решением лиц и  организаций, просчитать все последствия, а главное, определить, чьими интересами поступиться, - трудоемкая, а иногда невыполнимая.

Этика предпринимательства  включает 4 компонента:

1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей, общества в  целом к таким понятиям, как  свобода, справедливость, честность,  лояльность, нейтральность и ответственность,  терпимость.

2) Стандарты и нормы:  принципы, определяющие действия  людей, и служащие для руководства  и контроля за их поведением (законы, кодексы).

3) Внешняя среда: условия,  в которых протекает деятельность  людей: политические, социальные, культурные  и т.д.

4) Поведение людей: формы  деятельности людей, ориентированные  на ценности данного общества  в рамках определенных стандартов  и норм.

Этика отвечает на следующие  вопросы:

1) Что есть добро и  зло.

2) Что неправильно и  что правильно в поведении  людей в сфере бизнеса.

3) Каковы их мотивы  и условия их этического поведения.

4) Что нужно делать  для формирования нравственных  принципов.

Чтобы поведение в сфере  бизнеса отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента:

1) Внутренний контроль (моральные  принципы и сознание самого  человека).

2) Внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы).

3) Механизм решения этических  дилемм. Этическое обучение.

Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.

4 основных этических категории:  доверие, честность, качество труда и совесть.

В своей работе “Игрок”  Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:

1) Мастер - этот человек  внутренне удовлетворен своей  работой и своим стилем жизни,  но он не способен принять  на себя роль лидера.

2) Дикарь - главная цель - власть, он агрессивен, проявляет  себя эффективным лидером, избегает  работ в группе, стремится в  организации разъединить людей,  как следствие его управления  враждебность в организации, это  приводит к ее ослаблению.

3) Человек - компания - он  отождествляет себя с самой  компанией, ненадежная личность.

4) Игрок - стремится оказывать  влияние на любое изменение,  любит рисковать, проекты, работу  людей он воспринимает  как  игру, он работоспособен и честен.

Дикарь и человек-компания представляют угрозу для этической  интеграции. Дикарь жаден и стремится  к власти. Человек-компания опасается  предварения в жизнь своих  личных принципов перед лицом  организации. Игрок тоже создает  угрозу. Цель - выиграть, а как - это  не важно, для этики самый опасный. Мастер - это не менеджер, не берем  его во внимание.

Гарантия того, что Ваш  бизнес будет расти – это слаженная  работа Вашей команды, которая состоит  из проверенных работников, надёжных и умудрённых опытом специалистов. Найти такого специалиста крайне тяжело, при этом надо по достоинству  описать потенциал соискателя. Это  делается возможным, если такую работу Вы доверите только лишь профессионалам своей профессии, обладающим сведениями и компетенциями; тем, кто последнее  время в этой фирме не только занимается подбором персонала на освободившиеся места, но и … повышение показателей  этичности поведения персонала.

 Основной постулат этики каждой уважающей себя компании - прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли.

Поэтому основные принципы деятельности современного бизнесмена следующие:

  • Уважать себя как личность и с уважением относится к другим. В деловых взаимоотношениях проявлять терпимость, деликатность, тактичность, доверять не только себе, но и своим партнерам.
  • Быть убежденным в том, что честь превыше прибыли.
  • Признавать неизбежность конкуренции, понимая необходимость сотрудничества.
  • Ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу действий своих конкурентов.
  • Уметь и не бояться рисковать и брать на себя ответственность  за все принимаемые решения.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Друкер П. Эффективный управляющий. – М.:  1994 г.
  2. Лавриненко В. И. Социальная психология и этика делового общения. Москва - 1995 г.
  3. Максимовский М. Этикет делового человека.Москва - 1994 г.
  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента.Москва - 1992 г.
  5. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Минск - 1994 г.
  6. Сухарев В. А. Этика и психология делового человека.
  7. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и Статистика, 1996 г.

 


Информация о работе Внешняя среда, социальная ответственность и этика в бизнесе