Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….. 3

1. Общие понятия социальной ответственности бизнеса………... 6

2. Формы социальной ответственности бизнеса………………….. 11

3. Функции социальной ответственности…………………………. 20

4. Мотивы и инструменты реализации программ социальной ответственности бизнеса……………………………………….... 22

5. Как социальная ответственность пришла в Россию……………. 28

5.1. История развития социальной ответственности………..... 28

5.2. Социальная отчетность…………………………………...... 31
6. Выгоды от социальной деятельности…………………………..... 37

Заключение…………………………………………………………… 39

Список использованной литературы……………………………….. 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.социальная ответственность бизнеса.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     В России продолжается отбор институтов, на основе гражданского соглашения и  квазитрадиционного соглашений, с использованием силовых методов управления, системы неформальных связей между властью и бизнесом, которая позволяет им решать задачи, в первую очередь, не воспроизводства, а обмена ресурсами в частных интересах. Центральным в этом взаимодействии является процесс формирования социальной ответственности бизнеса, который происходит на основе неформальных норм, а его целью является решение социальных проблем территорий. Факторами развития социальной ответственности является: осознание властью, бизнесом и населением необходимости заключения нового социального контракта, относительная стабилизация экономики и переоценка бизнесом своих финансовых, правовых и административных возможностей и перспектив; сложность реализации властных полномочий муниципалитетами из-за дефицита ресурсов и активные попытки формализовать проявления института социальной ответственности в регионах; сформированная система торга между властью и бизнесом для решения текущих проблем местного сообщества в обмен на преференции и «поблажки» бизнесу. Таким образом, власть получает возможность укрепления своих позиций, а бизнеса выигрывает время для стабилизации своего положения, усиления влияния и формирования имиджа, как на уровне фирмы, так и социальной группы. 

     3. Функции социальной ответственности 

     Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность  тесно связаны. Едва ли не все сферы  бизнес-активности в большей или  меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности10:

  • общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам;
  • организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;
  • закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;
  • сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;
  • продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;
  • развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников (в том числе представителей меньшинств), охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;
  • финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;
  • проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;
  • отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;
  • отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;
  • меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду.
 

      4. Мотивы и инструменты  реализации программ  социальной ответственности  бизнеса 

     Мотивы  социальной ответственности11:

     1. Развитие собственного персонала  позволяет не только избежать  текучести кадров, но и привлекать  лучших специалистов на рынке. 

     2. Рост производительности труда  в компании.

     3. Улучшение имиджа компании, рост  репутации. 

     4. Реклама товара или услуги.

     5. Освещение деятельности компании  в СМИ. 

     6. Стабильность и устойчивость  развития компании в долгосрочной  перспективе. 

     7. Возможность привлечения инвестиционного  капитала для социально-ответственных  компаний выше, чем для других  компаний.

     8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

     9. Налоговые льготы.

     Направления деятельности, виды социальных программ12:

     Административный/социальный бюджет — финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

     Корпоративный кодекс — это формальное изложение ценностей и принципов деловых отношений компаний, а иногда и ее поставщиков и бизнес-партнеров. В кодексе содержаться заявленные минимальные стандарты и поручительство компаний их соблюдать, а так же требовать соблюдения этих стандартов от своих поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и лицензиатов. Кодекс не является законом, поэтому носит обязательный характер только для тех, кто обязался их соблюдать.

     Миссия  социально ответственной  компании — это официально сформулированная позиция компании в отношении своей социальной политики.

     Приоритеты  социальной политики компании — это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании.

     Социальные  программы — добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса.

     Типы  социальных программ:

  • собственные программы компаний;
  • программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
  • программы партнерства с некоммерческими организациями;
  • программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
  • программы информационного сотрудничества со СМИ.

     Интересную  типологию социальных программ российского  бизнеса дает известный специалист в области региональной социальной политики Н. Уборевич (географический факультет МГУ  
им. М.В. Ломоносова) в интервью журналу «Коммерсант ДЕНЬГИ».13

     1.  Это благотворительность по типу Римской империи – «хлеба и зрелищ» («Разовые благотворительные проекты …в преддверии выборов» и «завоз попсы …на День металлурга или нефтяника»14).

     2.  Систематическая имиджевая поддержка социально уязвимых групп (культура, искусство, спорт (чаще всего футбол-хоккей).

     3.  Социальные проекты на стыке внутренней и внешней социальной политики, когда одновременно решаются внутренние и внешние социальные задачи (например, - переселение «Норникелем» своих пенсионеров из Норильска для оптимизации расходов на социальную инфраструктуру города).

     4.  Социальные инвестиции в общество, в развитие человеческого капитала (вложения в образовательные проекты, в здоровье населения, профилактику наркомании).

     5.  Вход бизнеса во власть и улучшение администрирования территорий в своих интересах и в интересах устойчивого социального развития местных сообществ.

     Последние два направления, по мнению Н. Уборевич наименее развиты.

     Социальная  активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.

     Управление  корпоративными социальными  программами — это непрерывно протекающий в компании процесс, который состоит из следующих этапов:

    • Определение приоритетов социальной политики компании;
    • Создание специальной структуры управления социальными программами;
    • Проведение программ обучения в области социальной ответственности;
    • Реализация социальных программ компании;
    • Оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании.

     Существуют  следующие направления социальных программ:

     Добросовестная  деловая практика — это направление социальных программ компании, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.

     Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направление социальных программ компании, которое осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок)

     Развитие  местного общества — это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (социальные программы и акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки детству и юношеству, поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально-значимых исследований и кампаний, участие в благотворительных акциях).

     Развитие  персонала — это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений)

     Социально ответственная реструктуризация — это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании

     Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм

     Инструментами, с помощью которых  будут осуществляться реализации социальных программ бизнеса, являются следующие:

     1. Благотворительные  пожертвования и  спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.).

     2. Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.

     3. Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.

     4. Корпоративное спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.

     5. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности.

     6. Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

     7. Социально значимый  маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

     8. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. 
 
 
 
 
 

     5. Как социальная ответственность пришла в Россию  

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса