Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:18, лекция

Краткое описание

Анализ поведения фирмы в экономической системе не будет полным, если мы не отметим особенности места и роли, которую выполняет фирма в современном обществе. Помимо функций производства товаров и услуг, посредничества в деле воспроизводства рабочей силы и финансовых потоков в экономике, фирма представляет собой социальный институт, особую ячейку общества. С одной стороны, фирма обеспечивает поставку необходимых обществу товаров, которые служат основой поддержания его жизнедеятельности, а с другой стороны, эволюция общества накладывает специфические ограничения на форму и виды, в которых осуществляется деятельность фирмы.

Файлы: 1 файл

Фирма и общество социальная ответственность бизнеса в современном мире.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Фирма и общество: социальная ответственность  бизнеса в современном мире

Анализ поведения  фирмы в экономической системе  не будет полным, если мы не отметим  особенности места и роли, которую  выполняет фирма в современном  обществе. Помимо функций производства товаров и услуг, посредничества в деле воспроизводства рабочей силы и финансовых потоков в экономике, фирма представляет собой социальный институт, особую ячейку общества. С одной стороны, фирма обеспечивает поставку необходимых обществу товаров, которые служат основой поддержания его жизнедеятельности, а с другой стороны, эволюция общества накладывает специфические ограничения на форму и виды, в которых осуществляется деятельность фирмы. Таким образом, мы получаем новую взаимозависимость: взаимное влияние фирмы и общества друг на друга. Под обществом здесь мы понимаем экономическую систему в целом, включая правила поведения людей как потребителей и работников, их нормы, традиции, отношение к тому, что считается приемлемым или неприемлемым в данном случае относительно экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Взаимное влияние  общества и фирмы проявляется  в двух направлениях: через предоставление фирмой необходимого количества товаров  и услуг и через ограничения  ее производительной деятельности. Рассмотрим подробнее оба эти аспекта.

Поставляет  ли фирма оптимальное количество товара для общества?

Оптимальный объем  продукта означает такое его количество, которое способно удовлетворить  платежеспособную потребность спроса в данном товаре. При условии, что фирма не оказывает воздействие на спрос рынка, все потребители, желающие купить данный товар и готовые заплатить за него величину его предельной полезности в денежном выражении (что одновременно равняется и величине предельных затрат на его производство), могут приобрести его.

Если фирма  производит оптимальный объем товара, ее воздействие и роль в обществе являются максимально положительными. Однако в современной экономической  системе существуют два фактора, препятствующие оптимальной деятельности фирмы:

  • наличие внешних эффектов,
  • несовершенство рыночных структур.

Рассмотрим  их подробнее.

Внешние эффекты

Функционирование  экономического агента влечет за собой  его воздействие на того, с кем  он непосредственно взаимодействует: продавца или покупателя товара, услуги или ресурса. Если такое воздействие затрагивает еще дополнительную (третью) сторону, которая непосредственно не связана ни с субъектом, ни с предметом экономической операции, возникает внешний эффект (внешний по отношению к данному экономическому отношению), который не учитывается прямо участниками сделки и, следовательно, не принимается ими в расчет при выборе экономических параметров своей деятельности. Например, завод может сбрасывать отходы производства в близлежащий водоем, загрязняя окружающую среду жизни других людей; но поскольку эти "результаты" деятельности завода непосредственно не отражаются на благополучии фирмы, то они не будут приниматься во внимание при решении вопроса относительно качества и количества продукции, которую выпускает завод.

Внешние эффекты бывают как отрицательными (в случае загрязнения), так и положительными (например, дополнительное образование работника повышает не только его производительность, но и обходительность с людьми, то есть косвенным образом и эффективность труда других людей после общения с ним). Так как внешнего эффекта не учитываются в расчетах фирмы, то в случае отрицательного внешнего эффекта фирма недооценивает реальные издержки производства товара и, следовательно, перепроизводит товар, то есть производит большее его количество, чем необходимо с точки зрения общества (рис. 1).

 
Рис. 1.  Отрицательный внешний эффект деятельности фирмы

В случае положительного внешнего эффекта фирма производит слишком мало данного товара по сравнению с оптимальным, с точки зрения общества, поскольку положительное воздействие продукта на третью сторону не принимается во внимание и, следовательно, издержки производства товара переоцениваются (рис. 2).

 
Рис. 2.  Положительный внешний эффект деятельности фирмы

Причем Q может  интерпретироваться не только как объем  выпуска, но и как число товарных марок, которые выпускает фирма (как степень товарной дифференциации продукта). Тогда наличие отрицательного внешнего эффекта ведет к выпуску слишком большого числа товарных марок, а положительный внешний эффект означает, что дифференциация товара недостаточна для удовлетворения потребностей общества.

2. Несовершенство  рыночных структур

Второй проблемой  взаимоотношения фирмы и общества является несовершенство рыночных структур. Если фирма действует в условиях несовершенной конкуренции, она может оказывать воздействие на рыночный спрос, то есть сокращая выпуск, увеличивать цену товара. Цена товара оказывается выше предельных издержек его производства. Рыночное равновесие наблюдается при уменьшенном объеме выпуска (и сбыта). В результате образуются так называемые "чистые потери несовершенной конкуренции" - недопроизведенная продукция, потенциально потерянная для потребителей - величина треугольника ЕКС (рис. 3).

 
Рис. 3.  Чистые потери несовершенной конкуренции

Отсутствие  у экономических агентов полной информации о рынке также приводит к искажению эффективности конкуренции. Например, асиметрия информации о качестве продаваемого товара (продавцы располагают информацией, им известно качество продаваемого товара, а покупателям - нет) приводит вначале к снижению равновесной цены, а затем и к вытеснению качественного товара за пределы рынка. Снижение цены происходит из-за того, что потребители, получая косвенную информацию о присутствии на рынке товаров низкого качества (не зная, однако, наверняка качества товара конкретных продавцов) снижают свою готовность платить. В условиях неопределенности снижается основной фактор спроса - ожидаемая полезность товара. Снижение цены приводит к снижению полезности (прибыли) продавцов, обладающих качественным товаром, и повышению полезности (прибыли) продавцов, обладающих некачественным товаром, так как товары различного качества характеризуются различным уровнем издержек производства. Продавцы качественного товара получают стимул покидать рынок, в то время как продавцы некачественного занимают их место. В долгосрочном равновесии происходит негативный отбор - наблюдается полное вымывание качественных товаров. В ряде случаев для сохранения качества на рынке потребители нуждаются в получении дополнительных сигналов, свидетельствующих о качестве товара. Сигнализирование зачастую связано c дополнительными затратами для фирм, что приводит к смещению точки равновесия по сравнению с общественно-эффективным уровнем.

Другой причиной искажения рыночного равновесия является асиметрия информации о ценах. В случае, если на рынке присутствуют информированные и неинформированные потребители, нарушается единственность конкурентного равновесия. В долгосрочном периоде на рынке возникает набор цен, аналогичный ситуации ценовой дискриминации, что ведет к снижению эффективности и благосостояния. Асиметрия информации становится причиной получения продавцами рыночной власти над частью потребителей и искажения конкурентного равновесия.

Таким образом, поскольку современной экономической  системе присущи два вида несовершенств, то поведение фирмы будет отличаться от того оптимального поведения, которое  требуется обществу в целом. Следовательно, общество неизбежно будет предпринимать шаги для корректировки нежелательных последствий деятельности фирмы: налоги, субсидии, законодательные поощрения и запреты.

Корректировка деятельности фирмы

Среди способов воздействия общества на нежелательную деятельность фирм с целью достижения оптимального количества производимой продукции можно выделить три основных.

Налог Пигу

Налог Пигу (вводится при возникновении отрицательного внешнего эффекта) предусматривает изъятие из выручки фирмы суммы, равной разнице между предельными издержками производства товара с учетом внешнего эффекта (общественными предельными издержками - MCна рис. 10.1) и предельными издержками без учета внешнего эффекта (частными предельными издержками - MC1), так что внешний эффект деятельности фирмы получает свое выражение в виде внутренних издержек производства товара, величина затрат фирмы повышается, тем самым достигается новое равновесие с оптимальными, с точки зрения общества, объемом выпуска. Противоположное воздействие на поведение фирмы в случае с положительным внешним эффектом оказывает денежная субсидия на производство товара. Дополнительная денежная сумма, получаемая фирмой, сокращает издержки производства товара, делая возможным его оптимальный выпуск.

Административное  ограничение объема выпуска

Административное  определение объема производства предусматривает  законодательное установление границ выпуска фирмы, либо допустимого  объема внешнего эффекта, так чтобы совокупный результат был бы оптимальным решением. Данная мера применяется чаще всего в отношении государственных фирм и, как правило, для отрицательныхвнешних эффектов.

Урегулирование  прав собственности

Урегулирование  прав собственности на внешнего эффекта предполагает выявление и законодательное закрепление владельца дополнительного блага (или точнее, антиблага), каким является внешний эффект. Когда точно определен собственник внешнего эффекта, возможно возникновение купли-продажи этих прав собственности, так что прочие заинтересованные стороны могут посредством рыночного механизма обмена сами выбрать для себя приемлемые объемы внешнего эффекта.

Особенности современного общества как фактор внешнего ограничения деятельности фирмы

Современный этап развития общества означает новую характеристику деятельности фирмы. Особенности, присущие странам с развитой рыночной экономикой, определяют сферу функционирования фирмы, а формы, в которых выражается поведение фирмы, модифицируют внутреннюю структуру и внешние взаимоотношения фирмы. К таким специфическим чертам общества относятся следующие характеристики современной экономической системы, которые мы рассмотрим сейчас более детально.

1. Эволюция  потребностей вследствие насыщения  спроса

Наиболее поразительные изменения современного мира связаны в первую очередь с изменением характера потребления. Закономерность процесса изменения потребностей определяется двумя сущностными свойствами потребности: насыщаемостью и дифференцируемостью.

Насыщаемость (кумулятивный эффект) означает, что при прочих равных условиях (неизменности соотношения товарно-денежной массы в экономике, стабильности доходов и структуры производства) с увеличением количества данного продукта в потреблении уменьшается его значимость в системе потребительских предпочтений. То естьнасыщаемость ставит предел количественному росту производства, побуждая его к бесконечному качественному совершенствованию и разнообразию.

Свидетельством высокой  степени насыщенности потребности  являются: во-первых, доступность товаров, ее удовлетворяющих, то есть наличие их на рынке в любой момент и наличие денежных средств для их приобретения у населения; во-вторых, институциализация каналов сбыта - возникновение учреждений (институтов), специализирующихся на продвижении каждого особого вида продукта к "своему" потребителю. Оба этих свойства в полной мере характерны для современных экономик: наличие разнообразного числа специализированных магазинов и отделов (включая продажи по каталогам) способствует тому, что любой средний индивид может приобрести требующийся ему товар в любой момент времени.

Дифференцируемость, являющаяся обратной стороной насыщаемости, подразумевает изменчивость потребности (а следовательно, и способа ее удовлетворения) во времени и в пространстве, подверженность влиянию национальных, культурных, исторических, географических и других особенностей рассматриваемого общества.

Чем более развита потребность, тем более она дифференцирована по группам и слоям населения. По мере того как развитие производства подводит потребность к точке насыщения, увеличивается ее склонность к дифференцируемости. Потребность приобретает более тонкий, изменчивый, непредсказуемый характер. Производство, целиком определяющее до этого ее формирование, наталкивается на препятствие: существующие производственные мощности способны доставить огромное и все возрастающее количество требуемого продукта, а сфера потребления уже не принимает его, причем не в силу невозможности (поскольку обществу присущ высокий средний уровень дохода), а в силу нежелания приобрести его, изменения предпочтений покупателей. Наступает "поворотный пункт" - качественный скачок в ходе взаимной эволюции потребности и производства, точка, где производство утрачивает свою господствующую роль, отдавая пальму первенства потреблению. Развитие экономики входит в своего рода эру "примата потребления", когда потребление диктует свою волю производству, давая основные направления его изменению. Производство вынуждено обратиться непосредственно к потреблению, к удовлетворению потребности конечных потребителей. Здесь вступает в действие дифференцируемость потребности, которая, в свою очередь, уменьшает степень насыщенности потребности, давая тем самым стимул к количественному росту производства на новом качественном уровне.

Удовлетворение первичного спроса на товар ведет к тому, что продукт утрачивает характер новизны, исчезает стабильность сбыта, спрос становится непредсказуемым. Место стихийного угадывания спроса занимает научно обоснованное изучение потребности. Планирование выпуска нового товара начинается с изучения положения дел у конкурентов с целью выявления преимуществ и недостатков конкурентных моделей товара. Так нащупывается возможная основа нового направления производства.

По мере развития потребностей наблюдается "переоценка ценностей" - меняется значимость различных свойств товара в иерархии потребительских предпочтений. Преимущественное внимание к нормативным качествам продукта (функциональное назначение, размер, вес) уступает место предпочтениям иного характера: теперь потребитель при выборе товара придает особое значение свойствам продукта, связанным с образом жизни, стилем поведения покупающего его индивида. Понятие "качество товара" приобретает иной смысл: это не столько техническое свойство продукта, качество которого, безусловно, обеспечивается качеством технологии, сколько эмоционально-эстетическое - красота, гармоничность, элегантность, изящество, редкость, новизна. Подобные свойства товара становятся основными мотивами покупки.

Кроме того, доминирующую роль в иерархии потребностей начинают играть творческие потребности. Индивидуализация и дифференциация потребления создают возможность творческого самовыражения человека в процессе потребления. Человек из пассивного объекта воздействия стандартного массового производства трансформируется в субъекта формирования заказов производству. Он требователен и активен в поиске изделий, характеризующих именно его специфически неповторимый образ жизни. Именно с подобной тенденцией связано увеличение расходов на товары длительного пользования в бюджете семьи до 15-20% в развитых странах в 1980-1990-е годы, поскольку эти товары в большей степени позволяют человеку выразить свое "Я" в вещах, которые его окружают.

Насыщенность  спроса сопровождается активизацией человека в сфере потребления, повышением значимости на рынке фигуры потребителя, что проявляется в расцвете многообразных форм его деятельности, направленной на защиту своих прав в области потребления, объединенных общим названием "движение потребителей" (Консьюмеризм). В разных странах движение потребителей как ответ на монопольный диктат производителя возникает эпизодически в разное время, но как массовое явление современной жизни оно организуется и приобретает широкий размах в 1980-1990-е годы. В этот период консьюмеризм, не ограничиваясь исключительно выборочным контролем качества выпущенных изделий, проникает во все стадии жизненного цикла товара - от проектирования и производства до сбыта и потребления. Консьюмеризмначинает играть роль фактора, оказывающего самое серьезное влияние на поведение фирмы: выпуск товара современной фирмой невозможен без оглядки на то, что скажут организованные потребители о его качестве, безопасности в потреблении, надежности, долговечности.

В связи с  замедлением роста доходов с 1980-х  годов возрастает ценовая эластичность спроса, а следовательно, и значимость цены как фактора покупки. Возрастает сопротивляемость потребителя росту цен. Вместо того чтобы покупать товар как можно скорее после его появления на рынке, потребитель склонен ждать, пока продавец товара не предложит скидку. Поиски "правильной цены", с точки зрения потребителя, становятся основным мотивом покупки. Этот фактор также ограничивает возможность фирмы проводить независимую рыночную политику, что в конечном счете ведет к увеличению выпуска товара, повышению его качества и, как следствие, к сокращению чистых потерь несовершенной конкуренции. То есть общество через развитие потребителей оптимизирует поведение своего производящего агента, каким является фирма.

2. Превращение  экологии в значимый фактор  поведения фирмы

В настоящее  время становится очевидным, что такой тип экономического развития, который выражался в количественном расширении производства и нарастающей растрате ресурсов, где благосостояние достигалось любой ценой, исчерпал себя. Этот фактор проявляется, в частности, в том, что забота о пространственной сфере, где осуществляются производство и потребление товаров - чистота воздуха, сохранение ландшафта в местах промышленного строительства, безопасность АЭС, незагрязненные реки и озера, - приобретает характер потребительских ценностей, с которыми приходится считаться современной фирме. Спрос превращается в экологически ориентированный, экология рассматривается в качестве фактора, препятствующего бесконтрольному расширению сфер и масштабов деятельности фирмы.

Экологическая ориентация спроса находит свое выражение и в повышенном внимании потребителя к своему здоровью, с чем также в немалой степени должны считаться современные производители. Например, экологически чистые продукты питания пользуются большим спросом на рынке по сравнению с обычными изделиями. На покупательские предпочтения многих потребителей влияет репутация компании в области охраны окружающей среды. Так, например, согласно опросу "Си-Би-Эс", 77% американцев1) обращают внимание на следующие факты: являются ли продукты компании, которые они покупают, годными к переработке, проводит ли фирма мероприятия по охране окружающей среды. В частности, использует ли фирма вторичное сырье, переработанные отходы или же губит природу (в последнем случае возможности фирмы по сбыту товара резко уменьшаются). Соответственно, развиваются и новые виды бизнеса - производство средств контроля загрязнений от промышленной деятельности, производство очистных сооружений, переработка отходов и вторичное использование сырья.

Экстенсивный расточительный тип экономического развития, количественный рост производства без каких-либо ограничений, характерный для начала и середины ХХ столетия, сделал явной еще одно направление издержек общественного благосостояния - проблему отходов. В результате неограниченного увеличения производства искусственных материалов и, в первую очередь, пластмассы, в крупнейших городах мира скопилось такое количество плохо поддающегося уничтожению и переработке искусственного мусора, что эта проблема грозит перерасти в национальную и мировую катастрофу. Так, например, доля отходов из пластмассы в Японии в начале 1960-х годов равнялась всего лишь 2% в статистике национальных отходов, а сегодня она составляет 17%. По оценкам экспертов, в ближайшее время ее доля может вырасти до 20%2). Как следствие такой ситуации, повышается значимость сферы деятельности, связанной с уничтожением результатов потребления, с переработкой отходов и получением из них общественно полезных продуктов.

Общество реализует  обеспечение своих экологических  интересов через экологическое  законодательство, отражающее основы государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Эффективность экологической политики определяется реальным состоянием общественных отношений и обеспечивается существованием как эколого-правовых норм, так и правоприменения. Применение методологии оценки риска дает возможность определить приоритеты экологической политикина любом уровне экономики, разработать механизм и стратегию действий, определить тех экономических агентов, которые своими действиями представляют наибольшую угрозу не только для состояния здоровья населения, но и для устойчивости экосистемы. Система управления качеством окружающей среды ориентирована на рыночный принцип "затраты-эффективность". Для наиболее эффективного достижения качества окружающей среды важно, чтобы обеспечивалось уменьшение совокупного риска в системе за счет кумулятивного эффекта (цепной реакции), когда сокращение риска для определенного элемента системы, благодаря причинно-следственной связи с другими элементами, вело бы к минимизации риска для системы в целом.

В последние  десятилетия сложились и реализуются  на практике принципы международного сотрудничества в этой области, они  являются общими для большинства  стран международного сообщества и  нашли свое отражение в концепции устойчивого развития. Использование на практике методологии оценки риска, относительно новой для России, дает ряд ощутимых преимуществ по сравнению с командно-контрольными методами регулирования. В целях обеспечения постоянной деятельности по разработке и реализации экологической политики в 2001 году была начата работа над проектом "Создание новых механизмов разработки и реализации экологической политики России"3).

Таким образом, новая ориентация потребляющей части  экономической системы ведет  к ограничению масштабов развития одних видов деятельности и к  возникновению и расширению других форм и направлений вложения ресурсов. Применение факторов производства, области функционирования фирмы приобретают новые черты и размеры, вызванные к жизни очередным этапом эволюции общества.

3. Влияние  информации

Третий фактор деятельности современной фирмы  связан с возрастанием объема информационных потоков, циркулирующих в обществе, с информационной насыщенностью рынка.

Информатизация  общества влечет за собой структурные  изменения в экономике в целом. Происходит увеличение роли и значимости одних отраслей и видов деятельности (прежде всего отраслей высоких технологий) за счет других (традиционных). Рост числа занятых в информационном бизнесе компенсирует то, что многие другие традиционные сферы приложения труда становятся излишними, поскольку использование электронных средств связи ведет к ликвидации промежуточных звеньев между покупателем и продавцом. Заказы товаров с помощью телемаркетинга делают ненужными магазины и торговых агентов. Заказы авиабилетов по телефону отнимают работу у посредников и кассиров.

Развитие информационных технологий сопровождается стиранием  различий между продукцией и услугой, размыванием четких границ между отдельными отраслями экономики, так что потребители становятся конкурентами, а конкуренты - партнерами в новом бизнесе. Ликвидация промежуточных звеньев в обмене между продавцом и покупателем, вытеснение электроникой услуг связи ведут к ужесточению критериев конкурентоспособности и факторов выживаемости остающихся на рынке экономических агентов, обострению конкурентной борьбы между ними.

Необходимость обеспечения выживаемости фирмы  в новых условиях конкуренции и повышение степени открытости рынка в связи с бурным распространением информационных каналов связи требует более тесного взаимодействия между поставщиками и потребителями вплоть до единства в действиях и складывания единой многоступенчатой производственно-сбытовой сети. Такая масштабная цепочка, функционирующая в современных экономиках, пронизывая все сферы и стадии производства и распространения продукта, способствует ускорению ответных реакций экономических агентов, так что импульс, полученный системой в одном месте, довольно быстро передается дальше, вплоть до конечного потребителя. Причем фирма играет в этом процессе роль специфического активного посредника, который может многократно увеличивать или, наоборот, снижать воздействие первоначального импульса на экономическую систему в целом.

С другой стороны, снижение издержек, связанных с получением информации, простота пользования ЭВМ, распространенность электронных баз  данных привели к тому, что информация стала доступной практически  любому рыночному агенту, пожелавшему получить ее, в том числе и потребителю. Оперативность в получении требуемой информации и полнота фактов, касающихся разных сторон деятельности фирмы и ее продукции, расширяют возможности потребительского выбора, делают невозможным сокрытие вредных последствий воздействия продукта на человека в процессе потребления от различных слоев потребителей, не допускают широкого распространения некачественных или небезопасных товаров. Распространенность информации служит дополнительным фактором, заставляющим компанию ориентироваться на высокоекачество товаров.

В условиях чрезвычайно  высокой информационной плотности  рынка любое рыночное действие какого-либо агента моментально становится известным  всем остальным действующим лицам  современного рынка, в результате чего увеличивается глубина воздействия агента на рынок и уменьшается временной лаг между действиями субъекта и ответом на него со стороны других действующих лиц, включая потребителя. В такой ситуации цена ошибки предпринимательской деятельности фирмы, издержки, связанные с неправильным анализом перспектив развития спроса, резко возрастают. Неточности в расчетах, неумение своевременно перестроиться в соответствии с изменениями в структуре общественных потребностей оказываются по своим последствиям нередко трагичными для компании. Причем слабая ответственность одного агента в условиях информационно насыщенного рынка и наличия больших цепей передачи производственно-сбытовых импульсов влечет за собой пагубные результаты для всего общества - крах целых сфер и областей деятельности, "провалы" рынка, появление потерь "мертвого груза". Поэтому нарастает объективная необходимость усиления ответственности рыночных агентов за принятие того или другого решения, за свои действия и свое поведение на рынке.

4. Новые  требования к деятельности фирмы

Изменение экономической  среды деятельности современного бизнеса, переход общества к новым ценностным ориентациям своего развития, более  глубокие, чем прежде, последствия  тех или иных действий хозяйствующих субъектов в информационно насыщенном рынке порождают ряд новых требований к поведению фирмы, что определяет новые условия ее эффективного функционирования.

Совокупность  этих требований может быть сведена  к двум основным положениям: от частного сектора ожидают исполнения двойной роли - самоограничения и воздержания от такой деятельности, которая создает эти проблемы (например, загрязнение окружающей среды), ответственности за позитивные шаги на пути общественного прогресса. Это заставляет фирму переходить к более широкому взгляду на мир, который включает в себя не только узкий горизонт сиюминутных целей, но и учитывает предполагаемые интересы прочих участников рыночных отношений.

Данная точка  зрения получила свое завершение в  так называемой "новой философии  бизнеса", суть которой можно изложить следующим образом: когда бизнес совершает свои действия и преследует свои цели, от него ожидают, что он будет следовать нормам правильного и неправильного поведения. Чем шире пропасть между тем, что бизнес делает и что ожидает общество, тем больше риск его банкротства.

Конкретным  проявлением новой философии  бизнеса служит концепция социально-этичного маркетинга. Эта концепция исходит  из того, что задачей фирмы является не только удовлетворение потребностей более продуктивными, чем у конкурентов, способами, но и одновременно укрепление благополучия потребителя и общества в целом. Общественное благосостояние (в виде количества и качества выпускаемых товаров) рассматривается в качестве одной (и даже главной) из задач современной фирмы. Маркетинг как способ взаимодействия фирмы с ее окружающей средой должен быть направлен на то, чтобы выявлять истинные потребности общества, корректируя деятельность фирмы в качественном и количественном аспектах, даже если эти изменения поведения фирмы идут в разрез с ее краткосрочными целями (например, целями увеличения прибыли).

Тем самым деятельность конкурентоспособной фирмы оказывается  связанной с долговременными  потребностями общества и индивида. Отсутствие подобных качеств у фирмы  расценивается как неспособность к быстрой адаптации, негибкость сбытовой политики, что влечет за собой повышенный риск потери престижа фирмы, и, как следствие, неудачи на рынке. Это означает, что достижение максимума общественного блага становится значимым фактором успеха компании, условием ее экономической эффективности.

Взаимодействие  фирмы и общества осуществляется в разных формах: определение оптимального выпуска товаров и услуг, необходимых  обществу, выявление границ деятельности фирмы, указание новых правил поведения и новой ответственности фирмы. Это свидетельствует о том, что фирма является неотъемлемой частью общественного организма, через которую экономическая система реализует свои цели в глобальном смысле: насыщение потребностей индивида вместе с созданием и поддержанием оптимальной среды его жизнедеятельности. В тех случаях, когда поведение фирмы не отвечает ее новому предназначению с точки зрения глобального эффекта результатов ее действий в обществе, экономическая система устраняет фирму: ее продукция перестает пользоваться спросом, она терпит банкротство, и ее место занимают конкуренты, обладающие в большей степени социально приемлемыми чертами.



Информация о работе Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире