Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:36, реферат
Современный этап развития рыночных отношений обусловливает не¬обходимость учёта бизнесом ряда факторов, выходящих за пределы классической экономической теории. Эффективный менеджмент за¬ключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимо¬действии, взаимозависимости и коммуникации.
Введение 3
Глава 1. Концепция развития КСО в России 4
Глава 2. Практика реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России. 8
Заключение 11
Список использованной литературы: 12
Содержание
Введение 3
Глава 1. Концепция развития КСО в России 4
Глава 2. Практика реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России. 8
Заключение 11
Список использованной литературы: 12
Современный этап развития рыночных
отношений обусловливает
В современном мире на финансовый успех компании влияют показатели успешности взаимодействия со стейкхолдерами, умение выстроить конструктивный диалог, найти взаимовыгодные решения и эффективно их внедрить. При анализе деятельности компании также учитываются и риски, обусловленные социальным и экономическим влиянием компании на общество. Неудивительно, что в таких макроэкономических условиях одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО).
На сегодняшний день не существует
единого определения
За последние два года
в России возрастает интерес к
КСО. Это связано как с
Анализ экономического и
социального положения в стране
показывает, что настало время
внедрения соответствующей
В настоящее время у бизнес-сообщества, властных структур и СМИ существуют два подхода к КСО. Узкое понимание КСО представляет перечень социальных проектов и программ, осуществляемых российским бизнесом по развитию собственного персонала, а также помощи наименее обеспеченным и проблемным группам населения на благотворительной основе. В этом случае КСО отражается в форме традиционных социальных разделов корпоративных отчетов либо в форме социальных отчетов компаний.
Комплексный подход предполагает КСО в форме отчетов по корпоративной социальной ответственности или по устойчивому развитию в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. РФ активно поддержала стремление стран к устойчивому развитию в международном понимании этого термина. Важным условием успеха в этой области является принцип добровольности отчетности бизнеса по КСО в условиях моральной мотивации и косвенного регулирования со стороны законодательной и исполнительной власти. Государственный подход заключается во всемерной поддержке практики отчетности по КСО российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных направлениях и содержании КСО. При этом вопрос о социальной ответственности самих органов власти, в первую очередь исполнительных, также является актуальной и острой проблемой (роль и ответственность социального государства декларирована статьей 7 п.1 Конституции РФ). При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга.
Создание института социальной отчетности в нашей стране соответствует общественным ожиданиям и дает шанс для позитивных изменений в отношениях между населением, бизнесом и государством. Сегодня в России активно обсуждаются правила ведения бизнеса и контроля за ним со стороны как государства, так и общества. Опыта составления социальной отчетности на данном этапе у российского бизнеса недостаточно, поэтому, с одной стороны, возникает проблема донесения информации до заинтересованных сторон, с другой - ее адекватного восприятия.
Отсутствие информации о социальных программах компании, о ее добровольном вкладе в решение социальных проблем местных сообществ повышает для бизнеса риск попасть в ловушку завышенных ожиданий населения, подменить собой государство в социальной сфере.
Бизнесу нужно приложить серьезные усилия для того, чтобы информировать общественность о своей социальной роли. Для этого существует множество способов, например вовлечение журналистов в обсуждение темы корпоративной социальной ответственности, сотрудничество с известными общественными организациями. Одним из наиболее действенных методов продвижения информации о социальной ответственности компании является подготовка и распространение социального отчета. Еще более значим в глазах общественности отчет, заверенный независимой внешней организацией, то есть прошедшей социальный аудит.
Социальная отчетность нужна, чтобы:
К социальной отчетности в широком понимании этого слова относят любые отчеты компаний, содержащие не только информацию о результатах экономической деятельности, но также социальные и экологические показатели. Некоторые компании готовят отчеты исключительно для внутреннего употребления, другие - еще и для внешнего, третьи считают основным именно имиджевый компонент и адресуют отчеты лишь тем группам заинтересованных сторон, которые находятся за пределами компании.
На первом этапе социальная отчетность - это своеобразная "рекламная пауза" в освещении основной деятельности. Обычные годовые отчеты дополняются врезками или специальными буклетами, освещающими благотворительную деятельность фирмы. Именно этой тактики придерживаются сегодня многие российские компании.
Следующий этап - переход к комплексному освещению корпоративной социальной ответственности перед обществом. Постепенно корпорации начинают оценивать свои программы по работе с персоналом или ресурсосбережению как социально ответственные действия и соответственно их позиционировать. Наконец, социальная ответственность интегрируется в основную деятельность компании на всех стадиях - от выстраивания взаимоотношений с поставщиками комплектующих деталей до обеспечения качества продукции. Социальный отчет становится результатом длительного диалога с различными группами заинтересованных сторон, в нем не только обобщаются различные мнения, но и фиксируются определенные обязательства компании и их выполнение.
В последнее время одним из механизмов реализации КСО является создание общественных комитетов по корпоративной социальной ответственности. Также отрабатываются различные модели социального партнёрства государственных и коммерческих структур (государственно-частное партнёрство). Экспертным советом по законодательству о государственно- частном партнёрстве подготовлен проект федерального закона «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнёрства». Основными целями государственно-частного партнёрства являются развитие общественной инфраструктуры для обеспечения экономического роста, улучшение качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, повышение эффективности эксплуатации общественной инфраструктуры, достигаемые за счёт привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений и оборотного капитала предприятий, осуществляющих эксплуатацию общественной инфраструктуры и предоставляющих услуги с её использованием.
Таким образом, в Российской Федерации развитие корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации идёт в соответствии с мировыми тенденциями, но пока что медленно и фактически не охватывает малый и средний бизнес. КСО российского бизнеса ориентирована в основном на ближний круг стейкхолдеров – государство, собственников и персонал компаний. Более широкий круг заинтересованных сторон (местные сообщества, поставщики и др.) в настоящий момент не является системным признаком.
Это происходит по причине того, что в России основной движущей силой процессов внедрения КСО является незначительное количество наиболее «продвинутых» компаний, созданных, в большинстве своём, крупными иностранными инвесторами, или крупных компаний, созданных в результате приватизации. В силу неразвитости гражданских организаций и традиций публичных действий общество не оказывает существенного воздействия на бизнес; координация деятельности в области КСО отсутствует, и в первую очередь на федеральном государственном уровне. Не нашли своего закрепления на федеральном уровне основные принципы политики КСО, её единообразного применения и регулирования. До сих пор нет сформулированной и действенной политики приоритетов и мотивации добровольного представления открытой нефинансовой отчётности.
С вступлением в новое
столетие многие предприятия перешли
от выживания к развитию. В этих
условиях они начинают задумываться
об оптимизации социальной политики,
превращении ее в инструмент, позволяющий
совершенствовать производство и организацию
труда. Такое поведение предприятий
вызвано принятием
Крупные и средние российские бизнесмены,
особенно те, чей бизнес имеет определен-ную
долю экспортно-импортной
Так, например, ОАО «Лукойл» — один из крупнейших международных нефтегазовых холдингов, в состав которого входят более 300 компаний в 35 странах мира. Основными ви дами деятельности являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, нефтехимической продукции и электроэнергии, сбыт произведенной продукции. По объему производства продуктов переработки данная компания занимает шестое место в мире среди частных нефтяных компаний6.
ОАО «Лукойл» было первой российской
компанией, разработавшей и опубликовавшей
«Социальный кодекс», которым компания
руководствуется в своей
с 1999 года — ежегодные отчеты о деятельности;
с 2001 года — финансовая отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP);
с 2005 года — отчеты о деятельности в области устойчивого развития (один раз в два года);
с 2005 года — справочники аналитика, а также ряд других документов, содержащих данные, сведения, показатели и основные факты о компании.
Каждый из информационных
продуктов решает свою задачу, но в
целом все документы
В соответствии с подходом,
принятым ОАО «Лукойл» в концепции
устойчивого развития, приоритетами
компании являются повышение