Корпоративная социальная ответсвенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Современный этап развития рыночных отношений обусловливает не¬обходимость учёта бизнесом ряда факторов, выходящих за пределы классической экономической теории. Эффективный менеджмент за¬ключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимо¬действии, взаимозависимости и коммуникации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Концепция развития КСО в России 4
Глава 2. Практика реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России. 8
Заключение 11
Список использованной литературы: 12

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.13 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепция  развития КСО в России 4

Глава 2. Практика реализации концепции корпоративной  социальной ответственности в России. 8

Заключение 11

Список использованной литературы: 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития рыночных отношений обусловливает необходимость учёта бизнесом ряда факторов, выходящих за пределы классической экономической теории. Эффективный менеджмент заключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости и коммуникации.

В современном мире на финансовый успех компании влияют показатели успешности взаимодействия со стейкхолдерами, умение выстроить конструктивный диалог, найти взаимовыгодные решения и эффективно их внедрить. При анализе деятельности компании также учитываются и риски, обусловленные социальным и экономическим влиянием компании на общество. Неудивительно, что в таких макроэкономических условиях одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО).

На сегодняшний день не существует единого определения корпоративной социальной ответственности. Однако все изученные подходы сходятся в том, что корпоративная социальная ответственность – это ответственность бизнеса перед обществом в целом. Такое понимание включает в себя ответственность компании во взаимоотношениях с партнёрами, ответственность в отношении потребителей, ответственную политику в отношении работников, экологическую ответственность, содействие бизнеса устойчивому развитию общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Концепция развития КСО в России

За последние два года в России возрастает интерес к  КСО. Это связано как с политическими  причинами, так и с заинтересованностью  бизнеса найти новый общий  язык с властью всех уровней и  обществом, повысив таким образом  свою устойчивость. Власть поддерживает эту деятельность, справедливо полагая, что прогрессивная часть российского  бизнеса поможет решить хотя бы часть  острейших социальных проблем. В  то же время наблюдается разноголосица  понимания в области КСО. В  этой связи представлю свой подход к КСО в России и общую концепцию ее развития.

Анализ экономического и  социального положения в стране показывает, что настало время  внедрения соответствующей отчетности бизнеса при поддержке и координации  государственной властью. Развитие КСО должно сыграть положительную  роль в расширении международного сотрудничества РФ.

В настоящее время у  бизнес-сообщества, властных структур и СМИ существуют два подхода  к КСО. Узкое понимание КСО  представляет перечень социальных проектов и программ, осуществляемых российским бизнесом по развитию собственного персонала, а также помощи наименее обеспеченным и проблемным группам населения  на благотворительной основе. В этом случае КСО отражается в форме  традиционных социальных разделов корпоративных  отчетов либо в форме социальных отчетов компаний.

Комплексный подход предполагает КСО в форме отчетов по корпоративной социальной ответственности или по устойчивому развитию в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. РФ активно поддержала стремление стран к устойчивому развитию в международном понимании этого термина. Важным условием успеха в этой области является принцип добровольности отчетности бизнеса по КСО в условиях моральной мотивации и косвенного регулирования со стороны законодательной и исполнительной власти. Государственный подход заключается во всемерной поддержке практики отчетности по КСО российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных направлениях и содержании КСО. При этом вопрос о социальной ответственности самих органов власти, в первую очередь исполнительных, также является актуальной и острой проблемой (роль и ответственность социального государства декларирована статьей 7 п.1 Конституции РФ). При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга.

Создание института социальной отчетности в нашей стране соответствует  общественным ожиданиям и дает шанс для позитивных изменений в отношениях между населением, бизнесом и государством. Сегодня в России активно обсуждаются  правила ведения бизнеса и  контроля за ним со стороны как  государства, так и общества. Опыта  составления социальной отчетности на данном этапе у российского  бизнеса недостаточно, поэтому, с  одной стороны, возникает проблема донесения информации до заинтересованных сторон, с другой - ее адекватного восприятия.

Отсутствие информации о  социальных программах компании, о  ее добровольном вкладе в решение  социальных проблем местных сообществ  повышает для бизнеса риск попасть  в ловушку завышенных ожиданий населения, подменить собой государство  в социальной сфере.

Бизнесу нужно приложить  серьезные усилия для того, чтобы  информировать общественность о  своей социальной роли. Для этого  существует множество способов, например вовлечение журналистов в обсуждение темы корпоративной социальной ответственности, сотрудничество с известными общественными  организациями. Одним из наиболее действенных  методов продвижения информации о социальной ответственности компании является подготовка и распространение  социального отчета. Еще более  значим в глазах общественности отчет, заверенный независимой внешней  организацией, то есть прошедшей социальный аудит.

Социальная отчетность нужна, чтобы:

  • комплексно информировать широкую общественность об экономических, экологических и социальных результатах деятельности компании;
  • осуществлять самооценку по этим трем направлениям;
  • вести диалог со всеми группами заинтересованных сторон, выявлять их оценки и ожидания;
  • предотвращать возможные обвинения;
  • получать дополнительные конкурентные преимущества;
  • укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ;
  • создавать основу для разработки стратегии развития компании.

К социальной отчетности в  широком понимании этого слова  относят любые отчеты компаний, содержащие не только информацию о результатах  экономической деятельности, но также  социальные и экологические показатели. Некоторые компании готовят отчеты исключительно для внутреннего употребления, другие - еще и для внешнего, третьи считают основным именно имиджевый компонент и адресуют отчеты лишь тем группам заинтересованных сторон, которые находятся за пределами компании.

На первом этапе социальная отчетность - это своеобразная "рекламная  пауза" в освещении основной деятельности. Обычные годовые отчеты дополняются  врезками или специальными буклетами, освещающими благотворительную  деятельность фирмы. Именно этой тактики  придерживаются сегодня многие российские компании.

Следующий этап - переход  к комплексному освещению корпоративной  социальной ответственности перед  обществом. Постепенно корпорации начинают оценивать свои программы по работе с персоналом или ресурсосбережению  как социально ответственные  действия и соответственно их позиционировать. Наконец, социальная ответственность  интегрируется в основную деятельность компании на всех стадиях - от выстраивания взаимоотношений с поставщиками комплектующих деталей до обеспечения  качества продукции. Социальный отчет  становится результатом длительного  диалога с различными группами заинтересованных сторон, в нем не только обобщаются различные мнения, но и фиксируются  определенные обязательства компании и их выполнение.

В последнее время одним из механизмов реализации КСО является создание общественных комитетов по корпоративной социальной ответственности. Также отрабатываются различные модели социального партнёрства государственных и коммерческих структур (государственно-частное партнёрство). Экспертным советом по законодательству о государственно- частном партнёрстве подготовлен проект федерального закона «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнёрства». Основными целями государственно-частного партнёрства являются развитие общественной инфраструктуры для обеспечения экономического роста, улучшение качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, повышение эффективности эксплуатации общественной инфраструктуры, достигаемые за счёт привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений и оборотного капитала предприятий, осуществляющих эксплуатацию общественной инфраструктуры и предоставляющих услуги с её использованием.

Таким образом, в Российской Федерации  развитие корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации идёт в соответствии с мировыми тенденциями, но пока что медленно и фактически не охватывает малый и средний бизнес. КСО российского бизнеса ориентирована в основном на ближний круг стейкхолдеров – государство, собственников и персонал компаний. Более широкий круг заинтересованных сторон (местные сообщества, поставщики и др.) в настоящий момент не является системным признаком.

Это происходит по причине того, что  в России основной движущей силой процессов внедрения КСО является незначительное количество наиболее «продвинутых» компаний, созданных, в большинстве своём, крупными иностранными инвесторами, или крупных компаний, созданных в результате приватизации. В силу неразвитости гражданских организаций и традиций публичных действий общество не оказывает существенного воздействия на бизнес; координация деятельности в области КСО отсутствует, и в первую очередь на федеральном государственном уровне. Не нашли своего закрепления на федеральном уровне основные принципы политики КСО, её единообразного применения и регулирования. До сих пор нет сформулированной и действенной политики приоритетов и мотивации добровольного представления открытой нефинансовой отчётности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России.

С вступлением в новое  столетие многие предприятия перешли  от выживания к развитию. В этих условиях они начинают задумываться об оптимизации социальной политики, превращении ее в инструмент, позволяющий  совершенствовать производство и организацию  труда. Такое поведение предприятий  вызвано принятием правительством ряда реформ, характеризующегося социальной направленностью. Согласно Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года достижение целей развития, успешная модернизация экономики и  социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов  различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и  проведении социально-экономической  политики.

Крупные и средние российские бизнесмены, особенно те, чей бизнес имеет определен-ную  долю экспортно-импортной ориентации, стремятся приобрести репутацию  новой дело-вой культуры. Российские корпорации реализуют политику социальной ответственности, стараясь тем самым  повысить свой деловой имидж, инвестиционную привлекательность, за-воевать доверие  различных групп корпоративной  аудитории (потребителей, инвесторов, пер-сонала, общества и т.д.).

Так, например, ОАО «Лукойл» — один из крупнейших международных нефтегазовых холдингов, в состав которого входят более 300 компаний в 35 странах мира. Основными ви дами деятельности являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, нефтехимической  продукции и электроэнергии, сбыт произведенной продукции. По объему производства продуктов переработки  данная компания занимает шестое место  в мире среди частных нефтяных компаний6.

ОАО «Лукойл» было первой российской компанией, разработавшей и опубликовавшей «Социальный кодекс», которым компания руководствуется в своей деятельности. Кодекс предусматривает различные  социальные права и гарантии для  своих работников. Кроме того, кодекс формулируем обязательства компании по ее участию в общественной жизни, включая деятельность по охране природы, поддержку науки и образования, сохранение национального культурного  наследия, поддержку физкультуры  и спорта, участие в работе негосударственных  организаций и благотворительную  деятельность. Компания выполняет все  законодательные требования по обязательному  раскрытию информации и придерживается идеи разумной открытости и прозрачности в том, что касается добровольной отчетности. На официальном сайте ОАО «Лукойл» публикуются:

 

с 1999 года — ежегодные отчеты о  деятельности;

с 2001 года — финансовая отчетность в  соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP);

с 2005 года — отчеты о деятельности в области устойчивого развития (один раз в два года);

с 2005 года — справочники аналитика, а также ряд других документов, содержащих данные, сведения, показатели и основные факты о компании.

Каждый из информационных продуктов решает свою задачу, но в  целом все документы предоставляют  исчерпывающую информацию о результатах  и стратегических планах компании, полезную для разных групп заинтересованных сторон.

В соответствии с подходом, принятым ОАО «Лукойл» в концепции  устойчивого развития, приоритетами компании являются повышение конкурентоспособности  всех сегментов бизнеса, создание и  поддержание условий для эффективного развития и использования человеческого  капитала, а также социально и  экологически ответственную деятельность на территориях присутствия. Компания придерживается установки на достижение эколого-экономического равновесия и  социальной стабильности в регионах присутствия. В 2008 году ОАО «Лукойл» присоединилось к Глобальному договору ООН (Global Compact) — добровольной инициативе, направленной на содействие устойчивому  развитию и повышению ответственности  бизнеса за принимаемые решения  и предпринимаемые действия. ОАО  «Лу-койл» занимает 3-е место в  российской версии международного рейтинга корпоративной социальной ответственности Accountability Rating 2008. Рейтинг составляется на основе открытой информации, публикуемой  компаниями, и позволяет составить  представление о прозрачности управления социальными и экологическими аспектами  деятельности компаний, их готовности к диалогу с обществом. Основное внимание при этом уделяется корпоративной  стратегии компании, ее влиянию на регионы присутствия, а также  эффективности управления и взаимодействия с различными заинтересованными  сторонами. Также в 2008 году ОАО «Лукойл» вошел в список 100 крупнейших компаний мира в рейтинге корпоративной ответственности.

Информация о работе Корпоративная социальная ответсвенность