Корпоративная модель социальной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 02:13, доклад

Краткое описание

Некоторые называют ее «континентальной», «европейской» в соответствии с ее геополитической доминантой, или «консервативной».Корпоративная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной».

Файлы: 1 файл

а.docx

— 24.93 Кб (Скачать)

Корпоративная модель социальной политики государства.

Понятие корпоративной  модели.

Некоторые называют ее «континентальной», «европейской» в соответствии с  ее геополитической доминантой, или  «консервативной».Корпоративная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует  работников к внесению максимального  трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных  услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные  организации, и личность также несут  долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все  же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную  социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Финансовой основой данной модели социального государства  являются в первую очередь страховые  взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя, в свою очередь, является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

Предполагается существование  трех ключевых корпоративных групп: профсоюзы, представляющие власть и интересы рабочих людей; бизнес-сообществои само государство. Между тремя этими группами распределены ключевые властные блоки, которые и определяют форму и структуру социальной политики. Они торгуются друг с другом в постоянных дискуссиях, определяя уровень заработной платы, общественные расходы на социальные и другие услуги, ставки налогов, необходимые для того, чтобы выплачивать все это, и вид государственного вмешательства (обеспечение, регулирование и т.д.). Это типично для многих европейских стран, особенно для Германии и Франции. Однако возможным и реальным последствием подобного процесса торговли является ситуация, в которой определенные нужды слабых и незащищенных групп могут выпасть из поля зрения или быть проигнорированы.

История возникновения  корпоративной модели.

В каждую из эпох развития европейской  цивилизации (доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную), корпоратизм приобретал разные модальности. На основе исторического анализа мы пришли к выводу, что в эпоху средневековья корпоратизм определялся как тип социальности, социальный строй, представляющий органическое единство государства и гражданского общества. В эпоху индустриальной цивилизации -главной доминантой корпоратизма становится его экономическая функция - служить инструментом взаимодействия между государством и социально-экономическими факторами (трудом и бизнесом), стабилизируя социально-экономическую ситуацию в стране. В эпоху постиндустриальной цивилизации можно говорить о возврате к социальной доминанте корпоратизма, представляющей тип «включенности» личности в общественно-политические процессы посредством функциональных ассоциаций.

Выдвижение корпоратизма в качестве исследовательской парадигмы, как идеального типа взаимодействия государства и гражданского общества, произошло недавно и стало возможным благодаря развитию такой отрасли политического знания как транзитология, изучающей вопросы перехода стран от авторитарного режима к демократическому и становление структур гражданского общества. Ф. Шмиттер - представитель этого направления, определил гражданское общество как "совокупность или систему самоорганизующихся медиаторных групп", "систему посредничества". Используя это понятие гражданского общества, которое и мы будем использовать далее в работе, Шмиттер Ф. выделяет два типа гражданского общества - плюрализм и корпоратизм, на основе различного сочетания таких критериев организации медиаторных групп в гражданском обществе как "автономии, коллективного действия, неузурпации чужих прерогатив, гражданственности". Таким образом, корпоратизм и плюрализм (либерально-плюралистическая модель) представлены как два идеальных типа взаимодействия государства и гражданского общества, основанных на различной организации, взаимодействии между собой "медиаторных групп" и государства. В этом контексте корпоративная парадигма активно начала обсуждаться с недавнего времени и в российской политической науке, используясь при анализе российских политических процессов.

Структурные элементы корпоративной модели.

В качестве структурных элементов  корпоративной модели рассматриваются: 1)институты взаимодействия (государство и «заинтересованные группы»);

2)функциональная основа корпоратизма («роли» и поведенческие модели факторов взаимодействия);

3)«окружающая среда» или  благоприятный контекст взаимодействия;

4)ценностно-мотивационная сфера.

Принципы  корпоративной модели.

Центральный принцип –  совмещение возможностей рынка с  механизмами солидарной самозащиты (социальное страхование) под государственным  наблюдением. Из-за приверженности к  системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», как называют в ЕС нанимателей  и нанимаемых, корпоративная модель базируется на принципе достижений, где  труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных работников в процветающих отраслях производства результат может быть очень высок. Проблемы возникают  при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или  вообще не заняты, соответственно они  не имеют права на страховые пособия, а уровень государственного вспомоществования  крайне невелик. Поэтому эти категории  вынуждены рассчитывать на местные  благотворительные организации  и общественную помощь, также обычно небольшую. Соответственно, корпоративная  модель социальной политики ведет к  появлению «двойного общества».

Корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты – социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Поэтому более высокий уровень социальной защиты (в рамках социального страхования) может рассматриваться как награда за труд и сознательность.

Примеры государств с корпоративной моделью.

Корпоративная модель применяется  в Германии, Австрии, Франции, Японии и странах Бенилюкса.

Корпоративная модель на примере Германии.

Страной, где максимально  полно реализованы принципы корпоративной  модели, является Германия, которая  вообще первой в мире ввела систему  социального страхования еще  в 80-е годы XIX века. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: Закона о страховании по болезни лиц промыслового труда, Закона о страховании от несчастных случаев на производстве, Закона об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). Этим законам были присущи черты, характерные для сегодняшней системы социального страхования (в т.ч. и в Молдове): увязывание размеров страховых взносов не с рисками, а с заработком; распределение расходов на взносы между наемными работниками и работодателями; публично-правовая форма организации страхования.

В начале ХХ века развитие социального  страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая и сегодня), однако из-за экономической нестабильности размеры  пенсий были очень малы. Оптимальное  соотношение между пенсиями и  ростом доходов работающих удалось  установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет  при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним  стажем работы под землей.

В Германии самыми типичными  формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях  социальной защитой занимаются три  основных субъекта: национальные или  местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство  обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.

В экономике Германии преобладают  следующие принципы:

1.Свободная конкуренция (здесь основополагающим является закон о запрете ограниченной конкуренции 1957г., дающий право свободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы в формировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускает более 3% скидок для конечного потребителя.

2.Экономической свободе и ориентации на экономический рост.

3.Свобода внешней торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так как немецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.

Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике  ставятся следующие цели и задачи:

1.Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценится как человек и сотрудник.

2.Реализация порядка конкуренции как задача права и деятельности правительства.

3.Антимонопольная политика с целью борьбы со злоупотреблением экономической властью.

4.Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.

5.Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночным порядком (прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье, бесплатное образование).

6.Политика развития городов и субсидий государства на не дорогостоящее жилье.

7.Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы дать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.

8.Дальнейшее развитие социальной безопасности.

9.Городское планирование.

10.Введение правительством кооперативных элементов рыночного хозяйства.

11.Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство должно определить минимальную зарплату в результате процесса свободного торга.

Германия продолжает свое экономические развитие и в своих  долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:

1.Окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии.

2.Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.

3.Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.

4.Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.

5.Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших.

6.Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в "глобальном" масштабе.

Социальная рыночная экономика  Германии остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики  и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость  отказа в некоторых, изживших себя или  сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями  социальной безопасности.


Информация о работе Корпоративная модель социальной политики государства