Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 02:13, доклад
Некоторые называют ее «континентальной», «европейской» в соответствии с ее геополитической доминантой, или «консервативной».Корпоративная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной».
Корпоративная модель социальной политики государства.
Понятие корпоративной модели.
Некоторые называют ее «континентальной», «европейской» в соответствии с ее геополитической доминантой, или «консервативной».Корпоративная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.
Создавая систему пожизненного
найма, предприятие стимулирует
работников к внесению максимального
трудового вклада, за что предлагает
ему различные виды социальных гарантий
в виде пенсионного обеспечения,
частичной оплаты медицинских, рекреационных
услуг и образования. В данном
случае и государство, и негосударственные
организации, и личность также несут
долю ответственности за социальное
благополучие в обществе, но все
же большую роль здесь играют предприятия,
которые имеют собственную
Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя, в свою очередь, является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.
Предполагается существование трех ключевых корпоративных групп: профсоюзы, представляющие власть и интересы рабочих людей; бизнес-сообществои само государство. Между тремя этими группами распределены ключевые властные блоки, которые и определяют форму и структуру социальной политики. Они торгуются друг с другом в постоянных дискуссиях, определяя уровень заработной платы, общественные расходы на социальные и другие услуги, ставки налогов, необходимые для того, чтобы выплачивать все это, и вид государственного вмешательства (обеспечение, регулирование и т.д.). Это типично для многих европейских стран, особенно для Германии и Франции. Однако возможным и реальным последствием подобного процесса торговли является ситуация, в которой определенные нужды слабых и незащищенных групп могут выпасть из поля зрения или быть проигнорированы.
История возникновения корпоративной модели.
В каждую из эпох развития европейской цивилизации (доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную), корпоратизм приобретал разные модальности. На основе исторического анализа мы пришли к выводу, что в эпоху средневековья корпоратизм определялся как тип социальности, социальный строй, представляющий органическое единство государства и гражданского общества. В эпоху индустриальной цивилизации -главной доминантой корпоратизма становится его экономическая функция - служить инструментом взаимодействия между государством и социально-экономическими факторами (трудом и бизнесом), стабилизируя социально-экономическую ситуацию в стране. В эпоху постиндустриальной цивилизации можно говорить о возврате к социальной доминанте корпоратизма, представляющей тип «включенности» личности в общественно-политические процессы посредством функциональных ассоциаций.
Выдвижение корпоратизма в качестве исследовательской парадигмы, как идеального типа взаимодействия государства и гражданского общества, произошло недавно и стало возможным благодаря развитию такой отрасли политического знания как транзитология, изучающей вопросы перехода стран от авторитарного режима к демократическому и становление структур гражданского общества. Ф. Шмиттер - представитель этого направления, определил гражданское общество как "совокупность или систему самоорганизующихся медиаторных групп", "систему посредничества". Используя это понятие гражданского общества, которое и мы будем использовать далее в работе, Шмиттер Ф. выделяет два типа гражданского общества - плюрализм и корпоратизм, на основе различного сочетания таких критериев организации медиаторных групп в гражданском обществе как "автономии, коллективного действия, неузурпации чужих прерогатив, гражданственности". Таким образом, корпоратизм и плюрализм (либерально-плюралистическая модель) представлены как два идеальных типа взаимодействия государства и гражданского общества, основанных на различной организации, взаимодействии между собой "медиаторных групп" и государства. В этом контексте корпоративная парадигма активно начала обсуждаться с недавнего времени и в российской политической науке, используясь при анализе российских политических процессов.
Структурные элементы корпоративной модели.
В качестве структурных элементов корпоративной модели рассматриваются: 1)институты взаимодействия (государство и «заинтересованные группы»);
2)функциональная основа корпоратизма («роли» и поведенческие модели факторов взаимодействия);
3)«окружающая среда» или благоприятный контекст взаимодействия;
4)ценностно-мотивационная сфера.
Принципы корпоративной модели.
Центральный принцип –
совмещение возможностей рынка с
механизмами солидарной самозащиты
(социальное страхование) под государственным
наблюдением. Из-за приверженности к
системе социального
Корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты – социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Поэтому более высокий уровень социальной защиты (в рамках социального страхования) может рассматриваться как награда за труд и сознательность.
Примеры государств с корпоративной моделью.
Корпоративная модель применяется в Германии, Австрии, Франции, Японии и странах Бенилюкса.
Корпоративная модель на примере Германии.
Страной, где максимально полно реализованы принципы корпоративной модели, является Германия, которая вообще первой в мире ввела систему социального страхования еще в 80-е годы XIX века. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: Закона о страховании по болезни лиц промыслового труда, Закона о страховании от несчастных случаев на производстве, Закона об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). Этим законам были присущи черты, характерные для сегодняшней системы социального страхования (в т.ч. и в Молдове): увязывание размеров страховых взносов не с рисками, а с заработком; распределение расходов на взносы между наемными работниками и работодателями; публично-правовая форма организации страхования.
В начале ХХ века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая и сегодня), однако из-за экономической нестабильности размеры пенсий были очень малы. Оптимальное соотношение между пенсиями и ростом доходов работающих удалось установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним стажем работы под землей.
В Германии самыми типичными формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.
В экономике Германии преобладают следующие принципы:
1.Свободная конкуренция (здесь основополагающим является закон о запрете ограниченной конкуренции 1957г., дающий право свободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы в формировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускает более 3% скидок для конечного потребителя.
2.Экономической свободе и ориентации на экономический рост.
3.Свобода внешней торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так как немецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.
Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике ставятся следующие цели и задачи:
1.Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценится как человек и сотрудник.
2.Реализация порядка конкуренции как задача права и деятельности правительства.
3.Антимонопольная политика с целью борьбы со злоупотреблением экономической властью.
4.Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.
5.Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночным порядком (прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье, бесплатное образование).
6.Политика развития городов и субсидий государства на не дорогостоящее жилье.
7.Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы дать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.
8.Дальнейшее развитие социальной безопасности.
9.Городское планирование.
10.Введение правительством кооперативных элементов рыночного хозяйства.
11.Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство должно определить минимальную зарплату в результате процесса свободного торга.
Германия продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
1.Окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии.
2.Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.
3.Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.
4.Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
5.Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших.
6.Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в "глобальном" масштабе.
Социальная рыночная экономика Германии остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями социальной безопасности.
Информация о работе Корпоративная модель социальной политики государства