Контроллинг на предприятии: содержание и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:51, реферат

Краткое описание

В последние годы контроллинг занимает особое место среди концепций управления затратами на предприятиях промышленно развитых стран Запада. Подтверждением этого может служить все возрастающее число публикаций, посвященных исследованию проблем контроллинга и придающих ему чрезвычайно важное значение в системе управления современным предприятием. Однако следует отметить, что до настоящего времени не существует однозначной, общепризнанной трактовки понятия контроллинг.

Файлы: 1 файл

Контроллинг на предприятии.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Контроллинг на предприятии: содержание и функции  

В последние  годы контроллинг занимает особое место  среди концепций управления затратами  на предприятиях промышленно развитых стран Запада. Подтверждением этого  может служить все возрастающее число публикаций, посвященных исследованию проблем контроллинга и придающих ему чрезвычайно важное значение в системе управления современным предприятием. Однако следует отметить, что до настоящего времени не существует однозначной, общепризнанной трактовки понятия контроллинг. 

В ряде исследований контроллинг рассматривается в  качестве системы управления хозяйственной  деятельностью и прибылью, в рамках которой выделяют две основные функции: контроль и планирование. Это нашло  отражение в работе немецкого  исследователя Д. Хана. 

В ряде работ  получила распространение концепция  контроллинга, в которой главной  его функцией является координация  системы менеджмента в целом  для обеспечения действий, направленных на целевое управление. Вместе с  тем к настоящему времени в  промышленно развитых странах Запада достаточно четко оформились три основные концепции контроллинга, обусловленные его функциональным назначением и институциональным оформлением: 

- контроллинг  с ориентацией на систему бухгалтерского  учета; 

- контроллинг  с ориентацией на информацию; 

- контроллинг  с ориентацией на координацию  деятельности предприятия. 

Концепция контроллинга с ориентацией на систему бухгалтерского учета связана с реализацией  информационных целей посредством  использования данных бухгалтерского учета на предприятии. Основное внимание уделяется стоимостным показателям. Речь идет преимущественно об обеспечении получения прибыли. 

Другими словами, рассматриваемая концепция контроллинга может быть охарактеризована как  ориентированная на прибыль. При  этом она является в определенной мере ограниченной, поскольку опирается только на данные бухгалтерского учета. Вследствие этого концепция контроллинга, ориентированная на данные бухгалтерского учета, отвечает главным образом потребностям оперативной деятельности предприятия и лишь частично отвечает стратегическим целям его развития. 

Концепция контроллинга с ориентацией на информацию предусматривает  не только использование данных бухгалтерского учета (количественная информация), но и информации качественного характера, непосредственно связанной с хозяйственной деятельностью предприятия. Согласно данной концепции главной задачей контроллинга становится информационная поддержка принимаемых управленческих решений руководством предприятия. Он должен поддерживать внут­рифирменный процесс управления с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. Данная концепция контроллинга предусматривает включение широкого круга информационных задач в структуру управления предприятием. Однако решение этой проблемы на практике является достаточно сложным. 

Концепция контроллинга с ориентацией на координацию  основывается преимущественно на различии между системой управления и системой исполнения. Согласно этой концепции  первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления, а вторичная координация внутри управленческой системы относится к контроллингу. 

Причем задачи координации в рамках данной концепции  контроллинга подразделяются на два  уровня: 

- ориентация  на планирование и контроль; 

- ориентация  на управленческую систему в  целом. 

Вместе с тем  большинство зарубежных и отечественных  исследований сходятся во мнении, что  контроллинг представляет собой  новую концепциюу правления предприятием, в основу которой положено стремление обеспечить успешное его функционирование вдолгосроч- ной перспективе. Это может быть обеспечено посредством: 

- адаптации системы  стратегических целей развития  предприятия к постоянно изменяющимся  условиям внешней среды; 

- формирования  системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии; 

- согласования  оперативных планов деятельности  предприятия со стратегическим  планом его развития; 

- формирования  системы контроля за процессом  реализации стратегического плана развития предприятия и корректировки его содержания; 

- гибкости организационной  структуры управления предприятием  с целью повышения ее способности  быстрого реагирования на постоянно  изменяющиеся условия внешней  среды. 

Как полагает большинство  зарубежных и отечественных исследователей, в качестве основной причины возникновения контроллинга можно назвать необходимость осуществления системой интеграции всех аспектов процесса управления в рамках предприятия. В этой связи контроллинг призван обеспечить методическую и организационную основу для поддержки основных функций управленческой деятельности на предприятии (анализ, прогнозирование, планирование, учет, контроль). 

Основные задачи контроллинга представлены на рис. 10.1. 

Таким образом, контроллинг ориентируется на поддержку процесса принятия управленческих решений на предприятии. Он призван адаптировать традиционную систему учета и контроля на предприятии к современным потребностям его руководства, т. е. в функции контроллинга должны включаться создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. 

В общем случае функции контроллинга непосредственно  обусловливаются конкретными видами управленческой деятельности в рамках предприятия, которые обеспечивают достижение поставленных целей развития предприятия, включая стратегические. Основные функции контроллинга обобщены в табл. 10.1. 

Следовательно, по мнению большинства зарубежных и  отечественных исследователей, современная  концепция контроллинга должна ориентироваться  на систему управления предприятием в целом. Она должна координировать подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения. 
 

Рис. 10.1. Основные задачи контроллинга на предприятии 
 
 

Таблица 10.1 

Основные функции  контроллинга на предприятии

Функции контроллинга 

Содержание 

Учет 

- обоснование,  разработка и ведение системы  внутреннего учета напредприятии; 

- унификация  критериев и методов оценки  деятельности как предприятия  в целом, так и отдельных  его структурных подразделений 

Планирование 

- обеспечение информационной поддержки процесса стратегического и оперативного планирования в рамках предприятия; 

- координация  процесса обмена информацией  в процессе управленческой деятельности  на предприятии; 

- совершенствование  содержания и структуры систем  стратегического и оперативного планирования на предприятии; 

- координация  и увязка стратегических и  текущих планов развития предприятия; 

- разработка  и последующая корректировка  методических подходов к оценке  достоверности и реалистичности  разрабатываемых стратегических и текущих планов развития предприятия 

Контроль 

- обоснование  и выбор показателей (параметров) стратегического и текущего планов, контролируемых в содержательном  и временном разрезах; 
 
 

- сопоставление  плановых и фактических величин  для оценки степени достижения целей стратегического плана развития предприятия; 

- анализ и  оценка возникающих отклонений  от параметров стратегического  плана, выявление причин отклонений  фактических показателей от плановых, выработка предложений для предотвращения такого рода отклонений 

Информационно- аналитическое обеспечение 

- разработка  содержания и структуры информационного  обеспечения для осуществления  контроля за процессом реализации  стратегического плана развития  предприятия; 

- стандартизация  информационных потоков, носителей и каналов коммуникации в рамках предприятия; 

- предоставление  информации, позволяющей осуществлять  контроль за ходом реализации  планов развития предприятия; 

- сбор и систематизация  наиболее значимых показателей  (параметров), применяемых в процессе оценки степени реализации планов развития предприятия; 

- обоснование  и разработка инструментария  для планирования, контроля и  принятия управленческих решений  в рамках предприятия; 

- обеспечение  эффективности функционирования  информационного обеспечения контроллинга 

Специальные функции 

- сбор, систематизация  и анализ информации о состоянии  внешней среды предприятия; 

- проведение  сравнительной оценки результатов  деятельности предприятия по  сравнению с его конкурентами; 

- проведение  расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках предприятия 
 
 
 

Степень реализации на предприятиях функций контроллинга зависит главным образом от следующих  факторов: 

- социально-экономического  положения предприятия; 

- понимания руководством предприятия важности и полезности внедрения контроллинга; 

- размера предприятия  (численности занятых, объема  производства); 

- уровня квалификации  управленческого персонала предприятия; 

- номенклатуры  выпускаемой продукции; 

- уровня диверсификации производства; 

- сложившегося  уровня конкурентоспособности предприятия; 

- уровня квалификации  сотрудников, занимающихся контроллингом. 

Необходимо отметить, что в последние годы для большинства  про- мышленно развитых стран Запада службы контроллинга (преимущественно на крупных фирмах) или услуги привлекаемых экспертов- контроллеров являются вполне привычными. Причем в этих странах концепции контроллинга во многом схожи. Существующие различия касаются главным образом понимания двух основных моментов: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей. Так, например, в США преобладает прагматический подход: контроллинг тесно связан с менеджментом и более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. 

В Германии же, в  свою очередь, преобладает тенденция  академиза- ции, которая предусматривает  первоначальное формирование теоретически целостной системы контроллинга, а затем постепенный переход  к решению конкретных задач. 

В нашей стране интерес к контроллингу начал проявляться в начале 1990-х годов в условиях реформирования российской экономики. Вместе с тем в России пока известны лишь единичные примеры использования контроллинга. 

Таким образом, в современных условиях можно  говорить о значительном потенциале развития концепции контроллинга и возможности ее дальнейшего уточнения. В этой связи исключительно важное научное и практическое значение приобретает разработка теоретических и практических основ отечественной концепции контроллинга. 

Нам представляется, что основным недостатком всех существующих концепций контроллинга можно считать идею объединения функций планирования и контроля, что в определенной степени объясняется непониманием содержания плановой деятельности в рамках предприятия. Планирование даже на среднем по масштабу промышленном предприятии представляет собой достаточно сложную и многогранную деятельность, в которую вовлекается большое число различного рода специалистов. Поэтому передача функций планирования главному контролеру, как предлагают зарубежные исследователи в области контроллинга, приведет на практике лишь к дезорганизации и снижению качества плановой работы на предприятии. В этой связи совмещение функций планирования и контроля представляется необоснованным и нецелесообразным. По нашему мнению, контроллинг в рамках предприятия должен выполнять собственные функции, связанные с контролем и оценкой принимаемых плановых решений и подготовкой на этой основе конкретных предложений по корректировке планируемых параметров (ориентиров). Согласно такому подходу контроллинг дол­

жен представлять собой непрерывно функционирующую  систему контроля за процессом разработки и реализации планов на предприятии, включая стратегические планы. 

Следовательно, главной функцией контроллинга должен являться процесс контроля. 

Основные элементы процесса контроля на предприятии приведены  на рис. 10.2. 

Представляется, что контроль в рамках предприятия  призван заблаговременно выявлять проблемы и корректировать деятельность предприятия до того, как эти проблемы перерастут в кризисные ситуации. Следовательно, одна из важнейших причин осуществления процесса контроля заключается в том, что любое предприятие безусловно должно обладать способностью вовремя фиксировать ошибки своей деятельности и исправлять их до того, как они помешают достижению целей развития предприятия. Необходимо отметить, что ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри предприятия, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий функционирования окружающей среды и поведения людей. 

Информация о работе Контроллинг на предприятии: содержание и функции