Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:51, реферат
В последние годы контроллинг занимает особое место среди концепций управления затратами на предприятиях промышленно развитых стран Запада. Подтверждением этого может служить все возрастающее число публикаций, посвященных исследованию проблем контроллинга и придающих ему чрезвычайно важное значение в системе управления современным предприятием. Однако следует отметить, что до настоящего времени не существует однозначной, общепризнанной трактовки понятия контроллинг.
Однако далеко
не все отклонения от контрольных
стандартов следует устранять. В
отдельных случаях сами стандарты
могут оказаться нереальными. По
этой причине контроль может указывать
на необходимость пересмотра выбранных
контрольных стандартов. Причем, как и
в случае с корректирующими действиями
различного типа, необходимость радикального
пересмотра контрольных стандартов (в
сторону повышения или понижения) может
являться симптомом проблем, возникающих
либо в процессе контроля, либо в процессе
планирования.
На предприятии
принято выделять две основные формы
контроля:
- стратегический;
- текущий (оперативный).
Стратегический
контроль направлен на обеспечение потребностей
стратегического планирования и управления.
Текущий контроль
предполагает осуществление систематического
наблюдения за ходом выполнения текущих
планов и программ развития предприятия.
В соответствии
с этим в рамках предприятия целесообразно
формировать системы стратегического
и оперативного контроллинга.
Учет теряет
свою независимость и приобретает
функцию сервисного обеспечения
менеджмента в информации, необходимой
для принятия решений. Контроллинг
выполняет функции создания, обработки,
анализа и передачи системной управленческой
информации.
Функции контроллинга:
Установление
целей – определение
Планирование
– превращение целей
Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;
Система информационных
потоков. Процесс управления рассматривают
как процесс преобразования информации:
управленческое воздействие – это информация
особого рода. Управлять, не владея информацией,
сегодня невозможно. Контроллинг является
поставщиком информации, необходимой
для функционирования системы управления
на предприятии. Информация – это совокупность
сведений, уменьшающих степень неопределенности.
Информация должна быть достоверной, полной,
релевантной, понятной, полезной, своевременной,
регулярной.
Мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
Анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.
Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.
На основании
анализа вырабатывают рекомендации
для принятия управленческих решений.
С учетом сложившейся ситуации, а
также будущих возможностей и
опасностей контроллинг определяет,
какие альтернативы действий есть у
предприятия в настоящее время, и оценивает
эти альтернативы с точки зрения достижения
целей предприятия.
Степень проявления
и эффективность использования
функций контроллинга зависит от
таких факторов: масштаб организации,
финансовое состояние, понимание руководством
важности функций контроллинга, уровень
диверсификации производства, виды деятельности,
квалификация управленческого персонала,
других факторов.
Интегральной
функцией контроллинга есть координация
усилий каждого подразделения
Необходимость создания системы контроллинга обусловлена нестабильностью внешней среды и требует:
усиления внимания к прогнозированию будущего состояния объектов;
ускорения реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия;
разработки и
постоянного корректирования
В области планирования задачи контроллинга формируются таким образом:
создание нормативной базы для прогнозирования развития фирмы;
содействие разработчикам стратегических планов в определении целей и направлений развития;
координация работ по планированию и составлению бюджетов;
участие в определении количественных и качественных параметров работы фирмы;
согласование
промежуточных целей и планов
и складывания общих
В области учета задача контроллинга требуют:
создание современной
системы информационного
определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;
периодического представления информации относительно отклонений фактических показателей от плановых;
представление
руководству отчетов с
анализ отклонений
и обсуждение с заинтересованными
лицами.
В области информационно-
разработать архитектуру информационной структуры;
отобрать показатели, носители информации, каналы их передачи;
определить контрольные
точки хозяйственной и
составить схему сбора и систематизации данных;
разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;
консультировать
менеджеров по вопросам функционирования
системы контроллинга.
Работа работников
службы контроллинга должна направляться
на такие области контроля: стратегические
цели; критические условия внешней
и внутренней среды, которые лежат
в основе стратегических планов; узкие
и слабые места, которые выявлены в
процессе планирования и анализа работы
предприятия.
При определении
системы подконтрольных показателей
необходимо обеспечить такие требования:
объем показателей должен быть адекватным
сложности объекта управления; показатели
планируются в целом по предприятию и
по структурным подразделениям; показатели
не изменяются на протяжении планового
периода (дает возможность сравнения и
выявление отклонений); сравнимость
показателей с показателями других предприятий.
Нужно заметить, что контроллинг не берет непосредственного участия в процессе управления, а выполняет сервисную функцию в нем (собирает, обрабатывает, анализирует и комментирует явления), обеспечивая информацию для менеджеров. Итак, контроллинг находится в таком же положении, как финансовый или управленческий учет, которые являются подсистемами общей информационной системы, которые обслуживают систему менеджмента. Принципиальным отличием контроллинга есть направленность на будущее (стратегическое планирование), без чего невозможно продолжительное существование предприятия в рыночной среде.
Информация о работе Контроллинг на предприятии: содержание и функции