Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа
Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и команд¬ная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27
Вариант 2
План
Рынок: содержание, функции, типология
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и командная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27
Рынок: содержание, функции, типология
Рынок – обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: развитое общественное разделение труда; экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности; тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли; потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста; и др.
Понятие «рынок» по мере
развития общественного производства
и обращения это понятие
По мере углубления общественного
разделения труда и развития товарного
производства понятие «рынок» приобретало
все более сложное толкование,
которое нашло отражение и
в мировой экономической
С дальнейшим развитием товарного
обмена, появлением денег, товарно-денежных
отношений возникает
только товарного обмена,
но и обращения, куда
денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или ((всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл «Принципы экономической теории»).
Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
С появлением товара «рабочая
сила» рынок приобретает
Воспроизводственный аспект
характеристики рынка весьма важен.
Понятие «рынок» расширяется
до понимания его как элемента
воспроизводства совокупного
Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений – наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором – на отношениях, выражающих сущность категории «рынок».
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
1) натурально-вещественные,
безвозмездные, в соответствии
с объемом и структурой
2) товарные связи,
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок – потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, пережила глубокий кризис и была сломана.
Теоретически доказано, а
мировым историческим опытом подтверждено,
что механизм обратных связей является
непременным условием устойчивости
и эффективности любой
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок – это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников (Товары и услуги. М.: Экономика, 1990. С.263).
В последнее время все
чаще появляются определения рынка
как системы экономических
То, что рынок включает
не только отношения по купле-продаже,
но и социально-экономические
Структура экономической системы смешанной экономики Схема 1
1 - рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования;
2 - государство как подсистема хозяйствования;
3 - натуральное хозяйство как подсистема хозяйствования.
Как видно, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система – рыночная, возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.
Все рассмотренные нами определения
рынка свидетельствуют о
Иногда под рынком ошибочно
понимают условия реализации товаров.
Действительно, на рынке складываются
условия реализации товаров и
услуг, определяемые соотношением спроса
и предложения (теорию спроса и предложения
предстоит рассмотреть в
Рынок является экономической
категорией, он тесно связан с обменом,
обращением, торговлей, торговыми услугами.
Мы уже знаем из анализа определений
рынка, что он стал результатом
Обмен можно рассматривать с двух сторон: как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ; как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Необходимо различать обмен в широком смысле – деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле – только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т–Т).
Товарное обращение является более развитой формой товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т– Д– Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев выступают как продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.
Торговые услуги выступают
отношениями посреднической деятельности
людей, осуществляющих куплю-продажу
товаров. То обстоятельство, что операции
по купле-продаже товаров (в чистом
виде) не создают продукт и потому
удовлетворяют общественные потребности
в реализации товара не в качестве
вещи, а в качестве самой деятельности,
дает основание назвать эту
К основным торговым услугам относятся изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.