Рынок: содержание, функции, типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Оглавление

1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и команд¬ная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27

Файлы: 1 файл

ОЛЕГ экономика.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

 

 

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Рынок: содержание, функции, типология

  1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
  2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
  3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10

4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17

5. Инфраструктура рынка  21

Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25

Проблемное задание: Сопоставьте  способы (в виде таблицы), посредством  которых рыночная и командная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25

Список использованной литературы ……………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рынок: содержание, функции, типология

 

  1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок

 

Рынок –  обязательный компонент товарного хозяйства.  Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: развитое общественное разделение труда; экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности; тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли; потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста; и др.

Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретало  все более сложное толкование, которое нашло отражение и  в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик  А.0. Курно считал, что под этим термином следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность  разрыва купли-продажи во времени  и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо  формируется новая структура  общественного производства –  сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М.: Политиздат, 1988. С.511) указывается, что рынок –  это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводится значение рынка как места рыночной торговли и как сферы товарного обмена. Здесь важно подчеркнуть, что рынок –  это сфера не

 только товарного обмена, но и обращения, куда включается  и обращение 

денег, в том числе современный  рынок ценных бумаг.

Если рассматривать рынок  со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или ((всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл «Принципы экономической теории»).

Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения  рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения  производства, распределения, потребления  в сфере обращения.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает  в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется  до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного  продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка: «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» (Ю.Яковец. Революция в экономике. М.: Экономика, 1990. С. 122).

Между определением рынка  как сферы обращения и как  совокупности конкретных экономических  отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений –  наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором –  на отношениях, выражающих сущность категории «рынок».

Рынок сегодня рассматривают  как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии  с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка. Характерными  чертами последнего типа отношений  являются: взаимные соглашения обменивающихся  сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство –  рынок –  потребитель), но и обратные (потребитель –  рынок –  производство) хозяйственные связи. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, пережила глубокий кризис и была сломана.

Теоретически доказано, а  мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей является непременным условием устойчивости и эффективности любой экономической  системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием  неизбежно оборачиваются деформацией  не только рынка, но и всей экономической  системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой  экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.

Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка –  как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок –  это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников (Товары и услуги. М.: Экономика, 1990. С.263).

В последнее время все  чаще появляются определения рынка  как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого  взаимодействия товарного и денежного 

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также  организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации  рынка и т.д.), дает основание рассматривать  рынок в функционирующей экономической  системе как самостоятельную  подсистему. Вся экономическая система  представляет собой совокупность различных  подсистем в теснейшей взаимосвязи  и взаимозависимости. Экономическую  систему можно представить в  виде схемы 1

Структура экономической  системы смешанной экономики  Схема 1

1 - рынок как самостоятельная  подсистема хозяйствования;

2 - государство как подсистема  хозяйствования;

3 - натуральное хозяйство  как подсистема хозяйствования.

Как видно, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система –  рыночная, возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.

Все рассмотренные нами определения  рынка свидетельствуют о различных  ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления  и раскрывают его разные грани. Обобщающую характеристику рынка можно представить  в виде схемы 2

Иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и  услуг, определяемые соотношением спроса и предложения (теорию спроса и предложения  предстоит рассмотреть в последующих  главах), которые относятся не столько  к аспекту рынка, сколько к  аспекту производства, распределения  и потребления. Условия рынка  характеризуют его состояние, а  не сущность.

 

  1. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве

 

Рынок является экономической  категорией, он тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Мы уже знаем из анализа определений  рынка, что он стал результатом естественноисторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6-7 тыс. лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. В  чем же единство и различия связанных  с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать  с двух сторон: как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ; как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этом обмене веществ.

Как экономическая категория  обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические  связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать  обмен в широком смысле – деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле – только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т–Т).

Товарное обращение является более развитой формой товарного  обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т–  Д–  Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля –  это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев выступают как продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.

Торговые услуги выступают  отношениями посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу  товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности  в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его  товара, более быстрому и экономичному возмещению затрат на производство этого  товара) и от потребителей (им оказывают  услуги по удовлетворению их платежеспособного  спроса) – другое важное обстоятельство появления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.

К основным торговым услугам  относятся изучение покупательского  спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных  выставок, заключение хозяйственных  договоров, разовых сделок, показ  товаров, оказание квалифицированной  консультации, создание благоприятных  условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение денег, связанных  с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и  многие другие.

Информация о работе Рынок: содержание, функции, типология