Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа
Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и команд¬ная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие: облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран.
В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит – это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе власти, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток – крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Существенное значение для
развития рынка и формирования рыночной
экономики имеют свободные
Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах), господствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТНК) Японии, США и Западной Европы.
Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.
Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:
супермаркеты – магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
суперонтер – перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
конвинненс онтор – небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);
супертриадо – новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;
драгонтер – розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;
магазин-дискаунт – магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты – корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клу- , бы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20– 30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др.
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:
Системная трансформация - Г
Постиндустриальная
Институциональная трансформация - В
Рыночная трансформация - Б
А. Вид системной трансформации, предполагающий переход к информационному обществу, формирование «новой экономики»;
Б. Формирование рыночных институтов и механизмов хозяйствования;
В. Создание и развитие субъектов и институтов рыночной экономики под действием духовного, культурного, идеологического характера;
Г. Совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качеству социально-экономической системы.
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и командная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов
Способы, посредством которых экономики пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов | |
рыночная экономика |
командная экономика |
Частная собственность на материальные ресурсы. |
Общественная собственность на все материальные ресурсы. |
Использование системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. |
Коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. |
Поведение каждого участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений |
Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом |
Предприятия являются частной собственностью и осуществляют производство на основе индивидуального принятия решений. |
Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. |
Рыночная система |
Производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. |
Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции. |
Рабочие закреплены за профессиями и распределяются согласно плану по географическим районам. |
Экономическая власть широко рассеяна, отсутствует необходимость в правительственном планировании и контроле. Правительство не контролирует экономический процесс. |
Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно. |
Существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. |
Распределение потребительских товаров среди населения устанавливается централизованно |
Роль правительства |
Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. |
Список использованной литературы