Рынок: содержание, функции, типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Оглавление

1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и команд¬ная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27

Файлы: 1 файл

ОЛЕГ экономика.docx

— 94.53 Кб (Скачать)
"text-align:justify">Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой –  воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие: облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике  страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Кратко охарактеризуем некоторые  элементы инфраструктуры рынка.

В период экономики планового  типа кредитная система была развита  в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран.

В консалтинговых компаниях  работают крупные специалисты в  области теории и практики рынка  и бизнеса. По контракту, за счет заказов  предпринимателей они предоставляют  консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

Аудиторские компании. Аудит –  это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе власти, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Учебные заведения. Раньше в  России ни одно учебное заведение  не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток –  крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.

Существенное значение для  развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические  зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая  зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны": зоны свободного предпринимательства (ЗСП); зоны свободной торговли; экспортно-производительные зоны (ЭПЗ); производственные зоны в регионах; свободные порты; свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются  как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).

В настоящее время в  мире насчитывается более 400 свободных  экономических зон (преимущественно  в развитых странах), господствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТНК) Японии, США и Западной Европы.

Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.

В советской экономической  литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.

Говоря об организации  торговой сети за рубежом, в числе  получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:

супермаркеты –  магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;

суперонтер –  перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;

конвинненс онтор –  небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);

супертриадо –  новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;

драгонтер –  розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;

магазин-дискаунт –  магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Широкое распространение  получают розничные конгломераты –  корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клу- , бы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20–  30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).

Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др.

 

Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:

 

Системная трансформация - Г

Постиндустриальная трансформация - А

Институциональная трансформация - В

Рыночная трансформация - Б

 

А. Вид системной трансформации, предполагающий переход к информационному  обществу, формирование «новой экономики»;

Б. Формирование рыночных институтов и механизмов хозяйствования;

В. Создание и развитие субъектов  и институтов рыночной экономики  под действием духовного, культурного, идеологического характера;

Г. Совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качеству социально-экономической  системы.

 

Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и  командная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов

 

 

Способы, посредством  которых экономики пытаются справиться с проблемой редкости экономических  ресурсов

рыночная  экономика

командная экономика

Частная собственность на материальные ресурсы.

Общественная собственность на все материальные ресурсы.

Использование системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования.

Поведение каждого участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений

Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом

Предприятия являются частной собственностью и осуществляют производство на основе индивидуального принятия решений.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив.

Рыночная система функционирует  в качестве механизма, посредством  которого индивидуальные решения и  предпочтения предаются, гласности  и координируются.

Производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания.

Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции.

Рабочие закреплены за профессиями  и распределяются согласно плану  по географическим районам.

Экономическая власть широко рассеяна, отсутствует необходимость в правительственном планировании и контроле. Правительство не контролирует экономический процесс.

Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно.

Существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.

Распределение потребительских товаров среди населения устанавливается централизованно

Роль правительства ограничивается защитой частной собственности  и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков

Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным  плановым органом.


 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Корнейчук, Б.В. Экономика: учебник / Б.В. Корнейчук. - М., 2004
  2. Липсиц, И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – М., 2007
  3. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : пер. с англ. учебник : рекоменд. М-вом образования РФ / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю - 14-е изд. - М., 2004
  4. Михайлушкин, А.И. Экономика: учебник / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М., 2006
  5. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - М., 2006.
  6. Экономическая теория : учеб. наглядное пособие : рекоменд. МВД РФ / М. Гуров, К. Инфантьев, А. Литвиненко; под общ. ред. В.П. Сальникова. - М., 2004
  7. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – М., 2004
  8. Экономика. Курс лекций: / под общ. ред. В.П. Сальникова. - М., 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок: содержание, функции, типология