Рынок: содержание, функции, типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Оглавление

1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и команд¬ная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27

Файлы: 1 файл

ОЛЕГ экономика.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

6. Экономика, функционирующая  на основе свободного рынка,  подвержена нестабильному развитию  с рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

7. Рынок не распространяется  на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим интересам (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.

Свободный рынок –  это абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике  означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит  полное раскрепощение инициативы и  деловой активности людей, улучшение  их жизни.

В действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж.Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита и кто призывает к этому –  человек с психическим заболеванием клинического характера.

Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.

Регулируемый рынок –  это результат цивилизации, результат гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Еще Н.Д. Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической  системы ограничено государственной  собственностью и осуществляется косвенно (Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической  динамики. М.: Экономика, 1989).

Некоторые авторы до недавнего  времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый рынок» (называли его «горячим льдом», «квадратным  колесом», т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система. Дело, однако, в том, что  рынок может регулироваться:

- с помощью своего собственного  рыночного механизма, элементами  которого являются конкуренция,  прибыль, цена, спрос, предложение  и др.;

- государством прямо и  косвенно через госзаказы, налоги  и т.д.

Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В.Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое бы идеально отвечало этому требованию.

Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит  мониторинговый (т.е. наблюдающий) характер, свидетельствующий об усилении либо собственного рыночного механизма, либо государственного регулирования.

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике.

Условия функционирования рынка  у нас были таковы, что его положительная  роль в развитии экономики была сведена  на нет, отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно  отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали, что признавали и признают не только отдельные экономисты России, но и Запада (например, В.Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной, или директивной, системы хозяйства:

1) отсутствие многочисленных  рыночных субъектов, организующих  свою хозяйственную деятельность  на основе разных форм собственности;

2) чрезмерная централизация  в распределении товарных ресурсов  и их движении, отсутствие самостоятельности  в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя  и торговца;

4) несбалансированность  спроса и предложения, которая  с каждым годом возрастает;

5) чрезмерный рост цен,  безудержная инфляция, нарушение  денежного обращения, бюджетный  дефицит, огромная эмиссия денег  и т.д.;

6) расцвет теневой экономики,  «серого» и «черного» рынков;

7) попытка усиления региональных  рынков, разгул центробежных сил;

8) расцвет бартерных сделок  вместо более развитых торгово-денежных  отношений;

9) деформация экономических  интересов субъектов рыночных  отношений (например, у торговцев  возникает интерес не продать,  а припрятать товар), отсутствие  мотивации к эффективному труду,  риску в хозяйственной деятельности;

10) отсутствие у потребителя  права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для  перехода к рыночному хозяйству  в России и последующего его развития.

Такими условиями являются:

- наличие в экономике  разнообразных форм собственности  (полиморфизм собственности) и  многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции  между ними, свобода участия всех  хозяйственников в конкуренции  и выхода из нее, достаточное  количество производителей, должно  быть не менее 15-20 изготовителей  однотипной продукции (если производителей 4-5 –  это олигополия, если 1-2 –  монополия, что может сдерживать развитие рынка);

- обеспечение свободы  хозяйственной деятельности, выбора  партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость  и ответственность за хозяйственные  решения рыночных субъектов, их  способность самостоятельно заключать  контракты, договоры, размещать и  принимать заказы; способность свободно  распоряжаться частью своих доходов;  отсутствие жесткого административного  товарного распределения (по карточкам,  талонам), фондирования и др., т.е.  свободная купля-продажа;

- формирование механизма  свободного ценообразования, право  рыночных субъектов самим устанавливать  цены. Это не жесткое условие,  ибо классический рынок как  бы задает извне, «невидимой  рукой», цену покупателям и продавцам.  Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, не устраняет рынок;

- свободное маневрирование  ресурсами, их наличие, обеспечивающее  мобильность в использовании  факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия  производства, его технологию, свободное  перемещение любых капиталов  в любую сферу приложения; недогрузка  мощностей –  это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

- полнота и доступ к  информации о состоянии рынка  всех хозяйственников;

-наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих  рынок;

-сохранение, наряду с  распространением рыночных отношений,  значительного нерыночного сектора  экономики;

-последовательная интеграция  национальной экономики в систему  мирохозяйственных связей;

- обеспечение со стороны  государства социальных гарантий  гражданам, предоставление всем  равных возможностей в «зарабатывании  средств» и поддержка нетрудоспособных  и социально уязвимых членов  общества.

Развитие рынка в России, как и везде в мире, происходит при обстоятельствах, которые люди не свободно выбирают, а которые  имеются налицо, даны им и перешли  от прошлого. Это позволяет выделить общие закономерности и условия  развития рынка и специфические  –  для России.

Современная модель рыночного  хозяйствования, которая сложилась  в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется  следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью  рынков, высоким уровнем развития экономики страны в целом и  инфраструктуры рынка в частности, развитой системой методов финансово-бюджетного регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты, экономическим  ростом и циклическим характером развития экономики в целом.

Специфика вхождения России в систему социально ориентируемого рыночного хозяйствования определяется следующим: относительно низким уровнем развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; ослабленностью мирохозяйственных связей по всей широте и глубине, присущих современным интеграционным процессам; сохраняющимся засильем элементов административно-командной системы хозяйствования; чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства при незначительном противовесе в виде сферы малого и среднего предпринимательства; глубоко монополизированной структурой экономики и основных рынков; несбалансированностью экономики; оторванностью от человека (отчуждением от производства); необходимостью сочетания общефедеральных и республиканско-региональных интересов; сочетанием противоречивых процессов –  «регионализация» рынков и усиление хозяйственной взаимозависимости экономик отдельных республик, регионов, районов и т.д.; необходимостью единого экономического пространства.

Основные закономерности развития рынка проявляются как  тенденции. Вопрос перехода общества к  рыночным структурам не прост. Трудность  понимания проблемы заключается  в том, что наши теоретические  воззрения и общественная практика не всегда совпадают, а для некоторых  авторов они прямо противоположны. Одни в рынке видят главный  путь выхода из кризиса, другие утверждают, что рынок загнал наше общество в  тупик.

Формирование рыночной экономики  –  сложный, противоречивый процесс. Рыночная экономика может разрушительно воздействовать на общественные структуры (вспомним мировой кризис 30-х годов XX в.), и тогда необходимо вмешательство государства. Чрезмерное же огосударствление экономики вызывает обратную тенденцию, характерную для преобразования современного российского общества.

Рынок как социальная форма  организации экономики, с одной  стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой –  порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

Поэтому программа экономических  реформ в России должна учитывать  эти моменты и отражать определенную логику и следующие этапные задачи формирования рыночной экономики в  России:

1) разгосударствление экономики,  приватизация, развитие предпринимательства;

поиск и использование  резервов и возможностей;

2) формирование рынка  и его инфраструктуры, установление  хозяйственных связей рыночного  типа и становление новых мотивационных  механизмов развития предпринимательства;

3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рынка;

4) постепенное ограничение  государственного контроля над  ценами, переход к свободному  ценообразованию;

5) осуществление жесткой  кредитно-денежной и финансовой  политики, направленной на ограничение  денежной массы в обращении;

6) создание сильной системы  социальных гарантий и поддержки  населения, облегчающей людям  адаптацию к условиям рыночной  экономики;

7) осуществление активной  структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно  на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Таким образом, экономические  реформы в России должны быть «настроены»  на человека, на удовлетворение его  потребностей, развитие его личности.

 

4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка

 

Структура рынка –  это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются: тесная связь между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется  весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

Информация о работе Рынок: содержание, функции, типология