Рынок: содержание, функции, типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «рынок» по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Оглавление

1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок……...3
2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве………………………………………………………….... 6
3. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России ………………………………………………………………….10
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка……... 17
5. Инфраструктура рынка 21
Тест. Найти соответствие между терминами и их содержанием:……..25
Проблемное задание: Сопоставьте способы (в виде таблицы), посредством которых рыночная и команд¬ная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов ………………...25
Список использованной литературы ……………………………………27

Файлы: 1 файл

ОЛЕГ экономика.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные  с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование  которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.

В сфере обращения имеют  место услуги финансовой и кредитной  систем, которые удовлетворяют потребности  самостоятельного движения стоимости  в денежной форме и не являются торговыми услугами.

Вступление торгового  капитала в процесс реализации товаров  служит основанием для участия его  в разделе общей массы прибавочной  стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового капитала характеризуется формулой (Д–Т–Д'), где Д –деньги, Т –товар, а Д' –  деньги с приращением, с торговой прибылью. Торговая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является определяющим мотивом деятельности торговца.

Первоначальной формой торгового  капитала был купеческий капитал, объективной  основой возникновения которого послужило отделение ремесла  от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег  и образованием местных рынков выделилась особая группа людей –  купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена. Купеческий капитал служил одним из важных факторов первоначального накопления капитала. Его роль была сложной и противоречивой. С одной стороны, он способствовал накоплению денежного имущества в руках немногих, росту и концентрации производства, ибо в ряде случаев купцы переходили от простого посредничества к организации производства с целью получения прибыли. С другой стороны, наживая колоссальные прибыли за счет неэквивалентного обмена, купцы подвергали основную массу населения, приобретавшего у них товары, эксплуатации.

В эпоху свободной конкуренции  торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. В настоящее время все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании создают часто свою собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Рынок –  это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал, и не только он.

Таким образом, рынок как  экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений  и связей между покупателями и  продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические  интересы субъектов рыночных отношений  и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных  категорий в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности (обмен – сущность первого порядка; обращение –  второго; рынок –  сущность третьего порядка).

Суть рыночных отношений  сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а  также удовлетворению платежеспособного  спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.

Сущность рынка находит  свое отражение в главных его  экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории  и отражающих ее сущность.

Можно назвать следующие  функции рынка:

1) согласование производства  и потребления в ассортиментной  структуре, поддержание сбалансированности  спроса и предложения по объему  и по структуре. Эту функцию  рынок выполняет путем установления  связей между сотнями и тысячами  независимых производителей и  потребителей через куплю-продажу  товаров и услуг;

2) установление ценностных  эквивалентов для обмена продуктов.  При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его отдачи;

3) экономическое стимулирование  эффективности производства, побуждение  производителей к созданию необходимых  товаров с наименьшими затратами  и получение достаточной прибыли;  стимулирование научно-технического  прогресса и на его основе  –  интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятий будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), что приведет к падению объемов производства до уровня индивидуального материального благосостояния;

4) обеспечение динамичной  пропорциональности в развитии  отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях  углубления общественного разделения  труда и тенденции интернацио-нализации и роста интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между субъектами федерации экономических соглашений по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка;

5) обеспечение экономичности  потребления, сокращение издержек 

обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка и  его функций логически вытекает и его роль в

процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль –  это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству  с помощью обратных «первичных»  связей: что, в каком объеме  и какой структуре следует  производить;

2) уравновешивать спрос  и предложение, обеспечивать сбалансированность  экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей  в соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная» роль рынка  сводится к вымыванию неконкурентоспособных  предприятий и свертыванию устаревших  производств.

Такова сущность рынка  как политэкономической категории. Но проблема рынка гораздо сложнее.

Рынок –это не только общеэкономическая категория, присущая всем этапам развития цивилизации, но это сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Сочетание в экономике  страны рыночных и государственных  элементов является критерием организации  последовательности совершения отдельных  экономических действий. Иными словами, рынок, на котором много независимых  покупателей и продавцов, не оказывает  существенного влияния на цену. Однако в этих, условиях функционирование государственного сектора выступает  инструментом экономического взаимодействия, позволяющего существовать и функционировать  конкурентному рынку так же, как  и государственному сектору.

 

  1.  Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России

 

История развития рынка позволяет  выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется  тем, что рыночные отношения носят  случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок  играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок  характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число  участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними;

2) абсолютно свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность  факторов производства; неограниченная  свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого  участника полной информации  о рынке (о норме прибыли,  спросе, предложении и т.д.). Осуществление  принципа рационального поведения  рыночных субъектов (оптимизация  индивидуального благосостояния  в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность  одноименных товаров (отсутствие  торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной  конкуренции не в состоянии  оказать непосредственное влияние  на решение другого неэкономическими  методами;

7) цены устанавливаются  стихийно в ходе свободной  конкуренции;

8) отсутствие монополии  (один производитель), монопсонии (один  покупатель) и государственного  регулирования.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок –  это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

Создается впечатление, что  рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование  здесь осуществляется методом проб и ошибок. Но свободный рынок имеет  и следующие серьезные недостатки.

1. Рынок приводит к  дифференциации в уровне жизни  населения, что не так уж  и плохо, ибо обеспечивает высокую  мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную  защиту населения. Социальные  последствия свободного рынка  таковы: безработица, разорение,  бедность отдельных групп населения.  С общечеловеческих позиций рыночное  распределение несправедливо, так  как не обеспечивает минимальный  уровень жизни всем. Следовательно,  необходимо вмешательство государства  для решения социальных проблем.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций  рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии  получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское  существование.

Рынок не может создать  условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются  только те, на чью рабочую силу имеется  спрос. Свободный рынок не гарантирует  полную занятость населения, а также  стабильный уровень цен.

2. Механизм свободной  конкуренции не обеспечивает  экономику нужным количеством  денег для развития производства. Имеет место нехватка денег.  Проблему эмиссии денег берет  на себя государство в лице  госбанка.

3. Деятельность свободных  конкурентов часто приводит к  нежелательным эффектам, таким, как  загрязнение окружающей среды,  продуктов питания пестицидами  и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма  и т.д. Свободный рынок, таким  образом, зачастую игнорирует  потенциально негативные последствия  принимаемых решений, а также  не способствует сохранению не  воспроизводимых ресурсов.

4. Свободный рынок не  создает стимулов для производства  товаров и услуг коллективного  пользования, не в состоянии  обеспечить общество услугами, в  которых нуждается любой человек  и от которых никто не получает  прибыли (оборона, государственное управление и др.).

5. Свободный рынок не  обеспечивает действенную мотивацию  для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся  научно-технические достижения, но  не выделяет средства для фундаментальных  исследований в науке и технике,  а они крайне необходимы для  развития общества в отдаленной  перспективе;

Информация о работе Рынок: содержание, функции, типология