Рынок и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда — экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ. Оно возникло в глубокой древности. История знает три этапа общественного разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, появление купечества. Затем произошло углубление общественного разделения труда. В настоящее время существует огромное количество разных видов производств и отраслей, возникают все новые их виды.

Файлы: 1 файл

Rynok_i_ego_funktsii.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Рынок и его функции.

Можно дать несколько  определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

В литературе рынок обычно определяется как совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег или как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда — экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ. Оно возникло в глубокой древности. История знает три этапа общественного разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, появление купечества. Затем произошло углубление общественного разделения труда. В настоящее время существует огромное количество разных видов производств и отраслей, возникают все новые их виды.

Другим  условием формирования рынка выступает  специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Следует еще раз подчеркнуть, что общественное разделение труда  и специализация — это условия, основа возникновения рынка. Они порождают необходимость обмена результатами труда отдельных субъектов хозяйствования. Однако, необходимость обмена, а,  следовательно,  возникновения рынка, превращается в возможность, благодаря следующим причинам.

Первая причина  возникновения рынка — это ограниченность ресурсов. Ограничены в обществе производственные возможности человека, земля, техника, сырье.

Ограниченность ресурсов преодолевается людьми посредством  обмена на рынке одного продукта труда  на другой.

Вторая причина  возникновения рынка — это экономическая обособленность товаропроизводителей, которая исторически обусловлена частной собственностью. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Своего расцвета частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.

Третья причина  становления рынка - стремление каждого экономического субъекта к обеспечению своих интересов, т.е. свободе конкуренции, свободе хозяйствования.

Следует обратить внимание на субъекты и объекты рынка. Субъектами рынка являются физические и юридические лица, объектами — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это товары и услуги.

Продавцом на соответствующем  рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но,  так или иначе,  продавец представляет производство и его главного субъекта - предприятие.

Покупателем на рынке также  может быть физическое и юридическое  лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но,  так или иначе,  покупатель стоит на стороне потребления.

Вот почему рынок предстает  как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Говоря о рынке  как о сфере взаимодействия покупателей  и продавцов, спроса и предложения, не следует рассматривать рынок как какое-то физическое место, где такое взаимодействие происходит. В современных условиях сделки купли-продажи осуществляются по телефону, через Интернет с поставкой товаров с помощью транспортных компаний и переводом денег через банковскую систему. Все это означает, что за понятием "рынок" скрывается не физическое, а экономическое содержание.

2. Функции рынка

Характеризуя  функции рынка, следует заметить, что среди них самая важная — регулирующая функция. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. Посредством цен рынок  стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Ценообразующая  функция. На рынке устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Информационная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая (Интегрирующая) функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.рынка заключается в соединении производителя и потребителя. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров), а продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая  функция рынка состоит в том, что он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных фирм и, наоборот, поощряет развитие эффективных и предприимчивых предпринимателей. Рыночный механизм – это не благотворительная система. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц.  В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Рынок служит связующим  звеном между экономически обособленными  товаропроизводителями, между производством  и потреблением.

Признаки свободного рынка

  • Нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена и спрос
  • Неограниченное число участников, доступ на рынок для любого производителя товаров
  • Конкуренция производителей
  • Мобильность материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров

Информация о работе Рынок и его функции