Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:44, дипломная работа
Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его про¬изводителя, а решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятель¬ности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы явля¬ется разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
Стратегический SNW-анализ внутренней среды организации
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции | ||
S |
N |
W | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Стратегия организации |
Х |
||
Бизнес-стратегии |
Х |
||
Организационная структура |
Х | ||
Общее финансовое положение |
Х | ||
Конкурентоспособность продукта |
Х |
||
Структура затрат (уровень себестоимости) |
Х | ||
Дистрибуция как система реализации продукта |
Х |
||
Информационная технология |
Х |
||
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов |
Х |
||
Способность к лидерству всего персонала |
Х |
||
Уровень производства (в целом), в том числе |
Х |
||
- качество материальной базы |
Х |
||
- качество ключевых производственных специалистов |
Х |
||
- качество рабочих основного производства |
Х |
||
Уровень маркетинга |
Х |
||
Уровень менеджмента |
Х |
||
Качество персонала |
Х |
||
Качество торговой марки |
Х |
||
Репутация на рынке |
Х |
||
Репутация как работодателя |
Х |
||
Отношения с органами власти |
Х | ||
Отношения с профсоюзами |
Х | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Отношения со смежниками |
Х |
||
Инновации как исследования и разработки |
Х |
||
Послепродажное обслуживание |
Х |
||
Степень вертикальной интегрированности |
Х |
||
Корпоративная культура |
Х |
||
Стратегические альянсы |
Х |
Проанализируем сильные и слабые стороны предприятия, дав соответствующие оценки (табл.2.19). Из таблицы видим, что положительные оценки касаются инновации (ведутся постоянные разработки), уровню качества и местонахождения. Отрицательные оценки связаны в основном с организацией рекламы, организацией предпродажных и послепродажных услуг и организацией сбыта.
Таблица 2.33.
Сильные и слабые стороны (по 10-бальной шкале)
№№ п/п |
Факторы влияющие на успех |
Как предприятие «УАПО» оценивает себя |
Как предприятие «УАПО» оценивают конкуренты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Степень известности в районе |
10 |
8 |
2 |
Степень инновации товаров |
3 |
2 |
3 |
Преимущественное положение |
6 |
7 |
4 |
Отзывы, рекомендации |
4 |
3 |
5 |
Уровень качества товаров |
4 |
3 |
6 |
Эффективность доставки |
2 |
3 |
7 |
Организация рекламы |
2 |
2 |
8 |
Организация послепродажных услуг |
8 |
7 |
9 |
Организация дополнительных услуг |
4 |
3 |
10 |
Уровень качества |
6 |
6 |
11 |
Методы сбыта |
7 |
8 |
12 |
Организация сбыта |
4 |
5 |
13 |
Используемое "ноу-хау" |
6 |
5 |
14 |
Политика общения |
4 |
5 |
15 |
Участие на ярмарках |
5 |
6 |
16 |
Сумма покрытия расходов (оборот) |
7 |
5 |
17 |
Программа производства и сбыта; |
4 |
6 |
18 |
Покупательский потенциал |
6 |
7 |
19 |
Персонал |
3 |
4 |
20 |
Местонахождение |
9 |
9 |
21 |
Уровень расходов |
8 |
8 |
22 |
Финансовый потенциал |
7 |
6 |
23 |
Система управления |
4 |
3 |
Оценим конкурентоспособность основной продукции «УАПО» - электронасосов бытовых, предназначенных для подачи воды из колодцев, резервуаров и открытых водоемов серии «Агидель». Для сравнения используется аналогичная продукция Пермского моторного завода – электронасосы бытовые типа «Кама».
Таблица 2.34.
Конкурентные преимущества насосов бытовых
Запросы потребителей |
Что может предложить конкурент - насос «Кама» |
Что может предложить «УАПО» - насос «Агидель» |
Качество продукта |
хорошее |
хорошее |
Исключительность продукта |
нет |
нет |
Уровень цен |
1700 |
1300 |
Ассортимент |
узкий |
широкий |
Местонахождение (близость / доступность) |
г.Пермь |
Башкортостан, г.Уфа |
Полнота информации |
Сайт в Интернете, рекламные мероприятия |
Реклама |
Своевременность поставок |
С перебоями |
Своевременно |
Помощь в использовании продукта |
||
Продукт в комплексе |
нет |
нет |
Как видно из данных таблицы, продукция, выпускаемая «УАПО», по многим показателям превосходит аналогичные насосы конкурентов. Этому способствует постоянное обновление и совершенствование ассортиментного ряда. Однако не вся продукция, выпускаемая «УАПО» достаточно конкурентоспособна. Например, бытовые утюги, выпускаемые «УАПО», не находят достаточного сбыта, не выдерживают конкуренции с аналогичным товаром зарубежных фирм-производителей.
Стимулирование сбыта
2.6. Выводы по
анализу социально –
Предметом деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Уфимское Агрегатное Производственное объединение» является производство изделий для авиационной техники, изделий производственно – технического назначения и товаров народного потребления.
Анализ бухгалтерской отчетности показал, что валовая прибыль организации от реализации продукции равна 226026 тыс. руб., произошло повышение величины данного показателя по сравнению с прошлым годом (темп роста составил 122,6%), объем продаж увеличился на 86596 тыс. руб. (темп роста составил 110,16%).
Наблюдаемое увеличение
объема реализации связано не с возрастающим
количеством выпускаемой
В ФГУП «УАПО» работает 2635 человек промышленно-производственного персонала. Текучесть на рассматриваемом предприятии невысокая, коэффициент текучести кадров составил 0,06, причем за рассматриваемый период он практически не изменился. Среднегодовая заработная плата на одного работающего выросла на 0,79%, тогда как среднегодовая выработка продукции на одного работающего увеличилась на 8,35%. Коэффициент опережения равен 1,07. Превышение темпов роста производительности труда (выработки на одного работающего) над темпами роста заработной платы свидетельствует о снижении доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции.
Все имеющиеся на предприятии основные фонды делятся на промышленно-производственные 46,88% и непроизводственные основные фонды 53,12%.В абсолютном выражении промышленно-производственные фонды выросли на 29682 тыс. руб., что свидетельствует о постепенном обновлении производственной базы.
Все активы ФГУП «УАПО» составили 1097492 тыс.руб. В структуре активов увеличились к концу отчетного года как оборотные, так и внеоборотные средства предприятия. Уменьшились лишь величина денежных средства и их эквивалентов, входящих в активы. Задолженность покупателей возросла на 16298 тыс.руб. Запасы и затраты составляли в прошлом году 398305 тыс.руб., в отчётном году 431873 тыс.руб., но за счет роста объем реализации коэффициент оборачиваемости увеличился на 0,03.
Резервами для эффективного
повышения финансово-
Маркетинговая политика предприятия практически не ведется. Товаропродвижение и рост оборота продукции осуществляются за счет улучшения качества продукции, усовершенствования ее производственной и сбытовой политики.
Для того чтобы организации стабилизировать свое положение, необходимо провести ряд действий и мероприятий по улучшению финансово-экономических показателей деятельности ФГУП «УАПО» и выбрать оптимальную стратегию, которая поможет ему достичь нового уровня развития.
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ФГУП «УАПО»
3.1. Определение стратегии развития предприятия
Ключевым понятием в стратегическом развитии деятельности ФГУП «УАПО» является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.
В качестве стратегических направлений для ФГУП «УАПО» предлагается избрать активное, атакующее поведение: расширение доли на рынке и его конкретных сегментах, увеличение нормы прибыли, рост объема заключаемых договоров, рентабельности, запаса финансовой прочности и т. д. Маркетинговая стратегия направлена на завоевание стабильной рыночной позиции и сохранение конкурентоспособности.
Системное управление развитием ФГУП «УАПО» может быть представлено следующей последовательностью формируемых свойств: а) системная гибкость; б) системная адаптивность; в) системная конкурентоспособность. При этом задачи стратегической и оперативной деятельности можно разделить следующим образом.
Стратегическая деятельность ФГУП «УАПО» должна быть ориентирована, во-первых, на развитие потенциала для обеспечения самоорганизации и, во-вторых, на углубление и расширение методов управления организацией. Оперативная деятельность в этих условиях, опирающаяся на самоорганизацию ее элементов и подразделений, нацеливается на оперативное (ситуационное) использование свойства в конкурентной обстановке. Помимо этого, подразделения ФГУП «УАПО» должны работать над эффективным применением нового инструментария в конкретных ситуациях. Каждое самостоятельное подразделение ФГУП «УАПО» должно освоить задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара. Разнообразие производимого товара определяется уровнем гибкости оборудования. Конкретизация товарного ряда определяется на базе маркетинговых исследований, заказчиком на которые выступает собственно самостоятельное подразделение. Помимо этого подразделение должно постоянно вести поиск новой благоприятной рыночной ниши. Подобная форма самоорганизации самостоятельных подразделений обеспечивает развитие предприятия по главному критерию — выживанию.
Сформулируем основные мероприятия в рамках стратегии развития ФГУП «УАПО»:
Информация о работе Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия