Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:44, дипломная работа
Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его про¬изводителя, а решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятель¬ности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы явля¬ется разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
Таблица 2.4
Анализ влияния цен на объем реализации
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Изменение, (+,-) |
Темп изменения, % |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
852701 |
939297 |
86596 |
110,16 |
Количество изделий, тыс. шт. |
13 198,55 |
11 627,15 |
-1571 |
88,09 |
Средняя цена изделия, руб. |
64,61 |
80,78 |
16,18 |
125,04 |
Данные таблицы 2.4 свидетельствует о том, что увеличение объема реализации произошло не за счет увеличения количества выпускаемых товаров, поскольку данное количество достаточно существенно сократилось, а за счет повышения средней цены за изделие.
Таблица 2.5
Анализ сезонности продукции
Период |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Коэффициент сезонности |
Январь |
72456 |
0,93 |
Февраль |
73865 |
0,94 |
Март |
75314 |
0,96 |
Итого за 1 квартал |
221635 |
0,94 |
Апрель |
78548 |
1,00 |
Май |
80435 |
1,03 |
Июнь |
81237 |
1,04 |
Итого за 2 квартал |
240220 |
1,02 |
Июль |
81989 |
1,05 |
Август |
81093 |
1,04 |
Сентябрь |
79556 |
1,02 |
Итого за 3 квартал |
242638 |
1,03 |
Октябрь |
78044 |
1,00 |
Ноябрь |
77418 |
0,99 |
Декабрь |
79342 |
1,01 |
Итого за 4 квартал |
234804 |
1,00 |
Итого за год |
939297 |
Объем реализации изменяется в зависимости от сезонности, но незначительно, поскольку предприятие производит не только товары, пользующиеся сезонным спросом, но и всесезонные товары, например автомобильные свечи, двигатели и т.п.
2) Анализ состава и динамики численности работников организации представлены в таблицах 2.6, 2.7, 2.8. Рассмотрим состав трудовых ресурсов ФГУП «УАПО» (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Состав трудовых ресурсов
Наименование показателя |
Прошлый год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Изменения, % |
Весь персонал, в том числе: |
3000 |
3050 |
50 |
101,67 |
Промышленно-производственный персонал, в том числе |
2600 |
2635 |
35 |
101,35 |
рабочие |
1550 |
1585 |
35 |
102,26 |
служащие |
1050 |
1050 |
0 |
100,00 |
Непромышленный персонал |
400 |
415 |
15 |
103,75 |
Численность работников предприятия за исследуемый период изменилась незначительно – увеличилась на 50 человек, причем в основном за счет увеличения численности рабочих.
Таблица 2.7
Анализ текучести промышленно-
Наименование показателя |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменения (+ -) |
1.Среднесписочная |
3000 |
3050 |
50 |
2.Количество принятого на |
416 |
477 |
61 |
3.Количество уволенного с |
381 |
392 |
11 |
4.Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел. |
191 |
196 |
5 |
5. Количество работников, проработавших весь год, чел |
2569 |
2608 |
39,00 |
6.Коэффициент оборота по |
0,14 |
0,16 |
0,02 |
7.Коэффициент оборота по |
0,13 |
0,13 |
0,00 |
8. Коэффициент текучести кадров (п.4/п.1) |
0,06 |
0,06 |
0,00 |
9.Коэффициент постоянства |
0,86 |
0,86 |
0,00 |
10.Коэффициент замещения (п.2- |
0,01 |
0,03 |
0,02 |
Анализ текучести промышленно-
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов (табл. 2.8).
Таблица 2.8
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение (+,-) |
Темп изменения, % |
Объем реализации продукции (без НДС), тыс. руб. |
852701 |
939297 |
86596 |
110,16 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
3000 |
3050 |
50 |
101,67 |
Среднегодовая выработка продукции на одного работающего, тыс. руб. |
284,23 |
307,97 |
23,73 |
108,35 |
Среднегодовая заработная плата на одного работающего, тыс. руб. |
94,33 |
95,08 |
0,75 |
100,79 |
Коэффициент опережения отношения темпов изменения выработки к темпу изменения заработной платы |
- |
- |
- |
1,07 |
Среднегодовая выработка продукции на одного работающего выросла в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 8,35%, тогда как среднегодовая зарплата выросла всего на 0,79%. Коэффициент опережения равен 1,07. Превышение темпов роста производительности труда (выработки на одного работающего) над темпами роста заработной платы свидетельствует о снижении доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции и, следовательно, о снижении себестоимости. Это соответствует стратегии анализируемого предприятия – стратегии снижения издержек.
3) Анализ себестоимости продукции. В приведенных ниже таблицах проведем анализ затрат на производство и реализацию продукции по элементам затрат, рассчитаем затраты на 1 рубль реализации продукции.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Себестоимость товарной продукции (без коммерческих расходов) по ФГУП «УАПО» в динамике за последние 4 года составила:
Таблица 2.9
Динамика себестоимости товарной продукции
Показатель |
2003 |
2004 |
% изменения |
2005 |
% изменения |
Себестоимость товарной продукции |
610694 |
668360 |
109,4 |
713271 |
106,7 |
Выручка от продажи товаров и услуг |
870187 |
852701 |
98,0 |
939297 |
110,2 |
Валовая прибыль |
259493 |
184341 |
71,0 |
226026 |
122,6 |
На предприятии разработана методика калькулирования оптовой цены единицы продукции.
Производственные затраты собираются в начале по цехам, затем суммируются по предприятию в целом и производят расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат все цехов.
Важнейшим документом для выполнения работ по производству продукции является договор между заказчиком и производителем. Себестоимость одного изделия определяется делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий.
Как мы видим, на предприятии сформулирована своя методика калькуляции себестоимости единицы продукции. Сюда включены такие статьи как: гарантийный ремонт, специальные расходы.
Рассмотрим планируемую
себестоимость свечи
Таблица 2.10
Калькуляция затрат на производство свечи автомобильной А-11
№ п./п. |
Наименование статей |
Сумма в руб. | |
2006 |
2007 | ||
1 |
Сырьё и материалы |
1,89 |
2,00 |
2 |
Зарплата производственных рабочих |
0,81 |
0,86 |
3 |
Премия |
0,49 |
0,52 |
4 |
Районный коэффициент |
0,22 |
0,24 |
5 |
Выслуга лет |
0,05 |
0,05 |
6 |
Зарплата дополнительная |
0,14 |
0,15 |
7 |
Отчисление на соцстрах |
0,63 |
0,67 |
8 |
Цеховые расходы |
3,06 |
2,83 |
9 |
Общезаводские расходы |
1,48 |
1,23 |
10 |
Производственная себестоимость |
8,17 |
8,54 |
11 |
Коммерческие расходы |
0,18 |
0,17 |
12 |
Плановая себестоимость |
8,94 |
8,71 |
13 |
Прибыль |
1,86 |
3,19 |
14 |
Цена (без НДС) |
10,80 |
11,90 |
Важнейшими категориями рыночной экономике является цена и ценообразование. Цена - это денежное выражение стоимости товара, а ценообразование – процесс формирования цен, определение их уровней и соответствий.
В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарной сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие виды: оптовые цены на продукцию; розничные цены; закупочные цены; тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйством, физическим и юридическим лицам; цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
В ФГУП «УАПО» используются два вида цен, оптовая и розничная цена на готовую продукцию.
Цены на изделия в УАПО устанавливаются по методике определения рыночных цен на основе:
Проанализируем затраты на производство продукции.
Таблица 2.11
Затраты на производство продукции
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
базовый год |
отчет. год |
+,- |
баз. год |
отчет. год |
+,- | |
Материальные затраты |
363869 |
398355 |
34486 |
46,06 |
48,12 |
2,05 |
Затраты на оплату труда |
280930 |
289914 |
8984 |
35,56 |
35,56 |
-0,55 |
Сумма ЕСН |
97600 |
76048 |
-21552 |
12,36 |
9,19 |
-3,17 |
Амортизация основных фондов |
19455 |
26943 |
7488 |
2,46 |
3,25 |
0,79 |
Прочие затраты |
28056 |
36630 |
8574 |
3,55 |
4,42 |
0,87 |
Полная себестоимость |
789910 |
827890 |
37980 |
100 |
100 |
0,00 |
В том числе: переменные расходы |
479895 |
500708 |
20813 |
60,75 |
60,48 |
-0,27 |
постоянные расходы |
310015 |
327182 |
17167 |
39,25 |
39,52 |
0,27 |
Информация о работе Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия