Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:44, дипломная работа

Краткое описание

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его про¬изводителя, а решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятель¬ности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы явля¬ется разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 845.50 Кб (Скачать)

 

После вычета налога на прибыль и отложенных налоговых обязательств сумма чистой прибыли в 2005 году составила 119457 тыс.руб., а в 2004 году  81608 тыс.руб., рост составил 37849 тыс.руб., темп изменения 146,38%.

Полученная прибыль  распределяется прежде всего в резервный (страховой) фонд, а также в фонды потребления и фонды накопления (см. табл. 2.18).

Таблица 2.18.

Использование прибыли

Наименование показателя

На конец отчетного периода

Удельный вес (%) от балансовой прибыли

Балансовая прибыль (убыток)

207548

100,00

Платежи в бюджет.

53535

25,79

Отчисления в резервный (страховой) фонд.

47783

23,02

Отвлечено на:

   

-         фонды накопления

38351

18,48

-         фонды потребления

28429

13,70

-         благотворительные цели

-

-

-         другие цели

39450

19,01


 

Общая сумма прибыли является объемным показателем и не в полной мере характеризует эффективность деятельности предприятия. Для более полного анализа обратимся к показателям рентабельности (см. табл. 2.19).

 

Таблица 2. 19

Показатели рентабельности (%)

Показатель

2004

2005 г.

Рентабельность реализации

20,20

22,10

Рентабельность активов

17,15

18,91

Рентабельность чистых активов

19,29

20,29

Рентабельность собственного капитала

19,54

20,73

Рентабельность заемного капитала

139,83

215,08

Рентабельность продукции

25,32

28,36


Как видно из данных таблицы, рентабельность реализации за рассматриваемый  период возросла с 20,20% до 22,10%. Рентабельность активов и собственного капитала также увеличилась. Данные показатели достаточно значительны и свидетельствуют  о стабильном экономическом состоянии предприятия.

Проанализируем состав и структуру актива баланса (табл. 2.20). Как видно из данных таблицы, стоимость всего имущества возросла на 9,23%, в основном за счет основных средств, производственных запасов  и значительного увеличения дебиторской задолженности (на 38,47%).

Таблица 2. 20

Управление имуществом

Актив баланса

Абсолютная сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения

(+-)

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

тыс.  руб.

%

Стоимость всего имущества (всех активов), в том числе:

1004746

1097492

100

100

92746

109,23

 Недвижимое имущество (основные  средства и внеоборотные активы), из них:

499252

533220

49,69

48,59

33968

106,80

основные средства и капиталовложения

427307

437302

42,53

39,85

9995

102,34

 Оборотный капитал (текущие  активы), из них:

505494

564272

50,31

51,41

58778

111,63

производственные запасы

398305

431873

39,64

39,35

33568

108,43

денежные средства

18790

6314

1,87

0,58

-12476

33,60

средства в расчетах

80034

110823

7,97

10,10

30789

138,47

прочие оборотные средства

3135

10063

0,31

0,92

6928

320,99


Из указанных факторов только увеличение основных средств  может способствовать дальнейшему  развитию производства и повышению  его эффективности, поскольку ведет  к увеличению производственной мощности предприятия. Увеличение производственных запасов отрицательный фактор, поскольку это приводит к омертвению денежных средств в сырье и готовой продукции, затовариванию.

Далее проведем анализ пассива  баланса или изменения в источниках имущества (табл. 2.21). За рассматриваемый период значительно увеличился удельный вес собственного капитала в пассиве баланса – с 87,74 в 2004 году до 91,21 в 2005 году.

Таблица 2. 21

Изменения в источниках имущества

Пассив баланса

Абсолютная сумма, млн руб.

Удельный вес, %

Изменения

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

млн руб.

%

Всего источников имущества (весь капитал) в том числе:

1004746

1097492

100

100

92746

109,23

Собственный капитал из них:

881573

1000994

87,74

91,21

119421

113,55

собственный капитал в обороте

382321

467774

38,05

42,62

85453

122,35

Заемный капитал из них:

123209

96498

12,26

8,79

-26711

78,32

долгосрочные займы

11685

21868

1,16

1,99

10183

187,15

краткосрочные займы

0

23

0,00

0,00

23

-

кредиторская задолженность

111524

74607

11,10

6,80

-36917

66,90


 

Произошло снижение кредиторской задолженности на 36917 тыс. руб., или  на 33,1%. Удельный вес кредиторской задолженности  уменьшился с 11,1% до 6,8%.

Наибольшей оборачиваемостью обладает задолженность покупателей, коэффициент оборачиваемости 37,7 в  базовом году и 24,13 в отчетном году.

 

 

Таблица 2.22

Показатели оборачиваемости  средств

Показатели

Абсолютная сумма,

тыс. руб.

Коэффициенты оборачиваемости

Срок оборачиваемости, дни

Базовый год

Отчетный год

Изменения (+/-)

Базовый год

Отчетный год

Изменения (+/-)

Базовый год

Отчетный год

Изменения (+/-)

Объем реализации

852701

939297

86596

1

1

-

365

365

-

Все активы.

1004746

1097492

92746

0,85

0,86

0,01

430

426

-4

Запасы и затраты.

398305

431873

33568

2,14

2,17

0,03

170

168

-3

Задолженность покупателей.

22621

38919

16298

37,70

24,13

-13,56

10

15

5

Собственный капитал

881537

1000994

119457

0,97

0,94

-0,03

377

389

12


 

Оборачиваемость запасов  и затрат практически не изменилась. Оборачиваемость собственного капитала ухудшилась вследствие роста его объемов.

 

2.5. Маркетинговый  анализ деятельности ФГУП «УАПО»

 

Важным направлением в маркетинговой деятельности является анализ сильных и слабых сторон предприятия, внешних опасностей и возможностей. Рассмотрим внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность УАПО. (Таблицы 2.26 – 2.27).

 

Таблица 2.23

Внутренние факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Дешёвые материалы

Новые технологии

Сертификация  системы качества

Обновление оборудования

Расширение спектра  продукции

Дифференцированность продукции

Наличие устаревшей техники

Нехватка специалистов


 

 

Таблица 2.24

 

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

Наличие потенциальных  потребителей

Выход на новые рынки, в том числе на мировые рынки 

Неблагоприятная налоговая  политика государства

Повышение цен на энергоресурсы

Высокие таможенные пошлины


 

Одной из главных сильных  сторон предприятия является дифференцированность продукции, а следовательно, работа на различных рыночных сегментах  и минимизация риска тотального сокращения объемов спроса, за счет чего достигается стабильная и прибыльная работа предприятия.  Новые технологии и постоянное обновление оборудования позволяют расширять спектр производимой продукции и выходить на новые рынки, в том числе мировые. Однако наличие большого количества устаревшей техники и нехватка квалифицированных специалистов тормозят и затягивают внедрение современных приемов и методов.

Далее проведем обследование общего руководства «УАПО» с точки зрения компетенции, организационного климата  и возможности действовать (табл. 2.28).

Таблица 2.25

Обследование общего руководства

Обследование общего руководства  предприятия «УАПО»

1. Организационный климат:

 а) характер мышления

Предпочтение на действительность и акцент на будущее с учетом прошлого опыта. Предрасположенность к решению внутренних и внешних проблем

б) полномочия

Ценность власти в должностной  иерархии предприятия

в) культура

Отношение организации к переменам полное энтузиазма, к риску относится терпеливо, причиной перемен является постоянное стремление к обновлению

2. Компетенция:

Метод решения проблем  фирмы: апелляция к прошлому опыту; процедура решения проблем: сразу в масштабе всей фирмы; процесс управления: ориентация на знакомые показатели будущего; информация, используемая для управления: получаемая на основе фактических данных (бухгалтерских); организационная структура: линейно-функциональная; определение должностных обязанностей: узко регламентируемое; для принятия решений помогают машинные программы; стиль: основанный на политики (традициях).

3. Возможность действовать:

Вознаграждения и стимулы: труд руководителя оплачивается по достигнутым показателям, за вклад в рост и развитие предприятия; рычаги руководства: традиционные.

Информация о работе Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия