Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:44, дипломная работа
Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его про¬изводителя, а решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятель¬ности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы явля¬ется разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
После вычета налога на прибыль и отложенных налоговых обязательств сумма чистой прибыли в 2005 году составила 119457 тыс.руб., а в 2004 году 81608 тыс.руб., рост составил 37849 тыс.руб., темп изменения 146,38%.
Полученная прибыль распределяется прежде всего в резервный (страховой) фонд, а также в фонды потребления и фонды накопления (см. табл. 2.18).
Наименование показателя |
На конец отчетного периода |
Удельный вес (%) от балансовой прибыли |
Балансовая прибыль (убыток) |
207548 |
100,00 |
Платежи в бюджет. |
53535 |
25,79 |
Отчисления в резервный (страховой) фонд. |
47783 |
23,02 |
Отвлечено на: |
||
- фонды накопления |
38351 |
18,48 |
- фонды потребления |
28429 |
13,70 |
- благотворительные цели |
- |
- |
- другие цели |
39450 |
19,01 |
Общая сумма прибыли является объемным показателем и не в полной мере характеризует эффективность деятельности предприятия. Для более полного анализа обратимся к показателям рентабельности (см. табл. 2.19).
Таблица 2. 19
Показатели рентабельности (%)
Показатель |
2004 |
2005 г. |
Рентабельность реализации |
20,20 |
22,10 |
Рентабельность активов |
17,15 |
18,91 |
Рентабельность чистых активов |
19,29 |
20,29 |
Рентабельность собственного капитала |
19,54 |
20,73 |
Рентабельность заемного капитала |
139,83 |
215,08 |
Рентабельность продукции |
25,32 |
28,36 |
Как видно из данных таблицы, рентабельность реализации за рассматриваемый период возросла с 20,20% до 22,10%. Рентабельность активов и собственного капитала также увеличилась. Данные показатели достаточно значительны и свидетельствуют о стабильном экономическом состоянии предприятия.
Проанализируем состав
и структуру актива баланса (табл.
2.20). Как видно из данных таблицы,
стоимость всего имущества
Актив баланса |
Абсолютная сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменения (+-) | |||
на начало года |
на конец года |
на начало года |
на конец года |
тыс. руб. |
% | |
Стоимость всего имущества (всех активов), в том числе: |
1004746 |
1097492 |
100 |
100 |
92746 |
109,23 |
Недвижимое имущество ( |
499252 |
533220 |
49,69 |
48,59 |
33968 |
106,80 |
основные средства и капиталовложения |
427307 |
437302 |
42,53 |
39,85 |
9995 |
102,34 |
Оборотный капитал (текущие активы), из них: |
505494 |
564272 |
50,31 |
51,41 |
58778 |
111,63 |
производственные запасы |
398305 |
431873 |
39,64 |
39,35 |
33568 |
108,43 |
денежные средства |
18790 |
6314 |
1,87 |
0,58 |
-12476 |
33,60 |
средства в расчетах |
80034 |
110823 |
7,97 |
10,10 |
30789 |
138,47 |
прочие оборотные средства |
3135 |
10063 |
0,31 |
0,92 |
6928 |
320,99 |
Из указанных факторов только увеличение основных средств может способствовать дальнейшему развитию производства и повышению его эффективности, поскольку ведет к увеличению производственной мощности предприятия. Увеличение производственных запасов отрицательный фактор, поскольку это приводит к омертвению денежных средств в сырье и готовой продукции, затовариванию.
Далее проведем анализ пассива
баланса или изменения в
Таблица 2. 21
Изменения в источниках имущества
Пассив баланса |
Абсолютная сумма, млн руб. |
Удельный вес, % |
Изменения | |||
на начало года |
на конец года |
на начало года |
на конец года |
млн руб. |
% | |
Всего источников имущества (весь капитал) в том числе: |
1004746 |
1097492 |
100 |
100 |
92746 |
109,23 |
Собственный капитал из них: |
881573 |
1000994 |
87,74 |
91,21 |
119421 |
113,55 |
собственный капитал в обороте |
382321 |
467774 |
38,05 |
42,62 |
85453 |
122,35 |
Заемный капитал из них: |
123209 |
96498 |
12,26 |
8,79 |
-26711 |
78,32 |
долгосрочные займы |
11685 |
21868 |
1,16 |
1,99 |
10183 |
187,15 |
краткосрочные займы |
0 |
23 |
0,00 |
0,00 |
23 |
- |
кредиторская задолженность |
111524 |
74607 |
11,10 |
6,80 |
-36917 |
66,90 |
Произошло снижение кредиторской задолженности на 36917 тыс. руб., или на 33,1%. Удельный вес кредиторской задолженности уменьшился с 11,1% до 6,8%.
Наибольшей оборачиваемостью обладает задолженность покупателей, коэффициент оборачиваемости 37,7 в базовом году и 24,13 в отчетном году.
Таблица 2.22
Показатели оборачиваемости средств
Показатели |
Абсолютная сумма, тыс. руб. |
Коэффициенты оборачиваемости |
Срок оборачиваемости, дни | ||||||
Базовый год |
Отчетный год |
Изменения (+/-) |
Базовый год |
Отчетный год |
Изменения (+/-) |
Базовый год |
Отчетный год |
Изменения (+/-) | |
Объем реализации |
852701 |
939297 |
86596 |
1 |
1 |
- |
365 |
365 |
- |
Все активы. |
1004746 |
1097492 |
92746 |
0,85 |
0,86 |
0,01 |
430 |
426 |
-4 |
Запасы и затраты. |
398305 |
431873 |
33568 |
2,14 |
2,17 |
0,03 |
170 |
168 |
-3 |
Задолженность покупателей. |
22621 |
38919 |
16298 |
37,70 |
24,13 |
-13,56 |
10 |
15 |
5 |
Собственный капитал |
881537 |
1000994 |
119457 |
0,97 |
0,94 |
-0,03 |
377 |
389 |
12 |
Оборачиваемость запасов и затрат практически не изменилась. Оборачиваемость собственного капитала ухудшилась вследствие роста его объемов.
2.5. Маркетинговый
анализ деятельности ФГУП «
Важным направлением в маркетинговой деятельности является анализ сильных и слабых сторон предприятия, внешних опасностей и возможностей. Рассмотрим внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность УАПО. (Таблицы 2.26 – 2.27).
Таблица 2.23
Внутренние факторы | |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Дешёвые материалы Новые технологии Сертификация системы качестваОбновление оборудования Расширение спектра продукции Дифференцированность продукции |
Наличие устаревшей техники Нехватка специалистов |
Таблица 2.24
Внешние факторы | |
Возможности |
Угрозы |
Наличие потенциальных потребителей Выход на новые рынки, в том числе на мировые рынки |
Неблагоприятная налоговая политика государства Повышение цен на энергоресурсы Высокие таможенные пошлины |
Одной из главных сильных сторон предприятия является дифференцированность продукции, а следовательно, работа на различных рыночных сегментах и минимизация риска тотального сокращения объемов спроса, за счет чего достигается стабильная и прибыльная работа предприятия. Новые технологии и постоянное обновление оборудования позволяют расширять спектр производимой продукции и выходить на новые рынки, в том числе мировые. Однако наличие большого количества устаревшей техники и нехватка квалифицированных специалистов тормозят и затягивают внедрение современных приемов и методов.
Далее проведем обследование общего руководства «УАПО» с точки зрения компетенции, организационного климата и возможности действовать (табл. 2.28).
Таблица 2.25
Обследование общего руководства
Обследование общего руководства предприятия «УАПО» | |
1. Организационный климат: а) характер мышления |
Предпочтение на действительность и акцент на будущее с учетом прошлого опыта. Предрасположенность к решению внутренних и внешних проблем |
б) полномочия |
Ценность власти в должностной иерархии предприятия |
в) культура |
Отношение организации к переменам полное энтузиазма, к риску относится терпеливо, причиной перемен является постоянное стремление к обновлению |
2. Компетенция: |
Метод решения проблем фирмы: апелляция к прошлому опыту; процедура решения проблем: сразу в масштабе всей фирмы; процесс управления: ориентация на знакомые показатели будущего; информация, используемая для управления: получаемая на основе фактических данных (бухгалтерских); организационная структура: линейно-функциональная; определение должностных обязанностей: узко регламентируемое; для принятия решений помогают машинные программы; стиль: основанный на политики (традициях). |
3. Возможность действовать: |
Вознаграждения и стимулы: труд руководителя оплачивается по достигнутым показателям, за вклад в рост и развитие предприятия; рычаги руководства: традиционные. |
Информация о работе Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия