Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:56, курсовая работа
Целью работы является обоснование содержания конкурентных преимуществ во взаимосвязи с конкурентоспособностью и определение на основе полученных теоретических выводов и результатов практических рекомендаций по их диагностике и развитию на уровне предприятия.
В соответствии с целью исследования в работе предполагается решить следующие взаимосвязанные задачи:
- описать место конкурентоспособности предприятия в системе стратегического менеджмента;
- дать понятие конкурентных преимуществ фирмы;
- определить основные принципы и последовательность проведения анализа конкурентоспособности фирмы;
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Конкурентоспособность организации в системе стратегического менеджмента……………………………………………………………………..6
1.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы………..6
1.2 Анализ конкурентоспособности фирмы…………………………………10
Глава 2. Конкурентные преимущества ООО «Элемент» как основа выбора стратегии развития………………………………………………………………15
2.1. Характеристика предприятия ООО «Элемент»………………………...…15
2.2. Анализ внешних и внутренних конкурентных преимуществ……………17
2.3. Ключевые факторы успеха ООО «Элемент» и их использование для сохранения конкурентных преимуществ………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список….……………………………………….………...34
Но здесь сложно однозначно предсказать направленность реакции: как положительные, так и отрицательные тенденции мирового полупроводникового рынка могут вызвать непредвиденные последствия внутри российского рынка. Увеличение объема продаж отечественных электронных компонентов может означать снижение продаж компонентов зарубежных компаний, так как все большее число крупных российских потребителей ВПК переходят на отечественные детали, чего нельзя сказать о рынке в целом, и в частности, о компонентах повышенного уровня качества [9].
Для нынешней ситуации все неоднозначно: мировой финансовый кризис может затронуть крупных зарубежных производителей — продажи импортных компонентов могут и снизиться.
3) Поставщики.
Поставщиками российских компаний можно назвать следующих агентов рынка:
- зарубежные производители компонентов;
Производители не вполне могут диктовать цены в силу того, что за исключением компонентов повышенного уровня качества практически всегда можно подобрать функциональные аналоги у другого, более гибкого производителя. Если речь заходит о компонентах военного или космического назначения, то здесь вступают в силу другие законы, когда производитель знает, что аналогов для его продукции нет, и он – хозяин положения.
- крупные европейские и американские дистрибьюторы;
- независимые брокеры.
4) Потребители
Потребители российских компаний-поставщиков в основной своей массе — российские же предприятия электротехнической, автомобилестроительной и других отраслей. Эти потребители могут воздействовать негативно по следующим позициям:
1. Неплатежи за отгруженную продукцию. В связи с общими российскими проблемами часто имеет место задолженность со стороны потребителей. Это влияет на скорость оборота денежных средств и существенно затрудняет работу.
2. Неопределенность будущего. Это также существенная проблема — у большинства потребителей нет четкого плана поставок, так как нет четкого плана продаж (все зависит от заказов). Таким образом, это давит на компании-поставщики и также ставит их планы под угрозу.
5) Заменители
Понимание заменителей (субститутов) несколько шире, чем просто товаров-заменителей. С точки зрения возможного конкурентного воздействия для предприятий-поставщиков можно выделить основной субститут, который мешает успешно реализовывать продукцию – это компоненты, выпускаемые отечественными производителями полупроводниковой продукции. В настоящее время их влияние на рынок не так велико, т.к. существенно отличается уровень качества продукции, но в долгосрочной перспективе это влияние неуклонно будет возрастать.
Конкуренция для поставщиков будет осложнена также повышением требований к уровню качества и надежности используемых электронных компонентов, особенно в рамках таких проектов, как ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), проходящих под непосредственным контролем Правительства и Президента Российской Федерации.
Итак, на сегодняшний день на рынке электронных компонентов протекают процессы, которые наблюдаются в тех странах, где формирование этого рынка закончилось несколько лет назад. Речь идет о слияниях и поглощениях среди поставщиков — процесс, который неизбежно ведет к повышению концентрации предложения на рынке и росту его монополизированности [5]. Основными входными барьерами в отрасль можно считать следующие:
экономия на масштабах (крупные и состоявшиеся фирмы имеют гораздо более дешевые каналы поставки, нежели малые, а соответственно и издержки);
приверженность потребителей компаниям, которые их более или менее устраивают, или с которыми они работали с самого начала, нежелание экспериментировать с новыми непроверенными поставщиками.
необходимость получения статуса «второго поставщика» для осуществления поставок для государственных нужд, в том числе, по крупномасштабным проектам.
эксклюзивные долгосрочные соглашения с производителями компонентов, приводящие к тому, что вновь входящим на рынок хозяйствующим субъектам сложно их получить.
Возникновение и постоянное освоение конкурентами новых предложений от производителей, новых технологий, их инициативная рекламная политика, наличие инвестиционного потенциала, а также возрастающий спрос на новые, более качественные компоненты и технологии со стороны потребителей электронных компонентов создают объективную необходимость для компании «Элемент» активно включаться в борьбу за потенциальных клиентов и ресурсы. Резюме анализа внешних конкурентных преимущества предприятия представлено в таблице № 1:
Таблица № 1
Анализ внешних конкурентных преимуществ
Внешние конкурентные преимущества | Вес фактора | Оценка фактора | Взвешенная оценка |
Возможности | |||
1. Рост объема финансирования крупномасштабных коммерческих проектов | 0,20 | 5 | 1,00 |
2. Появление новых технологий и продуктов у производителей компонентов |
0,10 |
3 |
0,30 |
3. Развитие у мелких и средних производителей потребности в качественной элементной базе | 0,10 | 1 | 0,10 |
4. Инвестиционный потенциал отрасли (наличие инвесторов, спонсорского капитала) | 0,15 | 4 | 0,60 |
5. Появление квалифицированного персонала | 0,05 | 3 | 0,15 |
Угрозы | |||
1. Конкуренция на внутреннем рынке | 0,10 | 4 | 0,4 |
2. Ограничения на экспорт высококачественных компонентов в Россию | 0,05 | 1 | 0,05 |
3. Переход на использование отечественных компонентов | 0,10 | 4 | 0,40 |
4. Проникновение на рынок дешевых компонентов китайского производства | 0,07 | 3 | 0,21 |
5. Новые технологии конкурентов | 0,08 | 2 | 0,16 |
Суммарная оценка | 1,0 | 33,7 | 3,37 |
Суммарная взвешенная оценка равна 3,37, следовательно, реакция предприятия на факторы внешней среды находится на среднем уровне, что связано с недостаточным вниманием к такой важной составляющей внешней среды, как изучение спроса, динамики потребностей реальных и потенциальных потребителей услуг компании, а также состояния и развития конкурентной среды.
Перечень и оценка сильных и слабых сторон компании «Элемент» представлены в таблице № 2:
Таблица № 2
Анализ внутренних конкурентных преимуществ
Внутренние конкурентные преимущества | Вес фактора | Оценка фактора | Взвешенная оценка |
Сильные стороны | |||
1. Высокое качество поставляемых компонентов | 0,20 | 5 | 1,0 |
2. Наличие квалифицированного персонала | 0,10 | 4 | 0,4 |
3. Широкий ассортимент продукции | 0,05 | 3 | 0,15 |
4. Разумная ценовая политика (предоставление скидок клиентам) | 0,05 | 4 | 0,2 |
5. Возможность дополнительных испытаний | 0,05 | 4 | 0,2 |
6. Стабильное положение на рынке | 0,10 | 3 | 0,3 |
Слабые стороны | |||
1. Пассивная рекламная деятельность | 0,15 | 2 | 0,3 |
2. Отсутствие в структуре предприятия системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей)/ независимой консультационной поддержки |
0,15 |
2 |
0,3 |
3. Длительные сроки поставки | 0,15 | 4 | 0,6 |
Суммарная оценка | 1,0 | 34,5 | 3,45 |
Из анализа слабых и сильных сторон деятельности предприятия следует, что управление внутренними ресурсами и потенциалом с учетом недостатков находится также на среднем уровне (хотя и несколько выше общей оценки учета внешних факторов), так как суммарная оценка составляет 3,45 балла. Недостаточное внимание менеджмента к рекламной стороне деятельности компании, отсутствие оперативной систематической информации о потребностях клиентов, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, и длинные сроки поставки, не позволяющие адекватно реагировать на изменяющиеся потребности заказчика предприятия (что особенно важно в данной сфере деятельности, тесно связанной с инновационными процессами), значительно ослабляет конкурентные преимущества компании «Элемент» на рынке поставщиков импортных электронных компонентов.
В данном разделе также необходимо дать оценку конкурентным преимуществам анализируемого предприятия относительно предприятий-конкурентов. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить, в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества:
По предприятиям-поставщикам электронной промышленности Центрального Федерального округа (т. е. того региона, в котором работает ООО «Элемент») была произведена выборка фирм:
поставляющих аналогичную продукцию, т. е. фирм – поставщиков импортных электронных компонентов
удовлетворяющих ту же потребность покупателей, но работающих с отечественными электронными компонентами.
Всего получилось 13 фирм, торгующих отечественными электронными компонентами и 35 фирм-поставщиков импортных комплектующих.
В дальнейшем были выделены наиболее близкие компании конкуренты по следующим параметрам:
аналогичность продукции;
доля рынка;
темпы роста.
Получили 3 ближайших конкурента Поставщики импортных электронных компонентов: «Компэл», «Платан» и «Аргуссофт».
Целесообразно оценить конкурентные преимущества ООО «Элемент» и сравнить их с предприятиями-конкурентами в таблице 3.
Определим весомость факторов конкурентного преимущества:
1. качество поставляемой продукции – 0,2;
2. цена – 0,2;
3. уровень квалификации специалистов – 0,1;
4. месторасположение – 0,1;
5. имидж – 0,1;
6. маркетинг (реклама) – 0,1;
7. сроки поставки – 0,1;
8. ширина «линейки» поставки – 0,1
Оценивать факторы конкурентного преимущества предлагаем от 1 до 10 баллов.
Таблица № 3
Конкурентные преимущества компании ООО «Элемент» и его конкурентов
Фактор | Удельный вес | «Компэл» | «Платан» | «Аргуссофт» | «Элемент» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Качество поставляемой продукции | 0,2 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 2,0 |
2. Цена | 0,2 | 1,2 | 1, 4 | 1,4 | 1,2 |
3. Уровень квалификации специалистов | 0,1 | 0,9 | 0,5 | 0,8 | 0,7 |
4.Месторасположение | 0,1 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 0,6 |
5. Имидж | 0,1 | 0.7 | 0,5 | 0,8 | 0,8 |
6. Маркетинг (реклама) | 0,1 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
7. Сроки поставки | 0,1 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,6 |
8. Ширина «линейки» поставки | 0,1 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Итого: | 1 | 7,1 | 7,2 | 8,0 | 7,3 |
Информация о работе Конкурентные преимущества, как основа выбора стратегии развития предприятия