Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:56, курсовая работа
Целью работы является обоснование содержания конкурентных преимуществ во взаимосвязи с конкурентоспособностью и определение на основе полученных теоретических выводов и результатов практических рекомендаций по их диагностике и развитию на уровне предприятия.
В соответствии с целью исследования в работе предполагается решить следующие взаимосвязанные задачи:
- описать место конкурентоспособности предприятия в системе стратегического менеджмента;
- дать понятие конкурентных преимуществ фирмы;
- определить основные принципы и последовательность проведения анализа конкурентоспособности фирмы;
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Конкурентоспособность организации в системе стратегического менеджмента……………………………………………………………………..6
1.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы………..6
1.2 Анализ конкурентоспособности фирмы…………………………………10
Глава 2. Конкурентные преимущества ООО «Элемент» как основа выбора стратегии развития………………………………………………………………15
2.1. Характеристика предприятия ООО «Элемент»………………………...…15
2.2. Анализ внешних и внутренних конкурентных преимуществ……………17
2.3. Ключевые факторы успеха ООО «Элемент» и их использование для сохранения конкурентных преимуществ………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список….……………………………………….………...34
Конкурентное преимущество в качестве поставляемой продукции на сегодняшний день является основным в поставках импортных электронных компонентов и в этой связи следует отметить, что вес этого преимущества у ООО «Элемент» значительный по сравнению с такими конкурентами как «Компэл» и «Платан», т.к. все поставляемые компоненты проходят тщательный входной контроль и дополнительное тестирование на соответствие функциональным параметрам у официального партнера компании в Испании (Alter Spain).
Уровень квалификации специалистов ООО «Элемент» намного лучше, чем у «Платана», но значительно уступает остальным конкурентам, однако следует отметить, что ввиду тесного сотрудничества с испанскими партнерами, обладающими широким спектром высокопрофессиональных специалистов именно технического профиля нет острой необходимости в содержании большого штата технических специалистов и консультантов. Тем не менее, происходит постоянное повышение квалификации имеющихся сотрудников.
Месторасположение ООО «Элемент» относительно невыгодное с точки зрения охвата российского рынка, т.к. основная часть потребителей поставляемой продукции находится в Москве и Московской области, но становится преимуществом, если речь заходит о внутреннем рынке нашего региона, т.к. для немалого количества рязанских предприятий электронной промышленности удобнее работать с поставщиком, расположенным в непосредственной близости.
ООО «Элемент» регулярно принимает активное участие в различных международных специализированных выставках «Экспоэлектроника», «Связь-Экспоком», «ЧипЭкспо», которые проводятся в Москве. Выпускает брошюры, буклеты, адресованные потенциальным потребителям, широко использует возможности директ-маркетинга.
Имидж у компании благоприятный. Это связано, конечно, в первую очередь с гарантированным качеством компонентов.
Компания предлагает довольно широкую «линейку» поставок – большое количество представленных производителей радиоэлектронной продукции. Единственное ограничение – отсутствует возможность поставки штучных количеств недорогих комплектующих, что вызвано высокими затратами на проведение входного контроля и лабораторных испытаний.
Сроки поставки стандартные, но на 1-2 недели дольше, чем у конкурентов, т.к. это время часто необходимо на проведение дополнительных испытаний.
Общий вес конкурентных преимуществ ООО «Элемент» составляет 7,7, тогда как у его конкурентов «Компэл» и «Платан» - 7,1 и 7,2 соответственно. Однако, наибольший вес у компании «Аргуссофт» - 8,0.
Поскольку при участившихся случаях использования контрафактных компонентов и невозможности их использования основными потребителями – производителями аэрокосмической промышленности основным критерием при закупке импортной элементной базы является качество компонентов, то можно с уверенностью сделать вывод, что ООО «Элемент» имеет главное конкурентное преимущество – гарантированное качество. Также следует отметить, что необходимо продолжать работу по совершенствованию логистических схем поставки, чтобы максимально сократить сроки, которые часто являются одним из основных критериев выбора поставщика.
Анализ показал, что у компании «Элемент» довольно сильные по сравнению с ближайшими конкурентами позиции. Российский потребитель уже не доволен относительно низким качеством товара, ввозимого из Китая и других юго-азиатских стран. В то же время крупные компании, занятые в отраслях радиоэлектронной промышленности могут себе позволить покупать дорогие и более качественные компоненты европейского и американского производства. Таким образом, была выявлена часть рыночной ниши, которую можно занять. Необходимые условия: качество, приемлемые цены, оптимальные сроки поставки.
В этой связи на основе проведенного анализа ООО «Элемент» необходимо разработать такие мероприятия, которые позволили бы данному предприятию существенно улучшить свои конкурентные преимущества, а также сформировать новые для повышения эффективности своей деятельности.
2.3. Ключевые факторы успеха ООО «Элемент» и их использование для сохранения конкурентных преимуществ
Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности организации позволяют выделить несколько основных задач, стоящих перед ООО «Элемент» на современном этапе:
1) необходимость расширения каналов поставки с целью оптимального удовлетворения потребностей заказчика;
2) систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия;
Необходима совместная с потребителем проработка оптимальной для него схемы и заложенной в его разработку комплектации. Должно вырабатываться готовое решение, т.е. не просто производиться комплектация, но и разрабатываться схемотехнические и конструктивные решения для заказчика или идти подробный анализ перспективности применения заложенных в разработку компонентов.
3) разработка и реализация новых видов услуг с целью дальнейшей дифференциации услуг и, что соответствует, результатам анализа конкурентов;
4) коррекция ценовой политики.
Необходимо также учитывать, что ключевыми факторами успеха в данной отрасли являются:
- качество продукции;
- компетентность в инновациях в продукции;
- быстрая доставка;
- точное удовлетворение покупательских запросов;
- гарантии покупателям;
- "ноу-хау" в контроле качества.
Следовательно, стратегия компании «Элемент» должна быть нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области ценообразования. Целесообразно предложить компании придерживаться стратегии роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества. Данная альтернатива характерна для динамично развивающихся отраслей с быстро изменяющимися технологиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка стратегии предприятия на основе комплексного изучения и анализа показателей деятельности организации с помощью различных методов оценки конкурентных преимуществ, стратегических факторов внешней и внутренней среды – важное условие эффективного функционирования и развития любого предприятия в долгосрочной перспективе.
Анализ конкурентных преимуществ организации — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и, не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
В рамках настоящей курсовой работы рассмотрены проблемы определения конкурентных преимуществ предприятия на примере компании – поставщика импортных электронных компонентов ООО «Элемент».
В первой главе работы подробно описано место конкурентоспособности предприятия в системе стратегического менеджмента, определены понятия конкурентных преимуществ фирмы, основные принципы и последовательность проведения анализа конкурентоспособности фирмы.
Во второй главе курсовой работы выявлены особенности формирования конкурентных преимуществ компаний на российском рынке электронных компонентов, что позволило провести детальный анализ внутренних и внешних конкурентных преимуществ ООО «Элемент». На основе этого анализа были определены ключевые факторы конкурентных преимуществ для выбора стратегии развития предприятия.
Внедрение рекомендуемой стратегии будет способствовать росту конкурентных преимуществ организации, что позволит значительно повысить уровень конкурентоспособности ООО «Элемент».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азоев А.Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208с.
2. Баринов В. А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - № 6. – с. 3 – 13.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление.: Учебник – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2000. – 296с.
4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: ТРТУ, 1995. – 94 с.
5. Гончаров Ю. Дистрибьюторы ЭК. Возможности, цели, оптимальное взаимодействие. // Новая электроника России. – 2008.
6. Коневская И.В. Методы достижения предприятием конкурентных преимуществ на мировом рынке. – http://www.rusnauka.com
7. Михеев К.Н., Табачникас Б.И. Особенности формирования конкурентных преимуществ компаний на российском рынке ИТ – услуг. – http://www.jurnal.org
8. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. -Инфо, 2000. – 96 с.
9. Нищев С.К. Комплексный анализ конкуренции в отечественных наукоемких отраслях на примере производителей полупроводниковых компонентов. // Маркетинг в России и за рубежом.-2004.-№2.-С. 119-129.
10. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.
11. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 715 с.
Информация о работе Конкурентные преимущества, как основа выбора стратегии развития предприятия