Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие власти и принцип разделения властей в государственном механизме.
Считаю необходимым для достижения указанной цели решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность властных отношений;
- рассмотреть понятие и признаки государственной власти;
- дать характеристику легальной и легитимной государственной власти;
- изучить исторические факторы, повлиявшие на зарождение принципа разделения властей;
- представить существующие ветви власти в системе разделения властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1. Сущность и виды государственной власти……………………………..
5

1.1. Властные отношения: понятия и сущность власти………………..
5

1.2. Понятие и признаки государственной власти……………………..
8

1.3. Легальная и легитимная государственная власти…………………
12
2. Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма……………………………………………….

18

2.1. Исторические основы теории разделения властей……………….
18

2.2. Ветви власти в системе разделения властей………………………
22

2.2.1. Представительная власть в системе разделения властей…….
22

2.2.2. Исполнительная власть в системе разделения властей………
25

2.2.3. Судебная власть в системе разделения властей………………
29
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Понятие власти. Принцип разделения властей в государственном механизме.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

Между тем функционирующая  на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная  сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или  групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. [8]

Особенностью государственной  власти является и то, что ее субъект  и объект обычно не совпадают, властвующий  и подвластные чаще всего отчетливо  разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом  выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные  лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. [1]

Ещё одна важнейшая особенность  государственной власти состоит  в том, что она проявляется  в деятельности государственных  органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной  власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная  власть есть концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и  учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних  посягательств путём использования  различных методов, в том числе  и государственного принуждения  и военной силы. [9, с. 24 - 25]

Государство для выполнения своих  функций создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.  

В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие.

В узком смысле под государственным  аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие и исполнительные органы. [10, с. 47]

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют  отличать их от других органов:

- правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

- наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

- действуют от имени государства;

- издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых) в пределах установленной для них компетенции.

Система органов государства, так  же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с  изменением задач, возложенных на тот  или иной орган, может подвергаться изменениям и структура органа.  

На систему государственных  органов значительное влияние оказывают  форма правления и государственное  устройство. [6]

 

1.3. Легальная и легитимная государственная власти

Термин "легитимность" возник в  начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие  от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание  населением данной власти, ее права  управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также  термин "легальность" власти. Легальность  и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность - это доверие и  оправдание власти, потому она тесно  связана с моральной оценкой  власти.

Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без  принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование  силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает  к аргументации своих действий, обращаясь  к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деле-ние людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них. [11]

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются  как нерушимые. Обычаи выступают  основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так  было всегда. Власть традиций такова, что  если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они  могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь  воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

В модернизирующемся обществе, еще  не освоившем демократический тип  управления, распространен харизматический  тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.).

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет  свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе в главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

Легальная власть основывается на признании  юридических норм, конституции, которые  регулируют отношения управления и  подчинения. Эти нормы открыты  для изменений, для чего имеются  установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает  свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

В период радикальных социально-экономических  изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим  уже утратил легитимность, новый  еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким  способом он попытает утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать из двух последних.

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и  уважение к власти основывается на признании законными ведущими к  ней путями. В обществе формируется  согласие относительно "правил игры" на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.

Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.

Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.

В литературе выделяются следующие  средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном  и техническом обеспечении политического  курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной  аргументацией является деление  участников политических отношений  на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным тра-дициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

В наше время многие государства  переживают кризис легитимности, что  проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это  сопровождается утратой доверия  к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих  политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют  считаться с интересами и запросами  масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты. [12, с. 23 - 25]

Информация о работе Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма