Разделение властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей 6
Глава II. Принцип разделения властей в России 18


Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
Становление принципа разделения властей в России
Глава II. Принцип разделения властей в России
2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП - Разделение властей.docx

— 57.21 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Глава I. Появление и становление концепции разделения властей 6

Глава II. Принцип разделения властей в России 18

 

 

Введение

Глава I. Появление и становление концепции разделения властей

Возникновение и  развитие концепции разделения властей, её сущность

 Становление  принципа разделения властей  в России

Глава II. Принцип разделения властей в России

2.1 Принцип разделения  властей в Конституции РФ 1993 года

2.2 Проблемы реализации  конституционного принципа разделения  властей в современной России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

Введение

разделение власть государственная

Принцип разделения властей  является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим  возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в  одних руках.

С коренной реконструкцией государства  и соответствующих государственных  структур, начавшийся на рубеже 80–90-х  годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной  цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное  внимание со стороны отечественных  теоретиков права.

Таким образом, базовым принципом  государственного строительства является принцип разделения властей. На этом фундаменте возводится каркас государства  в большинстве стран, одновременно, он служит той функциональной основой, которая обеспечивает не просто нормальную, а эффективную деятельность государственного механизма, способствует оптимальному развитию отношений в обществе.

Разделение государственной  власти на ветви, самостоятельные по отношению друг к другу, призвано обеспечивать, в конечном итоге, необходимое  соотношение интересов, который  и делает власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством  реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться  конституционным путем и через  правовую процедуру (Конституционный  Суд).

Целью данной работы является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения  следующих задач:

рассмотреть появление и  становление концепции разделения властей;

раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;

исследовать принцип  разделения властей в Конституции  Российской Федерации 1993 года;

проанализировать  проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной  России.

Различные аспекты  рассматриваемой проблемы нашли  отражение в работах С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, А.М. Барнашова, Г.В. Барабашева, Р.Ф. Васильева, Б.Н.Габричидзе, С.Э.Жилинского, Д.Л. Златопольского, Н.Г. Кобеца, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, С.В. Соловьевой, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Н.В. Черноголовкина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы, Б.С. Эбзеева, Л.М. Энтина и др.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Появление и становление концепции  разделения властей

1.1 Возникновение и развитие теории  разделения властей, ее сущность

 

Теория разделения властей  зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии  против феодального абсолютизма, борьбой  с системой, тормозившей развитие общества и государства. Многие исследователи  полагают, что наиболее последовательно  теория разделения государственной  власти развита в работах французского философа Ш.Л. Монтескье (1689-1753). Что, безусловно, было связано с новой фазой  идеологии Возрождения - французским  Просвещением.

Монтескье различает три  ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. "В каждом государстве  есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского". Эти ветви распределены между  различными органами; будучи взаимно  несоподчиненными, они должны сдерживать друг друга. В работе "О духе законов" Монтескье предложил проект свободного государства, основанного на разделении власти. Сущность разделения власти в  его интерпретации - обеспечить безопасность граждан от произвола и злоупотребления  власти, защитить их политическую свободу  и сделать право настоящим  регулятором отношений между  гражданами и правительством.

Свободы, при которой ни один гражданин не боится другого, не будет, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Соединение судебной ветви власти с  исполнительной грозит превращением судьи  в угнетателя.

Ш.Л. Монтескье, который обобщил  и комплексно развил концепцию разделения власти, заслуженно считается наиболее авторитетным идеологом данной доктрины, воплотившейся в практику государственного строительства Франции и многих других стран.1

Д. Локк и Ш.Л. Монтескье, формулируя концепцию разделения государственной  власти, несомненно, стремились ограничить власть монарха по отношению к  подданным, пытались поставить заслон чрезмерной концентрации власти в руках  одного человека, ограничить возможности  злоупотребления властью, установить взаимный контроль и взаимное ограничение  разных ветвей власти. Тем не менее  сам принцип разделения власти и  механизм его реализации эти авторы трактовали различно.

Труды Д. Локка и Ш.Л. Монтескье  не ограничивались проблемами наиболее разумного государственного устройства, сердцевиной их воззрений были их представления о правах и свободах, демократии. Их последователи творчески  развили учения своих предшественников. Так, Жан Жак Руссо (1712-1778) в трактате "Об общественном договоре" обосновал  идею народного суверенитета, в соответствии с которой источником и носителем  власти в государстве признавался  народ.2 Таким образом, принцип разделения государственной власти был соединен с осознанием сущности власти как исходящей от народа воли, где народ является единственным источником власти.

Теория разделения государственной  власти оказала существенное воздействие  на становление и развитие государственности  в США посредством своего закрепления  и реализации в Конституции 1787 г. Но еще ранее этот принцип был конституционно и организационно сформулирован в Декларации независимости (1776 г.), а дальнейшее развитие получил в Билле о правах (1791 г.). Отцы Конституции США, влиятельные политики того времени, такие как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, утверждали, что "сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одних и тех же руках, или одного, или немногих, или у всех по любому основанию действительно приводит к появлению тирании". А единственным средством против тирании, считал 4-й президент США (1809-1817) Дж. Мэдисон, может быть только разделение властей.

Дж.Мэдисон утверждал, что "три ветви власти - разве только они связаны и слиты, с тем  чтобы каждая осуществляла конституционный  контроль над двумя другими, - на практике могут сохранить ту степень  раздельности, которая согласно аксиоме  Монтескье необходима свободному правлению".3 Таким образом создавалась система, способная к саморегулированию. В ней главный вопрос - проблема иерархичности, ибо только иерархически структурированная система способна к саморегулированию. "Чтобы заложить прочный фундамент под институт раздельных и автономных ветвей власти, что в определенной степени повсеместно полагают важнейшим условием для сохранения свободы, очевидно, требуется, чтобы каждая власть обладала собственной волей и, следовательно, строилась на такой основе, когда представляющие ее должностные лица имеют как можно меньше касательства к назначению должностных лиц на службе другой.

Названные политические деятели  предвидели возможность усиления законодательной  ветви власти и, будучи сторонниками сильной исполнительной власти, предложили двухпалатную структуру законодательного органа. "С этой точки зрения сенат  как вторая ветвь этой законодательной  ассамблеи, отличная от первой, но разделяющая  с ней власть, вероятно, будет  спасительным контролем над правительством. С ее наличием безопасность народа становится вдвое надежнее, ибо любые  замыслы узурпации или измены потребуют договоренности между  двумя автономными палатами, тогда  как в иных обстоятельствах было бы достаточно славолюбия и продажности  одной".

Важное место А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей отводили вопросам осуществления правосудия судами США, в том числе Верховным судом. Полагая, что судебная власть является наиболее уязвимым звеном в системе  государственной власти и находится  в опасности подчинения и влияния  со стороны прочих ветвей власти, они  считали, что она нуждается в  механизме, укрепляющем ее положение. В качестве такого укрепляющего средства был предложен принцип независимости  и несменяемости судей.

В трудах А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея нашел свое практическое применение принцип разделения государственной  власти, разработанный Дж. Локком и  Ш.Л. Монтескье. Кроме того, был предложен  механизм сдержек и противовесов различных ветвей единой государственной  власти и был найден практический механизм обеспечения народовластия.

Нельзя безусловно утверждать, что у теории разделения государственной  власти не существует оппонентов, они  есть. Некоторые авторы полагают, что  в реальной жизни теория разделения властей является лишь "формальной теорией".4 Многие авторы пишут о неэффективности принципа разделения государственной власти в условиях бюрократизации управления, необходимости оперативных решений в экстремальной обстановке. Был сформулировал принципиальный отказ от доктрины разделения государственной власти, который аргументируется статичностью концепции разделения власти. Многие указывают на то, что теория разделения государственной власти не подтверждается опытом функционирования государственного механизма. Кроме того, подчеркивается, что формальный подход к разделению государственной власти является вредным, так как практически не реализуем и в каждом государстве имеет свою специфику.

В зависимости от наличия  различных факторов практического  функционирования государственного механизма  того или иного государства баланс соотношения разделенных государственных  властей может изменяться. Очевидно, что в ХIХ столетии в системе  государственной власти США преобладало  влияние Конгресса (законодательной  ветви власти), а в последующем  и до настоящего времени - Президента и Правительства США (исполнительной власти). О принципе разделения власти прямо не упоминается в тексте Конституции США 1787 г., но механизм государственной  власти создан на основе положений  Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г., которая  содержит непосредственное воплощение принципа разделения государственной  власти.

 

 

 

1.2. Становление принципа разделения  властей в России

Начало XIX в. в России характеризуется развитием идей дворянских либералов, одним из видных представителей которых является М.М.Сперанский. его «план государственного преобразования»  в известной мере опирается на принцип разделения властных полномочий при формировании основной цели —  о переходе к конституционной  монархии. По мнению М.М.Сперанского, единая «державная власть», олицетворенная «государем», должна находить свое проявление в  трех властях: законодательной, исполнительной и судебной. По замыслу Сперанского, «в порядке законном» Государственная  дума действует как сословно-цензовый представительный орган государства, выражающий «народное мнение». Однако, при принятии решений Государственная  Дума была связана словом монарха. «В порядке управления» действует  правительство, министры, которые назначаются  императором и ответственны перед  законодательной власть. «В порядке  судном» выступает Сенат, члены  которого избираются губернскими думами и утверждаются царем. «Общее соединение всех государственных сил» осуществляет Государственный Совет, основным назначением  которого и является практическое руководство  всеми другими органами.5

Крупнейший представитель  либеральной политической мысли  второй половины XIX — нач. XX в.в. Б.Н.Чичерин  признавал единство государственной  власти, и подчеркивал, что «государство составляет единое целое, а потому задача его состоит в согласном действии всех элементов». Конституционная концепция  Б.Н.Чичерина строилась на взаимодействии четырех властей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Аристократическая верхняя  палата была призвана поддерживать стабильность общественной жизни. Нижняя палата, составляемая из народных представителей, должна была играть активную роль в установлении общеобязательных юридических норм. Вся палата правительственной власти, наделенной полномочиями по управлению государством, сосредотачивалась в  руках монарха, который назначал и сменял министров, ответственных  перед парламентом. Назначением  судебной власти являлась охрана законности, причем судебная власть была независима от других властей, и в ее реализации должны были принимать участие все  элементы общества. Четвертую власть представляло государственное единство, которое обеспечивало высшее благо  «целого, а не какой-либо части», являясь  высшим представителем государства. Это  власть монарха.6

В марксистско-ленинском  понимании принципиальный отказ  от разделения властей в государственном  устройстве, замена этого принципа на сугубо противоположное объединение  - соединение властей в руках одного органа (Советов). Ф.Энгельс сводил смысл  разделения властей к разделению труда в управлении государством, разделению государственных функций  на законодательные, исполнительные и  судебные.

Н.С.Прозорова поддерживала идею создания выборных, представительных учреждений для принятия законов, требования независимости суда, принципа законности, положения о недопустимости осуществления  законотворчества исполнительными  органами. Ю.А.Тихомиров выделяет четыре формы разделения властей: внутригосударственное, то есть обособление трех организационно-правовых форм государственной власти; сфера  взаимодействия государства с другими  субъектами политической системы; самоуправление в гражданской обществе и международная  форма, то есть сотрудничество государств в обеспечении прав человека. А.А.Белкин убежден, что принцип разделения властей давно потерял свое философское  наполнение и не имеет какого-либо фундаментального социального обоснования, ибо разделение властей — это  искусство комбинирования и перемещения  властных функций и полномочий. Механизм разделения властей есть исторический случай, а не универсальная норма  организации государственной власти. 7

Информация о работе Разделение властей в РФ