Разделение властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей 6
Глава II. Принцип разделения властей в России 18


Введение
Глава I. Появление и становление концепции разделения властей
Возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность
Становление принципа разделения властей в России
Глава II. Принцип разделения властей в России
2.1 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
2.2 Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП - Разделение властей.docx

— 57.21 Кб (Скачать)

В истории дореволюционной  России предпринимались попытки  ограничить произвол всесильной власти монарха законом, однако, объективные  и субъективные факторы не позволяли  претворить идеи разделения властей  в действительность. Устои и традиции деспотического правления не оставляли  шансов на реальную возможность «ввести» принцип разделения властей. Россия не могла следовать теории Ш.Монтескье, так как признавалась доктрина не разделения, а единения властей, основу которой составлял принцип абсолютной верховной власти императора.

Советскому периоду  было свойственно полное невосприятие и непонимание конституционного назначения принципа разделения властей. Принцип разделения властей в  основном не был воспринят марксизмом, концепцией которого служила концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного государственного органа. Невосприятие принципа разделения властей в России привело к  возникновению командно-административной системы.

Конституция СССР 1977 г. закрепила отход от теории разделения властей. Это отразилось в наделении  Советов качествами, возвращающими  их к статусу 1920-х годов. Советам  были подотчетны и подконтрольны  все другие государственные органы. Непосредственно и через создаваемые  ими органы Советы руководили всеми  отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Конституция РФ 1978 г. в числе демократических принципов  закрепила принцип разделения властей, что по замыслу было призвано сыграть  сугубо декларативную роль, они тем  не менее стали конституционной  реальностью и независимо от первоначального  замысла имеют по самой своей  сути исходное правовое значение. ДействительноЮ после 1-го съезда народных депутатов  в конституцию 1978 г. было внесено  более трехсот поправок, к которым  относилось также и новое положение, декларирующее принцип разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная, но в действительности реального воплощения не имело.8

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  в качестве важнейшего принципа функционирования правового государства было провозглашено  в п. 13 Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, принятой в 1990 г. В 1991 году были предприняты первые серьезные  шаги по реальному разделению законодательной  и исполнительной властей. В апреле 1991 года в Конституцию была перенесена из Декларации норма, закрепляющая принцип  разделения властей. Закон об изменении  и дополнении Конституции, принятые 24 мая 1991 г., ввел в Конституцию институт президентской власти. Однако законодатели сделали все возможное, чтобы  заложить правовые основы конфликтов между президентом, председателем  Совета Министров, Верховным Советом, Съездом. С введением новой редакции части 2 ст. 104 Конституции, закрепляющей за Съездом право принять к  своему рассмотрению и решить любой  вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, означало полный отказ от принципа разделения властей. Все вносимые поправки были направлены на расширение законодательной  власти и приводили к дисбалансу властей, что смогло привести к «диктатуре законодательной власти». В самом  начале данного периода по инерции  продолжало доминировать восприятие государственной  власти в лице Советов как явления  единого и неделимого. Традиционно  считалось, что в плане применения теории разделения властей к российской действительности «разделению» подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Закрепление  в Конституции России в 1992 г. положения  о том, что «система государственной  власти в российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст.3) свидетельствовало об официальном  признании этой теории.[

 

Глава II. Принцип разделения властей в России

2.1 Принцип разделения властей в  Конституции РФ 1993 года

 

Принцип разделения властей  в Конституции Российской Федерации  закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны»9.

Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и  свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления  государственной власти на общефедеральном  уровне выступают Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ10.

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации  власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Вроде  бы все ветви власти имеют своих  представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок  механизма разделения властей. В  действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации  и внутри страны, и в международной  жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией  осуществления Конституции, прав и  свобод, охраной суверенитета, независимости  и целостности государства. В  этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент  должен обеспечить координацию и  согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует  не как указующая инстанция, а  совместно с другими ветвями  власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации  участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право  вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность  президента два срока подряд11.

В сфере взаимодействия с  парламентом Президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных  Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает  и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет  его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные  акты не должны противоречить Конституции  и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению  заместителей председателя и федеральных  министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения  Президентского влияния на Правительство  введены ряд сдержек.

Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при  этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все  же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная  дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания  не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в  течение которого может отсутствовать  парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем  самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент  может не согласится с Государственной  Думой и не отправлять после выражения  ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии  возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной  Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный  роспуск Государственной Думы, Президент  не может в течение года после  выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции  Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной  и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев  управление страной посредством  Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы.  После  выборов Президенту так или иначе  придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам  участвует в деятельности всех государственных  органов.

Определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим  Вооруженных Сил, осуществляет руководство  внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы  гражданства, представляет кандидатуры  для назначения на высшие государственные  должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации  и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает  полномочных представителей Российской Федерации, Полномочия Президента. Президент  Российской Федерации высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена  парламентская ответственность  главы государства. Это значит, что  парламент не может заставить  Президента уйти в отставку. Но это  не значит, что глава государства  свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его  деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный  механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации  может быть привлечен к ответственности  только в случае государственной  измены или совершения иного тяжкого  преступления. Наличие признаков  такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная  процедура выражения импичмента. По Конституции РФ 1993 г. отрешение  от должности Президента становится практически невозможным12.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это  значит, что Правительство РФ подконтрольно  парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Законодательную власть в  Российской Федерации согласно Конституции  осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации.13

Конституция РФ учреждает  Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную  власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11).

Важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной  власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения  к другим органам государственной  власти.

Независимость - важнейшее  условие успешного выполнения парламентом  своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным  Собранием, это гарантирует законодательной  власти право принимать или не принимать любые законы без чьих-либо указаний.

Собрание не подчиняется  какому бы ни было контролю со стороны  исполнительной власти, оно самостоятельно определяет потребность в своих  расходах и бесконтрольно распоряжается  этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. В  своей деятельности Федеральное  Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем парламентская  независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие  институты конституционного права, как референдум, поскольку с его  помощью могут быть одобрены некоторые  законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые  приостанавливают действие законов, право  Конституционного Суда РФ объявлять  законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой  Финансовых законов только при наличии  заключения Правительства РФ. Эти  ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и  противовесами». При этом они не умаляют независимого положения  Федерального «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации»14

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек  и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с  парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров15.

Правительство Российской Федерации  обладает широкими полномочиями по осуществлению  внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

Информация о работе Разделение властей в РФ