Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Теория разделения властей — одна из ведущих политических доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Как правило, она противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.

Оглавление

Введение.
Исторические истоки концепции разделения властей.
Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства.
Реализация принципа разделения властей на современном этапе (на примере РБ).
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Разделение властей.docx

— 36.19 Кб (Скачать)

УО «Брестский государственный  университет им. А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по политологии

«Разделение властей»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Студентки V курса,

                                                                                биологического факультета

                                                                                ОЗО гр. А1

                                                                                Джиган Л.В.

 

 

 

 

 

Брест, 2011

План:

 

Введение.

  1. Исторические истоки концепции разделения властей.
  2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства.
  3. Реализация принципа разделения властей на современном этапе (на примере РБ).

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

За весь исторический период своего сознательного существования  общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной  модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца  XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права.

Теория разделения властей  — одна из ведущих политических доктрин и принципов буржуазного  конституционализма. Как правило, она  противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.

В советское время, на протяжении длительного исторического периода сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Цель работы – изучить  теории и принципы  разделения властей. В том числе и на примере  РБ.

         Задачи:

- раскрыть сущность теории  разделения властей Дж.Локка и  Ш.Монтескье;

- изучить ветви власти  в структуре государства;

- рассмотреть реализацию  принципа разделения властей  на примере РБ.

 

1. Исторические истоки концепции разделения властей.

 

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Идеологом социального компромисса 1688 г. выступил Джон Локк (1632-1704), который свое политико-юридическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении».

По Локку, до возникновения  государства люди пребывают в  естественном состоянии. В предгосударственном  общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего  разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью  и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся  в одно целое под эгидой ими  же установленного общего закона и  создавших судебную инстанцию, правомочную  улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности государство  отличается тем, что лишь оно выражает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать  законы для регулирования и сохранения собственности, а также право  применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному  существу поведение, соответствующее  его собственным интересам и  служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического  сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его  органами.

Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в  иерархическом порядке. Первое место  отводится власти законодательной  как верховной в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с  тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее довольно активное влияние.

Вопрос о государственной  форме, традиционный для европейской  политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или  могущих возникнуть форм правления; им лишь - категорически отвергалось  абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной  монархии, реальным прообразом которой  являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для  Локка важнее всего было, чтобы  любая форма государства вырастала  из общественного договора и добровольного  согласия людей, чтобы она имела  надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы  индивида, заботилась об общем благе  всех.

Суверенитет народа, по Локку  выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости, нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Учение Дж. Локка о государстве  и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных  революций со всеми ее сильными и  слабыми сторонами.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Наряду с юриспруденцией и политикой в поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории, социологии, религии, естественных наук, искусства и литературы.

Развернуто и последовательно  гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена в трактате «О духе законов». Главная  тема всей политико-правовой теории Монтескье  и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

В поисках «духа законов», т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления  о разумной природе человека, природе  вещей и т. д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы  и причины.

Закон, по Монтескье, как  раз и выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности  тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного в этих отношениях.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа  и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состояний. Он различает  три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа, или его части. Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают «основные краеугольные законы» данной формы правления.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В  общем виде Монтескье отмечает, что  аристократия будет тем лучше, чем  более она приближается к демократии, что, естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление  аристократического законодательства в целом.

Основные законы монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, - это законы, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть», т. е. наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов, и их место занимают произвол и  прихоть деспота, религия и обычаи, является установлением должности  полновластного визиря.

Природа каждой формы правления, таким образом, определяет основные, конституирующие данный строй законы. Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для  обеспечения политической свободы  в ее отношениях к государственному устройству.

Учение Монтескье о  «духе законов» и разделении властей, оказало существенное воздействие  на всю последующую политико-правовую мысль, на развитие теории и практики правовой государственности.

  1. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства.

 

Одним из важнейших признаков  правового государства является реализация принципа разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга.

Органы законодательной  власти занимают центральное место  в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов  является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной  власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных  стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства". Конституции  других государств в этих же целях  обращают внимание на то, какие по характеру  правила должны содержаться в  принимаемых парламентом законах.

Органы законодательной  власти обладают верховенством, поскольку  именно законодательная власть устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и  формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение  законодательных органов в механизме  государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими  законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в  них. Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам.

Следует отметить, что несмотря на монопольное положение в области  правотворчества, высший законодательный  орган, особенно в парламентских  республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны  правительства. Нередко правительство  сосредотачивает в своих руках  всю или почти всю законодательную  инициативу и оказывает влияние  на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане  более независим. Законодательная  инициатива в данном случае принадлежит  в основном депутатам, однако и в  этом случае исполнительная власть в  лице президента имеет много путей  воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать  с инициативой созыва специальных  сессий Конгресса.

Информация о работе Разделение властей