Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Теория разделения властей — одна из ведущих политических доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Как правило, она противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.

Оглавление

Введение.
Исторические истоки концепции разделения властей.
Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства.
Реализация принципа разделения властей на современном этапе (на примере РБ).
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Разделение властей.docx

— 36.19 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь  для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов.

В пределах своей компетенции  органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные  задачи по правовому регулированию  и руководству различными сферами  жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место  и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или  глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления  государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов  исполнительной власти.

Правительственная власть может  составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или  коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как  группа ближайших советников главы  государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу  пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия  и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме  регламентных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции объединяют и  направляют работу по руководству всеми  или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной  компетенции осуществляют руководство  лишь отдельными отраслями государственного управления.

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление  правосудия, разрешение возникших в  обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Подобно тому как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной  и исполнительной властей, система  судебных органов выступает в  качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Органы, осуществляющие правосудие - третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в  механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что он - арбитр в  спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или  исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме  разделения властей состоит в  сдерживании двух других властей  в рамках конституционной законности и права прежде всего путем  осуществления конституционного надзора  и судебного контроля за ветвями  власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

Структура судебных органов  в разных странах неодинакова. Именуются  они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные  народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США  национальная судебная система состоит  из Верховного суда США, Верховных судов  штатов, окружных судов, апелляционных  судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи  с этим устанавливает, что «судебная  власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими  судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».

Однако, несмотря на особенности  структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много  сходства в целях и задачах, которые  перед ними ставятся.

В большинстве конституций  современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

 

 

3. Реализация принципа  разделения властей на современном  этапе (на примере РБ).

 

          В Республике Беларусь реализация принципа разделения властей имеет свои особенности.

Согласно Конституции Республики Беларусь, « Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.

 Парламент состоит  из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 - Палата представителей, 64 - Совет Республики.

Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может  быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).

По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в  следующих случаях:

-при отказе в доверии Правительству;

-двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;

- на основании Заключения  Конституционного Суда Республики Беларусь.

Парламент не может быть распущен:

- в период чрезвычайного  или военного положения;

- в последние 6 месяцев  полномочий Президента;

- в период решения палатами  вопроса о досрочном освобождении  и смещении Президента с должности;

- в течение года со  дня первых заседаний Парламента.

«Согласно Декрету № 3 Президента Республики Беларусь от декабря 1996 г., до принятия Закона, определяющего  порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания, действует Положение о выборах членов Совета Республики. Этот нормативный документ определяет, что от каждой области и г. Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов избирается по 8 членов СР. Еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь. После опубликования вышеназванного декрета (№ 3) некоторые политики выступили в прессе с утверждением, что этот декрет не является легитимным, поскольку ст. 101 Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту издание декретов, предусматривающих изменение порядка выборов Парламента. Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17 января 1997 г. приняла постановление, в котором обратилась в Совет Республики с предложением подготовить и внести проект закона, определяющий порядок выборов членов верхней палаты Парламента Республики Беларусь.

Действительно, порядок выборов  депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время как в принятии законов участвуют обе палаты, выход был найден в издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право издавать декреты. При этом Парламент должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует учесть и то обстоятельство, что в силу особой необходимости Президент имеет право на издание временных декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. » Кунцевич К.Н.Конституционное право Республики Беларусь. Могилев,2000.

А теперь рассмотрим Порядок  принятия законов в Республике Беларусь.

«Любой законопроект, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией, становится законом только после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного  состава палат:

- после принятия закона  Палатой представителей он в  течение 5 дней передается на  одобрение в Совет Республики, где должен быть рассмотрен  в течение 20 дней, а при объявлении  законопроекта срочным - 10 дней;

- в случае отклонения  Советом Республики законопроекта  палаты могут создать согласительную  комиссию, формируемую на паритетной  основе из состава депутатов  палат;

- текст законопроекта,  выработанный согласительной комиссией,  должен быть представлен на  одобрение обеих палат;

- если согласительная  комиссия не смогла принять  согласованный текст законопроекта,  то Президент либо по его  поручению Правительство, могут  потребовать, чтобы Палата представителей  приняла окончательное решение,  причем в этом случае закон  считается принятым, только если  за него проголосовало не простое,  а квалифицированное большинство  депутатов Палаты представителей;

- закон, принятый Палатой  представителей и одобренный  Советом Республики, в течение  10 дней представляется Президенту на подпись. Однако если он в течение 2 недель не возвращает закон, он считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии;

- Президент может наложить  «вето» на законопроект. В частности,  при несогласии с текстом закона  Президент со своими возражениями  может возвратить закон в Палату  представителей. В этом случае  в течение не более 30 дней  Палата обязана рассмотреть закон  заново. Однако закон принимается  уже не арифметическим, а квалифицированным  большинством депутатов Палаты;

- если законопроект был  принят, то в течение 5 дней  он направляется на рассмотрение  в Совет Республики. Здесь он  считается принятым, если он одобрен  большинством не менее 2/3 голосов  от полного состава Совета  Республики;

- в результате, если «вето»  Президента преодолевается, то закон  представляется Президенту на  подпись, который должен это  сделать в течение 5 дней. Закон  вступает в силу и в том  случае, если он не будет подписан  Президентом в этот срок;

- если имеются возражения  Президента лишь на отдельные  положения закона, которые возвращаются  для повторного голосования, то  до вынесения окончательного  решения палатами закон подписывается  Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений,  относительно которых имеются  возражения Президента;

- как уже отмечалось  выше, право законодательной инициативы  в Республике Беларусь принадлежит  Президенту, депутатам обеих палат  Парламента, Правительству и гражданам  в количестве не менее пятьсот  тысяч человек. Но законопроекты,  следствием принятия которых  может быть сокращение государственных  средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента, либо по его поручению - Правительства;

- наконец, законы об  основных направлениях внутренней  и внешней политики Республики  Беларусь, о военной доктрине  являются программными и поэтому  считаются принятыми при условии,  если за них проголосовало  не менее 2/3 от полного состава  палат;

- законы подлежат немедленному  опубликованию после их подписания  и вступают в силу через  10 дней после опубликования, если  в самом законе не установлен  срок;

- согласно ст. 104 Конституции  закон не имеет обратно силы, за исключением случаев, когда  он смягчает наказание или  отменяет ответственность граждан.

Декреты Президента Республики Беларусь:

Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного  состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих  силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так  и срок полномочий Президента на издание  декретов. Закон принимается по предложению  Президента Республики Беларусь. Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение  Конституции Республики Беларусь;

- толкование Конституции;

- изменение и дополнение  программных законов;

- утверждение республиканского  бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов  Президента и Парламента;

- ограничение конституционных  прав и свобод граждан;

- право изменения закона  о полномочиях на издание декретов;

- право принимать нормы,  имеющие обратную силу;

Информация о работе Разделение властей