Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Теория разделения властей — одна из ведущих политических доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Как правило, она противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.

Оглавление

Введение.
Исторические истоки концепции разделения властей.
Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства.
Реализация принципа разделения властей на современном этапе (на примере РБ).
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Разделение властей.docx

— 36.19 Кб (Скачать)

В силу особой необходимости  Президент по своей собственной  инициативе, либо по предложению Правительства  Республики Беларусь может издавать временные декреты, также имеющие  силу законов. Однако эти временные  декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе  палаты парламента. Временные декреты  могут быть отменены депутатами палат  не менее 2/3 голосов от полного состава  каждой из палат.

 «Исполнительная власть  в Республике Беларусь осуществляет  Правительство - Совет Министров  Республике Беларусь - центральный  орган государственного управления». Конституция Республики Беларусь 1994 (с изменениями и дополнениями).

Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед  Парламентом.

 Структуру Правительства  определяет Президент (ст. 84 Конституции)

 Президент назначает на должность:

-Премьер-министра;

-заместителей Премьер-министра, министров и других членов  Правительства.

Президент вправе по собственной  инициативе принять решение об отставке Правительства. Правительство слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь (такими же полномочиями обладает Президент Молдовы - ст. 83 Конституции). Правительство обязано информировать  Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства  и о всех его важнейших решениях.

Правительства несет ответственность  перед парламентом. Парламент дает:

-«согласие на назначение Президентом Премьер-министра дает Парламент в лиц Палаты представителей;

- в течение 2 месяцев  после своего назначения Премьер-министр  обязан представить для обсуждения  Парламенту программу деятельности  Правительства, а в случае ее  отклонения представить повторную  в течение двух месяцев.

- Парламент в лице Палаты  представителей может отклонить  или одобрить программу деятельности  Правительства. Причем повторное  отклонение программы означает  выражение вотума недоверия Правительству.  В этом случае Правительство  заявляет Президенту о своей  отставке.

Национальное собрание Республики Беларусь правом отмены актов Правительства  не наделено, однако оно может обратиться по этому поводу к Президенту, имеющему право отменять постановления Правительства, а также в Конституционный  Суд, который может принять заключение о частичном или полном несоответствии Конституции».

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством  либо назначаемых центром местных  органов исполнительной власти (местной  администрации), либо выборных органов  местного самоуправления.

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

Конституцией Республике Беларусь предусмотрены:

а) Конституционный Суд  РФ;

 б) Верховный Суд  РФ;

 в) Высший Хозяйственный  Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

Суда Республики Беларусь на сегодняшний день определяются Конституцией, Законом о внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (1994-1997 гг.).

Согласно ст. 116 Конституции  и разделу II Закона, 6 судей из 12 назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики. Причем Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент Республики Беларусь в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в Республике бела и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров.

 

 

 

 

Заключение

 

Разделение властей между  государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной  власти. При этом за каждым органом  закрепляются определенный круг задач  государственной власти, соответствующих  его компетенции.

Следовательно, одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Непосредственно организация  и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие  идеи, начала, лежащие в основе его  создания и функционирования, и проявляющиеся  как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его  отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов  закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах.

Принцип разделения властей  существует не только в теории государства  и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных  формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Республике Беларусь государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при  этом имеет свои специфические особенности.

Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего  в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь  в виду при создании структуры  государственных органов и определении  контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей  не имеет и, видимо, не может иметь  абсолютно "чистых" форм своего осуществления.

Список использованной литературы:

 

 

1.Конституция Республики Беларусь 1994 (с изменениями и дополнениями).

2.Политология. Энциклопедический  словарь. Мн., 2003 .

3.Кунцевич К.Н.Конституционное право Республики Беларусь. Могилев, 2000.

4.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.:Новый Юрист, 1998.

5.Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт,1997.

6.Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997, 416с.

7.Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

8.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред В.Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 2005.

9.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под ред проф Т.Н. Редько. - М.: 2007.

 

 




Информация о работе Разделение властей