Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексном теоретическом исследовании и выявлении основных тенденций развития идеи разделения властей, осуществления и функционирования механизма государственной власти.
В соответствии с поставленной целью, автором работы были определены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы реализации принципа разделения властей;
• рассмотреть генезис идеи разделения властей;
• проанализировать процессы функционирования механизма государственной власти в Российской Федерации;
• выявить актуальные проблемы принципа разделения властей в механизме осуществления государственной власти;
• проанализировать и выявить основные модели реализации принципа разделения в современных государствах;
Объектом данного исследования выступают как общественные отношения, возникающие в процессе функционирования механизма осуществления государственной власти, а также тенденции и закономерности реализации принципа разделения властей в процессе осуществления государственной власти.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие различные аспекты механизма осуществления государственной власти Российской Федерации, а также в ряде других государств, научные взгляды и мнения правоведов на проблемы государственного механизма, механизма государственной власти, эволюцию теории разделения властей.
Методологической базой исследования служит система современных методов познания, среди которых базовым является диалектический, позволяющий раскрыть сущность механизма государства и механизма осуществления государственной власти. В рамках данного исследования использованы общенаучные (социологический, системного анализа, сравнительный), а также частно-научные методы познания социально-политических и социально-правовых явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.
Источниковедческая база изучена и использована монографическая литература, в том числе зарубежная, по вопросам государственного строительства в условиях становления правового государства, гражданского общества, взаимодействия и функционирования власти в системе разделения властей.
В связи с исследованием теоретических истоков принципа разделения властей, широко использованы труды Д. Локка, Ш.Л. Монтескье.

Оглавление

Содержание……………………………………………………………………...1
Введение…………………………………………………………………………2
1.Истоки, роль и значение «разделения властей».........................................3
1.1.История развития теории разделения властей……………………………3
1.2Практическое значение идеи разделения властей………………………….11
2.Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе……..13
2.1.О разных взглядах и подходах к роли и месту концепции разделения властей в современной государственно- правовой теории и практике……………….14
2.2. Соотношение законодательной и исполнительной властей. Место и роль судебных органов в рассматриваемой триаде…………………………………17
3. Теория разделения властей в российской истории……………………....22
Заключение............................................................................................................30
Библиография……………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая- разделение властей2..doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Содержание……………………………………………………………………...1

Введение…………………………………………………………………………2

1.Истоки, роль и значение «разделения властей».........................................3

1.1.История  развития теории  разделения властей……………………………3

1.2Практическое  значение идеи разделения властей………………………….11

2.Разнообразие  взглядов на теорию разделения властей на Западе……..13

2.1.О разных взглядах и подходах к роли и месту концепции разделения властей в современной государственно- правовой теории и практике……………….14

2.2. Соотношение законодательной и исполнительной властей. Место и роль судебных органов в рассматриваемой триаде…………………………………17

3. Теория разделения властей в российской истории……………………....22

Заключение............................................................................................................30

Библиография……………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  В настоящее время происходит становление новой Российской государственности, адекватной современному уровню развития гражданского общества. Однако противоречия, наблюдаемые во взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации, затрагивают сущностные вопросы построения, организации механизма осуществления государственной власти.  
Развитие современной юридической наукой теории правового государства требует актуализации категориального аппарата. Уточнение основных категорий теории государства с современных методологических позиций позволяет более полно исследовать основополагающие проблемы воплощения идеи разделения властей в государственном строительстве Российской Федерации.  
Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации современного Российского государства, вытекающие из его определения как демократического, правового и социального (ст. 4), требуют новых подходов к анализу механизма осуществления государственной власти Российской Федерации.  
Основой механизма осуществления государственной власти является принцип разделения властей. Данный принцип отражает процесс реализации государственной власти. В этой связи исследование его практического выражения в нормативных правовых актах, регулирующих организацию и функционирование органов государственной власти Российской Федерации, позволяет комплексно рассмотреть процесс осуществления механизма государственной власти в Российской Федерации. Комплексный анализ принципа разделения властей как основы механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации позволит решить практические проблемы взаимодействия и взаимоотношения органов государственной власти, в целях обеспечения баланса между ветвями власти.  
Цель исследования заключается в комплексном теоретическом исследовании и выявлении основных тенденций  развития идеи разделения властей, осуществления и функционирования механизма государственной власти.
 
В соответствии с поставленной целью, автором работы были определены  следующие задачи: 
• исследовать теоретические основы реализации принципа разделения властей;  
• рассмотреть генезис идеи разделения властей;  
• проанализировать процессы функционирования механизма государственной власти в Российской Федерации;  
• выявить актуальные проблемы принципа разделения властей в механизме осуществления государственной власти;  
• проанализировать и выявить основные модели реализации принципа разделения в современных  государствах;  
   Объектом данного исследования выступают как общественные отношения, возникающие в процессе функционирования механизма осуществления государственной власти, а также тенденции и закономерности реализации принципа разделения властей в процессе осуществления государственной власти.  
   Предметом исследования являются нормы права, регулирующие различные аспекты механизма осуществления государственной власти Российской Федерации, а также в ряде других государств, научные взгляды и мнения правоведов на проблемы государственного механизма, механизма государственной власти, эволюцию теории разделения властей.

   Методологической базой исследования служит система современных методов познания, среди которых базовым является диалектический, позволяющий раскрыть сущность механизма государства и механизма осуществления государственной власти. В рамках данного исследования использованы общенаучные (социологический, системного анализа, сравнительный), а также частно-научные методы познания социально-политических и социально-правовых явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.  
     Источниковедческая база изучена и использована монографическая литература, в том числе зарубежная, по вопросам государственного строительства в условиях становления правового государства, гражданского общества, взаимодействия и функционирования власти в системе разделения властей.

     В связи с исследованием теоретических истоков принципа разделения властей, широко использованы труды Д. Локка, Ш.Л. Монтескье. 

1.Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли.

1.1 История развития теории разделения властей.

          Генезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII в. политико-правовых теорий английского философа- материалиста, создателя идейно-политической доктрины либерализма Дж. Локка(1632-1704) и французского просветителя, философа и правоведа Ш.Л.Монтескье(1689-1755). Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в его главном труде “Два трактата о государственном правлении” (1690) .

      В конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

      При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стали возможными появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения» властей в жизнь1.

      Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая (основная фаза) — со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза приходится на середину XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

      С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно — той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной частью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации»2.

      Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии — в интерпретации Д. Локка и во Франции — в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить не только из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

      В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важно не только констатировать такие объективно существовавшие факторы, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), как достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством и др.

      Объективные факторы — реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они безусловно имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.

      Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка3.

      Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

      Согласно философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия — эта постоянная тирания и беззаконие находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

      Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека, как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими; способность претворять общие правила в конкретных ситуациях; наконец, способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данных природных черт человека обосновывались необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ведающую международными отношениями) власти.

      Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись 
позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, 
«есть три рода власти: власть законодательная, власть, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

      В силу обладания первой властью государь (или учреждение) создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступников и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государства»4.

   В 40-60гг. XVII в. у представителей движения индепендентов и левеллеров можно найти четко сформулированное положение о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации, естественных прав и свобод. Были выдвинуты и воплощающие эти идеи конституционные проекты. Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Им были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим постоянно действующего органа и др. Он писал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть -законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был “употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов”. Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека.

     Дж. Локк в своем учении утверждает, что государство было создано по взаимному согласию людей для защиты их жизни, свободы и имущества. Для выполнения этой задачи политическая власть наделяется правомочием издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех5. Отличаясь друг от друга своими функциями, эти власти, по Локку должны быть, разделены и переданы в разные, ибо в противном случае правители получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

      Таким образом, разделение властей являлось для Дж. Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти: разделение и взаимодействие властей, необходимость их связи и соподчинения, представительный характер законодательной власти, верховенство закона, независимость судей. Свой классический вид доктрина разделения властей приобретает в теории Ш. Монтескье. Идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения изложены в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении — «О духе законов» (1748).

   Идеализируя английскую систему правления, развивая идею Дж. Локка, Монтескье заключает, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить плюралистическое согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

   Ш. Монтескье уже не выделяет законодательную власть как основную, он подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей. Новым этапом в становлении теории разделения властей стали работы Ш. Монтескье, которые оформили положение о трех властях. До него ни левеллеры, ни Дж. Локк не выделяли еще особой судебной власти, хотя отправление правосудия у них фактически обособлялось. Развив теоретические основы доктрины разделения властей, Ш. Монтескье выдвинул идею о “равновесии” и взаимных “сдержках” властей, а также высказал мысль о том, что в органах государственной власти должны быть представлены все сословия общества. Разумное государство, по Ш. Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. В соответствии с конституционным проектом Ш. Монтескье законодательная власть являлась лишь выражением “Общей воли государства...”. Основное назначение - выявить право и сформировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан.

Информация о работе Теория разделения властей