Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие власти и принцип разделения властей в государственном механизме.
Считаю необходимым для достижения указанной цели решить ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность властных отношений;
- рассмотреть понятие и признаки государственной власти;
- дать характеристику легальной и легитимной государственной власти;
- изучить исторические факторы, повлиявшие на зарождение принципа разделения властей;
- представить существующие ветви власти в системе разделения властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1. Сущность и виды государственной власти……………………………..
5

1.1. Властные отношения: понятия и сущность власти………………..
5

1.2. Понятие и признаки государственной власти……………………..
8

1.3. Легальная и легитимная государственная власти…………………
12
2. Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма……………………………………………….

18

2.1. Исторические основы теории разделения властей……………….
18

2.2. Ветви власти в системе разделения властей………………………
22

2.2.1. Представительная власть в системе разделения властей…….
22

2.2.2. Исполнительная власть в системе разделения властей………
25

2.2.3. Судебная власть в системе разделения властей………………
29
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Понятие власти. Принцип разделения властей в государственном механизме.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНЦЕПЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА УСТРОЙСТВА  ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

 

2.1. Исторические  основы теории разделения властей

Теория и практика разделения властей имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения властей при всей своей  актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому  является достоянием всей цивилизации. [13, с. 11]

Впервые идея ограниченной и сложноорганизованной государственной  власти появилась в Древней Греции. Именно там начала формироваться  современная модель государственности. При изучении всякой теории и уж тем более содержания теории разделения властей, как важнейшего политико-правового  принципа, который является основой  государственного механизма, необходимо учитывать идейные истоки этой доктрины, ее историческую преемственность и  связь с другими концепциями. В процессе исследования чрезвычайно  важно иметь в виду особенности  окружающей среды, в которой реализуется  идея, национальный характер народа и  специфику традиций осуществления  публичной политической власти в  конкретной стране.

Древнегреческое идейно-теоретическое  наследие оказало огромное влияние  на становление и дальнейшее развитие государственности и мировой  правовой культуры. В Древней Греции была создана, а позднее в римской  политико-правовой практике доведена до определенной степени завершённости  система политико-правовых принципов  и категорий, которые составляют основу современного мировоззрения. Принципиально  важно отметить уникальность античной интерпретации личности и гражданского общества, понимание особенностей их взаимодействия с государством и  отдельными его институтами. Впоследствии такое восприятие всего социального  стало отправной точкой и одновременно ориентиром для западноевропейской политической и правовой культуры. [13, с. 13]

Античная Греция передала эстафету Риму. Греческая модель организации  государственной власти в основных своих чертах была заимствована Римской  республикой. Она являлась базовой, идеальной формой публичной власти, к которой стремился Рим и которую достиг, обеспечив тем самым определенную правовую и политическую стабильность в государстве, относительную гармонию общественных отношений (прежде всего между аристократами-патрициями и плебеями), начиная с ликвидации царской власти в конце VI в. до н.э. до открытых нарушений демократических традиций в государственном управлении в I–II вв. н.э. Взаимодействие Сената, магистратур, консулов, Народного собрания представляло собой достаточно отточенную, осмысленную, эффективно работающую систему. [14, с. 217]

Уже на первом этапе логика и закономерности развития государства  как явления постоянно указывали  на несовершенный и противоречивый по своей сути характер этого типа социальной власти. Первый опыт управления обществом доказал необходимость  своеобразных «подпорок» в виде официальной  идеологии и псевдодемократических  форм правления. Даже действуя вопреки  интересам народа, государственная  власть всегда искала и сознательно  создавала дополнительные средства легализации и легитимации, что  доказывает первичность общественного  не только в хронологическом, но и  в содержательном плане. Вся история  античного мира стала прологом эпохи  сосуществования общества и государства  как разных и одновременно необходимых  друг другу миров, каждый из которых  представляет собой сложнейшую систему, развивающуюся по собственным законам  в общем контексте человеческой истории.

На смену античному  полису и империи с республиканскими институтами власти приходит средневековое  мировоззрение, основанное на вотчинно-сеньориальной системе общественных отношений и принципах христианской морали. Именно в это время складывается классическое государство, которое окончательно отделяется от общества и приобретает черты уникального социального явления. [13, с. 38]

Во времена средневековья  создаются основы современной государственности, в конце концов, возникает само понятие «государственный аппарат», смыслом которого становится четкая государственно-властная иерархия специальных  органов управления. Особенности  строения и функционирования механизма  феодального государства запустили  процесс самоидентификации бюрократии как ведущей социальной силы, зачастую определяющей действия главного субъекта властных отношений средневекового общества – монарха. Социальный прототип бюрократии возникает на позднем  этапе средневекового времени из идеи служения сеньору как особого  образа мысли и жизни. По сравнению  с античностью властные отношения  приобретают новое качество –  появляется возможность и даже необходимость  договора между субъектом и объектом, которая в принципе не могла возникнуть в рабовладельческом обществе. Все-таки статус слуги предполагает значительно  больший объем личности, чем статус раба. В это время оформляется жесткая система административного управления (в античном мире она была достаточно аморфна), ее создание было вызвано необходимостью оперативного реагирования на быстро меняющиеся социально-экономические процессы. Происходит разделение публичной и частной сфер. Государство как особый элемент жизни общества становится субъектом и объектом права. Закономерным следствием этого процесса стал вопрос об ограничении вмешательства государства в частную жизнь общества (впервые обоснованно встает вопрос о разграничении функций гражданского общества и государства). Для общества становится важным выработка механизма контроля над обособившемся государственным аппаратом, и в этом смысле идея разделения властей приобретает новые формы. [15, с. 212]

Ш.Л. Монтескье, который обобщил  и комплексно развил концепцию разделения власти, заслуженно считается наиболее авторитетным идеологом данной доктрины, воплотившейся в практику государственного строительства Франции и многих других стран.

Д. Локк и Ш.Л. Монтескье, формулируя концепцию разделения государственной  власти, несомненно, стремились ограничить власть монарха по отношению к  подданным, пытались поставить заслон чрезмерной концентрации власти в руках  одного человека, ограничить возможности  злоупотребления властью, установить взаимный контроль и взаимное ограничение  разных ветвей власти. Тем не менее, сам принцип разделения власти и  механизм его реализации эти авторы трактовали различно.

Труды Д. Локка и Ш.Л. Монтескье  не ограничивались проблемами наиболее разумного государственного устройства, сердцевиной их воззрений были их представления о правах и свободах, демократии. Их последователи творчески  развили учения своих предшественников. Так, Жан Жак Руссо (1712-1778) в трактате "Об общественном договоре" обосновал  идею народного суверенитета, в соответствии с которой источником и носителем  власти в государстве признавался  народ. Таким образом, принцип разделения государственной власти был соединен с осознанием сущности власти как  исходящей от народа воли, где народ  является единственным источником власти. [14]

Теория разделения государственной  власти оказала существенное воздействие  на становление и развитие государственности  в США посредством своего закрепления  и реализации в Конституции 1787 г. Но еще ранее этот принцип был конституционно и организационно сформулирован в Декларации независимости (1776 г.), а дальнейшее развитие получил в Билле о правах (1791 г.).

В зависимости от наличия  различных факторов практического  функционирования государственного механизма  того или иного государства баланс соотношения разделенных государственных  властей может изменяться. Очевидно, что в ХIХ столетии в системе государственной власти США преобладало влияние Конгресса (законодательной ветви власти), а в последующем и до настоящего времени - Президента и Правительства США (исполнительной власти). О принципе разделения власти прямо не упоминается в тексте Конституции США 1787 г., но механизм государственной власти создан на основе положений Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г., которая содержит непосредственное воплощение принципа разделения государственной власти. [13]

 

2.2. Ветви власти  в системе разделения властей

2.2.1. Представительная  власть в системе разделения  властей

Представительная ветвь  власти - неотъемлемая составляющая принципа разделения властей. Формирование, структура, полномочия и взаимоотношения представительной ветви власти с иными ветвями  и внутри нее тесно связаны  с реализацией принципа разделения властей.

Равновесие властей сохраняется  благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек  и противовесов.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место  среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной). Исполнительная и судебная ветви  хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Следует отметить, что определение  ветви власти вообще, и представительной (законодательной) в частности, в  современной российской науке, несмотря на обилие исследований органов представительной власти и принципа разделения властей, дано не было.

Представительная (законодательная) власть осуществляется прежде всего  общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

В политическую науку парламент  вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти, а именно ее законодательную функцию, и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие  таинства государственной власти путем  признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и  контраргументы перед принятием  законов означало целую революцию  в государственном управлении. Поэтому  парламентаризм можно рассматривать  как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения  человека-подданного и бесправного  в человека-гражданина, наделенного  политическими правами, прежде всего  правом выбора власти в обществе.

Система представительной ветви  власти характеризуется слабыми, в  сравнении с системой исполнительной ветви власти, внутрисистемными связями. Системность представительной ветви  власти подтверждается наличием единого  источника власти (народа), общими принципами формирования и деятельности, единой компетенцией с разделением территории воздействия. В поддержку мягких внутрисистемных связей говорит  отсутствие императива между вышестоящим  и нижестоящим представительным органом - по сути, их и назвать таковыми нельзя. Общегосударственный представительный орган не вправе распустить представительный орган субъекта Федерации, автономии, административно-территориальной единицы. Представительство интересов, выборность - следующие характерные черты исследуемой ветви власти. Не останавливаясь на деталях, сформулируем основную позицию: выборность, являющаяся одной из характерных черт как всей системы представительной власти, так и ее составляющей - парламента, должна проводиться на основании смешанной избирательной системы как наиболее демократичной.

Представительные органы обладают определенным объемом функций  и полномочий, набор которых зависит  от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие местные представительные органы.

Теория разделения властей  отнюдь не предполагает создание "китайской  стены" между различными ветвями  власти. Да это и невозможно, поскольку  речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве  не может быть несколько различных  по своей сущности властей: это исключается  концепцией государственного суверенитета.

В условиях редкого в истории  и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей - политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом  разграничении ее ветвей порождает  переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с  названием "законы" вправе принимать  за редким исключением только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть. [16, с. 130]

В сферу законодательной  власти вмешиваются верховные и  конституционные суды, конституционные  советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым  лишать их юридической силы.

В свою очередь парламент  тоже может осуществлять отдельные  исполнительные и судебные функции. Так, он иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными  функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке  импичмента по правилам судебного процесса.

Согласно букве демократических  конституций парламент является верховным законодательным органом  государства, однако в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия, Россия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

Информация о работе Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма