Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. То, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Оглавление

Введение
I. Возникновение и сущность власти.
II. Понятие, структура и агенты власти.
1. Субъект власти.
2. Объект власти.
3. Природа подчинения.
III. Ресурсы, процесс и виды власти.
1. Понятие ресурсов власти.
2. Типы ресурсов.
3. Процесс властвования. Два «лица власти».
4. Виды власти.
IV. Соотношение властей в обществе.
V. Политическая легитимность.
1. Соотношение легитимности и эффективности власти.
VI. Принцип разделения властей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.31 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

Введение

I. Возникновение и сущность  власти.

II. Понятие, структура  и агенты власти.

1. Субъект власти.

2. Объект власти.

3. Природа подчинения.

III. Ресурсы, процесс и  виды власти.

1. Понятие ресурсов власти.

2. Типы ресурсов.

3. Процесс властвования. Два «лица власти».

4. Виды власти.

IV. Соотношение властей  в обществе.

V.  Политическая легитимность.

1. Соотношение легитимности  и эффективности власти.

VI. Принцип разделения  властей.

Заключение

Список литературы 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Понятие власти является одним  из центральных в политологии. Оно  дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Определение понятия  власти, её сущности и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и  государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о  природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной  задачей политологии. То, что древнегреческое  “архе”, обозначавшее “власть” или  “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе  власти.

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для  воспроизводства человеческого  рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов  России. С развитием оседлости  постепенно утверждалась племенная  власть. Формирование власти территориальной  обусловлено необходимостью организации  общественного производства, которое  немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений  между людьми. С появлением классов  и государства кровные, родовые  связи были разрушены, моральный  авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая  отделилась от общества и встала над  ним. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Возникновение  и сущность власти 

 

 

    Власть служит основой, объектом и  движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.    

Великий древнегреческий  философ Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.) в своей работе "Политика" утверждал, что "Существует много  разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над  человеком более совершенна, чем  власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее  исполняемая им работа…    

Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует  над телом, как господин, а разум  над нашими стремлениями - как государственный  муж".    

Что же такое власть, какова ее природа?    Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. "Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть", - известная формула М. Вебера.     

Существует множество  определений власти. Приведем некоторые  из них.    

Власть - это способность, право или возможность распоряжаться  кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение  или деятельность людей с помощью  различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.     

Власть - это политическое господство над людьми.     

Власть - это система государственных  органов.     

Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.     

Власть - это способность  или потенциальная возможность  принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие  на поведение и действия людей.     

Американский политолог  Г. Саймон определяет власть таким образом: "А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В".   

Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как  компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).    

Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над  женой, родителей над детьми.    

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая  концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность  отношений между политическими  субъектами в обществе. В связи  с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется  способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и  С, то можно утверждать, что субъект  А имеет власть над субъектами В и С.    

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.     

Принуждение - это характерный  признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить  на принуждении и насилии, так, же как и только на позитивных стимулах.     

В Конституции Российской Федерации утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное  правовое государство...". Задача правового  государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.     

Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным  в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и  концентрирования власти. 

 

II. Понятие, структура  и агенты власти  

 

Власть — одно из фундаментальных  начал общества и политики. Она  существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве  — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из определений  обычно акцентирует внимание на той  или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие важнейшие аспекты  трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — пишет Бертран Рассел . Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение.

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей . Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

6. Реляционистские (от французского слова « relation » — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.  

 

1. Субъект власти  

 

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое  сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект  обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к  власти, проявляющаяся в распоряжениях  или приказах. Большинство людей  не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной  с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности  для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность  субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет  организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени  наделены всеми этими качествами.

Информация о работе Принцип разделения властей