Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. То, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Оглавление

Введение
I. Возникновение и сущность власти.
II. Понятие, структура и агенты власти.
1. Субъект власти.
2. Объект власти.
3. Природа подчинения.
III. Ресурсы, процесс и виды власти.
1. Понятие ресурсов власти.
2. Типы ресурсов.
3. Процесс властвования. Два «лица власти».
4. Виды власти.
IV. Соотношение властей в обществе.
V. Политическая легитимность.
1. Соотношение легитимности и эффективности власти.
VI. Принцип разделения властей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.31 Кб (Скачать)

Впервые на ограничительное  свойство власти особое внимание обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его  «вторым лицом власти». Реальное проявление в обществе этого свойства политической власти состоит в ее способности исключать из сферы  общественных дискуссий и политических решений определенные темы и тем  самым предотвращать их адекватное отражение в массовом сознании и  реальное развертывание соответствующих  политических конфликтов.

В странах командного социализма такими запретными для критики темами были прежде всего право коммунистических партий на руководство обществом  и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и  оппозицию. В ФРГ 50— 60-х гг. блокированной  властями политической темой явилось, например, отношение к строительству  атомных электростанций. Согласие, достигнутое по этому вопросу  политической элитой, СМИ, предпринимателями  и менеджерами под прикрытием популярного лозунга «больше  роста — больше энергии», позволило  исключить саму дискуссию об альтернативных атому источниках энергии .

Способы властвования имеют  сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии  в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над  подданными), тоталитарными (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и  прав личности) и др.

Процесс властвования упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право. (Они специально анализируются в последующих главах.) 

 

4. Виды власти 

 

Особенности различных элементов  власти (субъекта, объекта, ресурсов и  процесса) могут использоваться в  качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» .

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это, прежде всего, власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению  объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

Политическая  власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. 

 

IV. Соотношение  властей в обществе  

 

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи, в том числе  марксистской ориентации, считают важнейшей  среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств. В  рыночном обществе, где почти все  имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ  принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние  на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает  опасность установления плутократии  — прямого политического правления  небольшой группы богатеев. В Современных  западных государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между  собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и  общественности, демократическим устройством  государства.

Политическая власть, испытывая  сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять  ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние  на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства, несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.

Во взаимодействии различных  властей в обществе имеет место  так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении дохода.

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике  — наличие множества конкурирующих  центров влияния, в политике —  разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а  также самой государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере —  плюрализм СМИ и других источников знания и информации.

Как уже отмечалось, типологии  власти разнообразны. В зависимости  от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень  — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные  органы государства; мезоуровень —  организации (областные, районные и  т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация  власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п. 

 

V. Политическая  легитимность  

 

Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться  гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание  ее правомерности, права управлять  и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон  и в соответствии с ним, может  быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов  подчинения он выделил три главных  типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических  государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации, и, соответственно, типы легитимности. Один из них — идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

В странах командно-административного  социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства  в попытках получить признание и  поддержку населения очень часто  прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко  устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация  основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью  методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в  формировании идеологических платформ или их выборе. 

 

1. Соотношение  легитимности и эффективности  власти 

 

Легитимность власти коренится  в политической культуре населения  и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным — с позиций  норм нравственности, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может  дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и  властью характеризуется понятием эффективности.

Информация о работе Принцип разделения властей