Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. То, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Введение
I. Возникновение и сущность власти.
II. Понятие, структура и агенты власти.
1. Субъект власти.
2. Объект власти.
3. Природа подчинения.
III. Ресурсы, процесс и виды власти.
1. Понятие ресурсов власти.
2. Типы ресурсов.
3. Процесс властвования. Два «лица власти».
4. Виды власти.
IV. Соотношение властей в обществе.
V. Политическая легитимность.
1. Соотношение легитимности и эффективности власти.
VI. Принцип разделения властей.
Заключение
Список литературы
Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Несмотря на мотивационные
различия легитимность и эффективность
власти взаимосвязаны. В конечном счете
любые типы легитимности власти очень
во многом определяются надеждами населения
на ее эффективность, т.е. удовлетворение
его требований. Многие авторитарные
режимы, первоначально страдающие дефицитом
легитимности, например в Чили, Южной
Корее, Бразилии, впоследствии в значительной
мере приобрели ее благодаря успешной
экономической политике, укреплению
общественного порядка и
Однако достичь эффективности,
не обладая легитимностью, т.е. одобрением
и поддержкой граждан, достаточно сложно.
В наши дни большое число государств
переживает кризис легитимности. На протяжении
многих десятилетий особенно остро
он проявлялся в форме политической
нестабильности, частых государственных
переворотов в «третьем мире». В
последние годы проблема легитимности
стала крайне актуальной для большинства
посткоммунистических стран. Это связано
с разрушением там
Неспособность правящих режимов
таких государств вывести свои страны
из кризиса подрывает доверие
населения к рационально-
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии (подробно о демократии см. разд. IV), основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.
VI. Принцип разделения властей
Проблемы разделения властей
в новое время встали в ряд
первоочередных вопросов переустройства
общества на демократических началах.
В XVIII веке выдающийся французский просветитель,
правовед и философ Ш. Монтескье
активно выступал за осуществление
принципа «разделения властей» как
необходимого условия обеспечения
свободы в обществе и предотвращения
деспотизма и тирании. В своём
труде «О духе законов» в 1748 г. он писал:
«Для того чтобы предупредить…
Существо тройственного разделения властей состоит в том, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга. В соответствии с теорией «разделения властей» законодательная власть возлагается на парламент страны, исполнительной властью наделяются президент и Совет (кабинет) министров, а правосудие, судебная власть принадлежит судам. Сюда же относится задача усиления самоуправления на местах.
Названные сферы власти разграничиваются
с помощью правовых норм, причём
таким образом, чтобы каждая из них
выполняла, только свою функцию, а в
целом они служили бы разумному
ограничению каждой из этих сфер власти.
Так, например, исполнительная власть
может действовать
Исполнительная власть занимается
решением текущих вопросов государственной
и общественной жизни. Основным органом
исполнительной власти является правительство.
Обычно оно выполняет две функции.
Первая – непосредственное руководство
деятельностью всего
Судебная власть осуществляет
правосудие. Судебные органы определяют
соответствие действий организаций, политических
институтов, людей установленным
законом нормам и предписаниям и,
в случае необходимости, применяют
санкции для прекращения
Особое место в системе
власти занимает глава государства,
который в определённой мере совмещает
некоторые стороны
В научной литературе нашей
страны отношение к проблеме разделения
властей долгое время было негативным.
Считалось, что теория «разделения
властей» – буржуазная по своей
сути и марксизм отвергает эту
теорию, как не учитывающую классовую
природу государства. Полагали, что
в социалистическом обществе разделения
властей быть не должно. И её не было.
В бывшем СССР, впрочем, как и в
других странах, называвших себя социалистическими,
власть существовала слитно, неразделимо
в лице высших партийных структур.
Все три власти: законодательная,
исполнительная и судебная были затянуты
в один узел. Наибольшая концентрация
власти приходилась на исполнительную.
Законодательная практически
В настоящее время в
России с большими трудностями и
противоречиями постепенно складывается
система разделения властей. Законодательная
власть сосредоточена в
Идеи Монтескье о разделении
властей в той или иной степени
воплотились в политической практике
буржуазно-демократических
Разделение властей в
либеральных демократиях
Заключение
Власть и есть та основа,
которая определяет политику; власть
существует везде, где есть совместная
деятельность; это необходимый атрибут
общественных отношений, суть которого
заключается в переводе материальных
и духовных интересов и сил
в совместное действие. Для того
чтобы обеспечить совместность в
любом деле, кто-то должен взять на
себя инициативу распоряжения. Эта
инициатива либо принимается, либо оспаривается.
Такова абстрактная модель функционирования
власти: господства, доминирования
и согласия и подчинения. В реализации
же действительного властного акта
дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение
и сопротивление оказываются
переплетенными между собою весьма
сложным и для каждого
Так же я хотел подчеркнуть
и то обстоятельство, что классическая
постановка вопроса о власти исходит
из того, что она представляет собою
совокупность политических институтов,
посредством функционирования которых
одни социальные группы получают возможность
навязывать свою волю другим и действовать
в соответствии с так называемыми
общими (общенародными
Нельзя не согласиться
с мнением А. Здравомыслова, что
власть является центром, своего рода,
силового поля, напряжение в котором
распространяется неравномерно. Можно
сказать, что сама власть представляет
собой определенную совокупность средств
организации социального
Еще раз следует подчеркнуть, что любое совместное действие обязательно предполагает определенное соотношение между властью, авторитетом, с одной стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения “вездесущность” власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.
Отчетливо осознавая, что
люди страдают либо от чрезмерного
давления власти, либо от безвластия, ни
одно из направлений в современной
науке не поддерживает ни авторитарно-тоталитарных
теорий, выраженных, например, в формуле
“одна нация — одно государство”,
ни утопических концепций
Список литературы:
1. Политология: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. М., - 2001.
2. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. Соловьев А.И. М., - 2000.
3. Политология, под редакцией профессора М.А.Василика. М., - 2007.